О смысле жизни глава 13

Сария Мамадова
 13. Просвещение – как противоядие от всех бедствий
                Человечества.               
                Образование – лицо разума
                ( Кей-Кавус)
                В одном просвящении мы найдём спасительное
                противоядие от всех бедствий Человечества
                ( Н.М.Карамзин)
            Полученное образование играет важную роль в жизни человека. У  необразованного человека (будь то мужчина, или женщина) ограниченное мышление, видение происходящего, отсутствует дальновидность. Он испытывает затруднение осмыслить увиденное, услышанное. У них даже вгляд – невыразительный и бессмысленный.
          Трудно представить, что малообразованный человек разумно вникает в глубину вопросов, связанных с процессами жизнедеятельности, жизнеобеспечения. Это относится и к его трудовой деятельности.
Мозг такого человека не способен принимать, анализировать полученную информацию, вникать в суть вопроса.
             Это происходит вследствие того, что мозговая деятельность и функции мозга работают и развиваются только в процессе познания, изучения, эксперимента, развития и применения способностей. А там где нет развития - нет прогресса.
           Если человек ведёт активный образ жизни в области самосовершенствования, стремиться к достижению научных, творческих, интеллектуальных и другого рода результатов, итогов своей деятельности, то мозг его постоянно задействован, развивается, растет база данных мозга и у такого человека до самой старости он прекрасно работает, а соображение не меняется. Это как в хорошо отлаженном механизме. Если даже самый совершенный механизм стоит долго без выполнения своих механических функций, он перестает работать.
Человек, мало работающий над повышением своего уровня развития и образования, в решениях колеблющийся и неуверенный. Такие люди обычно нерешительны, легко податливы и неудачливые в жизни, ведут образ жизни, ограниченный вопросами быта, потребления, нехитростная работа.
         Их мозг не способен принять то, что  выходит за пределы их рассудочного постижения, а главное понять уровень развития других людей, который намного превышает их собственный.  Некоторым события, происходящие в личной и общественной жизни, остаются непонятыми.
 Потому так важно развивать мышление, анализ, логику, которое дает только хорошее образование. Человеку постоянно надо находиться в состоянии познания. Только получив образование (конечно не формальное), человек начинает думать, мыслить, логически размышлять и только в этом случае поднимается над уровнем развития примитивного человека, начинает осмысливать своё положение, управлять мыслями и эмоциями, уже не подвержен так называемому стадному чувству и становиться в конечном итоге «Homo sapiens» – человеком разумным.
Не вникая в подробности  физиологических процессов деятельности мозга, но из информации вытекает вывод, что при пассивном использовании человеком функций мозга, происходит, так называемая, атрофизация отдельных клеток, или участков его, отвечающих   за полноценную деятельность, связанных   с постоянной его активацией, загрузкой большого количества информации, духовного развития, подключение внимания, мышления и всего того, что поддерживает его в активном, нестареющем состоянии. Многие жалуются на провалы в памяти, в невозможности сосредоточиться на чем-то нужном и главном, трудности в решении каких-то действий, задач. Другие – не понимают чарующую красоту музыкальных произведений, безразлично могут пройти мимо  художественных щедевров, а большинство – мимо книжных магазинов и т.п. Это всё связано с тем, что многие живут даже не напрягая своих мозгов, не заостряя внимания на окружающую действительность, не тренируя память, не читают и т.д., то есть мозг – практически незадействован.
               Известно, что дети от природы любознательны, находчивы,  если заниматься их развитием с малых лет, то  в основном, они  хорошо и быстро всё воспринимают и запоминают.   Согласно экспериментальных данных,  связанных с  двумя группами детей дошкольного возраста, детям одной, из которых концентрировали внимание на различного рода предметах, природных явлениях  , пейзажах, картинах и т.п.,  было выявлено, что те из детей, которые отличались любознательностью и повышенным вниманием и интересом  - оценки интеллекта были повыше. Позже, когда исследовали этих же детей в пятилетнем возрасте, они и по темпераменту оказались очень пластичными, более спокойными, менее возбудимые, способные долго находиться в состоянии внимания.
А родители другой группы отмечали трудности регуляции внимания, неусидчивость, импульсивность.
Внимание – крайне тренируемая вещь внутренней сосредоточенности можно научить!
Мы же знаем, как это важно, как от умения удерживать внимание на главном, зависит не просто способ человека решать задачи, а вообще всё: совокупный мир и итоги его жизни и  деятельности.
