4. Идентификационный расчетный счет

Андрей Девин
Сколько времени существуют государства, столько же времени существуют и налоги. В древности они, как правило, взимались в натуральной форме в виде какой-то части имущества или произведенного продукта. С развитием товарно-денежных отношений произошел постепенный переход к денежным налогам, однако во все времена шла и идет борьба между налогоплательщиками и фискальными органами государства, ответственными за взимание налогов.
Невозможно описать все бесчисленные способы, которыми пользуются люди, чтобы как-нибудь избежать уплаты налогов в полном объеме. Справедливости ради необходимо признать, что нередко это явление связано с тем, что власть вводит такие сборы, которые находятся далеко за границами здравого смысла (и не только экономического). В большинстве случаев такие действия вызваны благородным желанием наполнить государственную казну, однако в связи с этим полезно будет напомнить, куда чаще всего ведут благие намерения.
Разумеется, государство не взирает безучастно на попытки как-то его надуть. Нет нужды проводить здесь подробный анализ всех существующих методов борьбы с уклонением от уплаты налогов, отметим лишь, что этих методов также изобретено немалое количество.
В последние годы все более широкое распространение получила идея о том, что для увеличения налоговых сборов эффективнее вести контроль не над доходами, а над расходами налогоплательщиков. Существует мнение, что такой контроль вынудит их самих декларировать свои основные доходы.
В рассматриваемой ниже модели предлагается пойти по этому пути еще дальше. На начальном этапе государство могло бы ввести такую меру, как присвоение всем своим гражданам идентификационного кода налогоплательщика (ИКН).
Такой код присваивается человеку при рождении (либо при достижении им определенного возраста) и сопровождает его всю жизнь, причем этот код можно было бы использовать повсеместно во всех случаях, когда требуется идентификация личности.

На смену различным современным удостоверениям личности могли бы прийти пластиковые карты, аналогичные кредитным и содержащие фотографию владельца и некоторую необходимую информацию, в том числе и в неявном виде. Естественно, эта информация должна включать имя владельца и его идентификационный код. Этот код представлял бы собой буквенно-цифровую комбинацию, которая могла бы, в частности, отображать полностью или частично имя, дату рождения, место рождения или регистрации и т.д.
В случаен необходимости в структуру кода может быть включена и другая информация (срок действия удостоверения, группа крови, наличие прав на управление транспортными средствами и т.д.).

Повсеместное введение ИКН может встретить сопротивление, в частности, предъявлением обвинения в попытке насадить тоталитарный контроль и ограничить основные свободы. Представляется, однако, что эти опасения напрасны, поскольку подразумевается, что своевременно будут разработаны и внедрены меры, направленные на предотвращение какой-либо угрозы правам личности. В связи с этим пока оставим обсуждение этой проблемы специалистам по правам человека.
Значительно более существенным в описываемой модели является другое: идентификационный код налогоплательщика является не просто регистрационным номером, но фактически представляет собой некий аналог номера текущего банковского счета, на который перечисляются практически все денежные поступления в адрес обладателя данного ИКН и при помощи которого тот осуществляет основную часть своих расходов.
В связи с указанным обстоятельством для дальнейших рассуждений более целесообразно вместо идентификационного кода налогоплательщика рассматривать такое понятие, как идентификационный расчетный счет (ИРС).
В этом месте необходимо сделать несколько замечаний и пояснений.
Во-первых, техническое обеспечение такой меры представляется сегодня абсолютно невозможным, однако если вспомнить, о чем шла речь в главе 1, то появятся основания утверждать, что в достаточно обозримом будущем эта проблема может быть вполне успешно решена.
Во-вторых, совершенно очевидно, что указанная мера несколько ограничивает такое право, как тайна вклада. Об этой проблеме также упоминалось в главе 1, поэтому и на ней останавливаться не будем.
В-третьих, в той же главе 1 уже отмечалось стремление к некой общемировой валюте, но прогнозировать, когда весь мир станет пользоваться едиными деньгами, сейчас несколько преждевременно. Наибольший интерес рассматриваемая модель могла бы представлять именно в случае использования «единых всемирных денег», однако даже их отсутствие на сегодняшний день не выглядит непреодолимым препятствием. Если рассматривать отдельно взятую территорию со своей национальной валютой (страну), то все манипуляции с деньгами, о которых ниже пойдет речь, касаются только этой национальной валюты.
Необходимо отметить также, что повсеместное использование при расчетах такого идентификационного расчетного счета связано с целым рядом особенностей, но этим особенностям будет посвящена отдельная глава, а мы теперь более подробно остановимся на таких понятиях, как сбережения и связанная с ними предельная величина остатка на ИРС.

(продолжение — http://www.proza.ru/2014/02/23/80)