Процесс познания наступает ещё в утробном состоянии ребёнка, когда он уже чувствует свою желанность, или не желанность появления на свет. Может некоторых удивит, но он воспринимает негативное и позитивное отношение к своему рождению, приятную музыку и нежное отношение матери, к ещё не родившемуся желанному (если таковое имеет место) ребёнку.
С рождением, сила познания окружающего его мира увеличивается.
               
             Порою при создании семьи, некоторым советуешь жениться на девушках из порядочных семей, где прекрасно отдают отчёт, что семейная жизнь – это наука о понимании, любви, семейном счастье и постоянный труд на благо семьи. Только тот очаг будет благословен и поддержан Вселенной, если в нём царит атмосфера любви,  добрых взаимоотношений, где каждый член семьи дарит душевную теплоту, прикладывает все усилия для благополучия, покоя , порядка и мира в семье.
          Но некоторые, придерживаются мнения и потом очень сожалеют об опрометчивом шаге, что можно жениться и на тех, чья нравственность оставляет желать лучшего и тем, кто сам не привык заботиться и уделять много времени семье, семейным устоям, даже не умеющим готовить и не собирающимся даже к этому прилагать усилия. Когда на это обращаещь внимание, то слышишь от мужчин, (разумеется только на начальном этапе), что сейчас много ресторанов, всегда можно пообедать, а национальные блюда, требующие много старанья, можно поесть в специализированных на них заведениях. Да! Это действительно так.
Но весь секрет заключается в другом,  которому  многие не придают внимания и о чём  даже не подозревают. Например, те же поездки на курорты Турции например. В день по несколько раз столы просто ломятся, в прямом смысле этого слова, от разнообразной пищи, гарниров, всевозможного ассортимента блюд, печеных изделий, просто глаза разбегаются.  Но  те, которые привыкли есть вкусную и с любовью приготовленную еду, где заботливая жена и мать учитывает все вкусы своих домочатцев, нарезает, готовит с любовью, думая о любимых  блюдах, страется успеть приготовить к их приходу, то её позитивная энергия и любовь перетекают в пищу и та, становиться вкуснее и приносит только удовольствие. Такая пища и хорошо усваивается организмом, идёт на благо.  И в этом тоже особо- заботливые матери находят смысл семейной жизни.
А когда всё готовится в больщих количествах и для всех ( в производственных масштабах),  потому всё делается механически с большой скоростью, не думая и не вникая, а тем более ничего не вкладывая в приготовление – ничего!
         А относительно национальных блюд, то они требуют специальных навыков, скурпулёзности в выполнении мелких операций, связанных нередко с тонким раскатыванием теста, ровныс идеальным нарезанием на крошечные квадратики, на каждый из которых кладётся мясная начикна с обязательным добавлением лука и сухой мяты (это в случае приготовления «дюшпяры»).  А когда готовится «гюрза», то на уже кружочки выкладывается жаренный мясной фарш  с добавлением тонкомолотого жёлтого корня, а потом с особенностями лепки того и другого.
Приготовление кутабов тоже – особое колдовство над пищей. Начинки разняться: в мясной фарш добавляются гранатовые зёрна; в так называемую слегка подслащенную с помощью сахарного песка, тыквенную кашу добавляется прожаренный репчатый лук и зёрна граната; а в начинку из зелени кладётся прожаренный луки несколько ложек сметаны, или мацони, соль и перец по вкусу, всё перемешивается, только в таком случае достигается сочность начинки. Любую начинку раскладывают на одной половине тонко раскатанного теста в виде круга, другую пустующую половиной теста прикрывается начинка, края приживаются и уже потом кутабы жарятся. И возможно женщины, которые всё вышеперечисленное проготовляют в ресторанах с национальным уклоном, делают все с сопереживанием своих незавершенных дел, мысли их заняты своими проблемами, возможно негативными переживаниями. Многие работают, чтобы прокормить семью, детей и в душе где-то завидуют и негодуют против тех, которые пришли с мужчинами и те тратят на них деньги, а им приходится вкалывать до изнеможения.   
Ещё  часто в штат семьи,  нанимают женщину, которая готовит для семьи обед и мы не знаем ход их мыслей и конечно же они ходят сделать это по быстрому, чтобы потом решать уже свои проблемы и детей, которых содержат.  Я не высказываю категоричность, просто привожу свои соображения. Это всё примеры безразличных людей теперь уже в роли поварих, нянек, гувернанток, гладильщиц и т.п. Хорошо есть посудомойные и стиральные машины, а то штат значительно раздулся.  В доме будут находиться большое количество  разноплановых женщин и не только различающимися по обязательствам, взваленным на них. Не уверена , что хозяйка с особым восторгом относилась к большому штату приходящих и дети будут наглядно видеть отношение к чужим людям и позже равняться на мать.
      Я просто излагаю свои мысли, хочу доступно объяснить почему, так важно, чтобы в семье  обед готовился хозяйкой дома, причем с удовольствием и удовлетворением  самим процессом и результатами собственного приготовления, а то опять будет по ресторанному принципу и никакого прока,  о вкусе не может быть и речи и того хуже – все проблемы и негатив перекинут на еду.
А те мужчины, которые женились не по зову сердца, а по зову плоти, рано или поздно поймут, что их семейная жизнь не сложилась, они только оплачивали услуги обслуживающего персонала, слушали претензии, недовольства и выполняли    непомерные капризы женщин, которые вышли замуж не по любви, а по расчёту и избалованных детей, которые неправильным воспитанием,  и нерадивостью служили только причиной переживаний, болезней и страхами, где их искать, как улаживать их  проблемы с учёбой в школе, в  платном частном институте, так как в другой устроить их не получиться, занимались решением  их неблаговидных дел, неугодных контактов и отношений, то есть нервотрёпки не оберёшься, а главное – не мечтайте даже о благодарности с их стороны.  Они, к этому – не привыкли.
Когда-то им захочется теплоты отношений, семейного покоя, домашнего уюта, поесть с любовью приготовленную пищу и они будут тосковать о понимающей, заботливой и надежной жене, хорошо воспитанных детях, понимающих сыновий, дочерний долг, но будет слишком поздно.
                ******               
Просто затронулась тема приготовления кутабов (национальная кухня) и в связи с этим, некоторые воспоминания из моей юности. Я своим усердием и знаниями поступила в Азербайджанский Институт Нефти и химии (АзИНЕФТЕХИМ), ныне – Нефтяная Академия. На вступительных экзаменах я сдавала технические предметы: физику, химию, математику и литературу. Набрала высокие баллы и была зачислена в институт. Каждый семестр заканчивала, несмотря на трудные предметы, на отлично и в качестве поощрения, любящие родители отправляли меня по комсомольской путёвке в одну из социалистических стран. Но, когда мой отец по туристической путёвке поехал в круиз на теплоходе , который обогнус все острова Японии, разумеется с остановками для ознакомления с городами Японии и приехал, восторженный от увиденного, пообещал мне, что пошлёт меня обязательно в Японию. Он был очень обязательным человеком,  прекрасным семьянином и заботливым отцом, дедушкой, на редкость удивительной души Человеком  слова и конечно же сдержал обещание.
        Так как повод для таких подробностей возник на основе приготовления кутабов, то следует сказать, что за 22 дня круиза, мы питались только  на теплоходе, за исключением посещения одного японского и одного китайского ресторана на суше. На экспурсии мы ехали в комфортабельных автобусах и надо сказать, что это был далёкий 1978 год, но дороги были в таком должном состоянии, что складывалось впечатление, что автобус скользит до такой степени гладкой дороге, что не ощущаешь   
даже малейшего намёка на неровность. А ещё проезжаешь удивительной красоты ланшафты, где листья на деревьях такой окраски, что диву даёшься – как писал Булат Окуджава: - «Листва багряная – осение цветы»; склоны невысоких холмов покрыты , в свою очередь, низкими апельсиновыми деревьями, оранжевая окраска спелых апельсинов которых, придавала фантастический облик холмам; в автобусе звучала музыка, льющаяся из самой совершенной аппаратуры в мире; в парках, раскинувшихся на территории  красных Храмов города Киото ходили пятнистые, ручные олени.
 А ещё в Японии принято выражение «искуственная естественность». Так, например гуляешь в парке, а там через речку переброшен деревянный мостик с перилами, даже сучки замечаешь. Гид даёт объяснение, что это –иммитация дерева, а подпорки перил и сами перила – гипсовые, или выбираешь красивый деревяный поднос  с плетёнными ручками – а это доподлинная имитация.
Дело в том, что Японцы практичный народ во всём, свою природу берегут, не как у нас, когда массы деревьев при сплавлении по большим рекам, образуют заторы и подвергаются гниению. Дерево они импортируют и перерабатывают без отходов. Даже кора, стружки и опилки полностью перерабатываются и для них расточительная роскошь – использовать на перила и подобный антураж настоящее дерево, как в прочем, и в другом случае, то есть любая подделка выглядит максимально естественно.   
      Автобус вдруг проезжает по прекрасному, светлому, тоннелю, гид сообщает, что тоннель прорыт под водной толщей, а городе Осака останавливаемся около ярко освещенного красивого здания, поражающего  дизайном и оформлением,   и оказывается, что – это подземный универмаг. А ещё поражаешься безупречной чистоте города ( это далёкий 1978 г.), где японки ходят в национальном кимоно,  кипельно-белых носочках и национальных открытых сандалиях, которые так и остаются неизменно чистыми на городских улицах. На рыбном рынке в Токио – ослепительная чистота, как в лучших мировых госпиталях, рыба продаётся уже разделанной, сами продавцы в белоснежных халатах, нет  даже намёка на рыбный запах, а тем более хоть пятнышка крови. Поражали и безупречной чистоты рабочие комбинезоны в местах, где ими проводились ремонтные работы.
Уже тогда в Японии строились высотные торговые центры, с таким ассортиментом продаваемых товаров, что диву даешься. Представьте в 1978 году   целый этаж, где продаётся только овувь и т.д. График нашего пребывания на экскурсиях по городу был очень плотным и напряженным, потому, что порт находился вдали от центральной части города. Потому, автобус мог остановиться перед торговым центром и на осмотр выделялось только 20 минут. Обычно в заграничных поездках все годы меня меньше всего интересовали покупки, я отдавала предпочтение экскурсиям и сама проявляла инициативу вне программы.
      Короче – глаза разбегаются, всего 20 минут, поменяли только 18 рублей советскими деньгами. Вот и думай, что нужны хотя бы сувениры для членов семьи. Но к счастью магнитофоны, ковры, искуственно культивированный жемчуг и пожалуй всё – доступно для покупок. Одежда, дублёнки, мясо, хлею – очень дорогие, потому, когда нас два раза водили   в рестораны, каждому предлагали тонкий кусок хлеба, можно сказать воздушной выпечки и почти невесомый. Но это далеко не самые важные детали из всех впечатлений от посещения неодринарной Страны Солнца.
            Но вернёмся к теме кутабов. Вот едем мы в автобусе , после обеда, кормёжка на теплоходе всех доконала, я вдруг начинаю  мечтать вслух, что сейчас бы кутабов мясных, сочных с гранатами, обжаренных в масле. Ты их свёртываешь и надкусываешь и наслаждаешься сочной мясной начинкой, вкусом кислых гранатных зерен, лопающихся во рту и хорошо прожаренным тестом. Тут как говориться, у всех просто слюнки потекли, так образно я рассказывала. Всем так захотелось кутабов, что зачинщица вызванного ажиотажа, то есть я пообещала проявить инициативу и организовать приготовление кутабов на теплоходе.
     По возвращению из экскурсии на корабль, я отправилась прямиком в капитанскую рубку, объяснила своё присутствие и повод, по которому пришла. Пообещала, что мы капитана и всю команду обязательно угостим незаурядной национальной едой. Капитан с готовностью согласился и добавил, чтобы я все организационные вопросы решала с его помощником. Помощник оказался очень покладистым и доброжелательным человеком и пообещал выделить мясной фарш, лук, муку. Я поручила собрать у наших туристов, оставшиеся в наличии несколько гранатов и  почистить их. Из, женщин только двое вызвались помогать мне. И тут, когда я месила тесто, меня как    гром среди дня поразила мысль о специальной скалке для раскатки теста. Это должен быть особый вид скалки – только национальный атрибут в виде – охлов (название), а где её возьмешь на корабле?.Я уже минуя помощника(на разговоры не было времени) узнав, что на теплоходе есть плотник стремглав бросилась на его поиски, а разыскав подробно рассказала о форме, размерах, конфигурации основного раскаточного предмета. Он оказался на редкость сообразительным и сказал, чтобы я пришла через 20 минут. Я с готовностью согласилась, но твёрдо сказала, что из мне понадобяться две скалки, одной – на такую ораву не раскатаешь. Он улыбнулся и пообещал. Короче, мы раскатывали, начиняли, посыпали зёрнышками граната, а потом – это немыслимое количество кутабов я, оставшись среди энтузиастов одна, жарила на огромной плите вдоль которой в два ряда были разложены противени, я шла вдоль плиты и переворачивала кутабы, а готовые складывала в большие кастрюли, которые сразу же отправлялись наверх. Я была разгорячена,вся раскраснелась, и была пресыщена вкусными запахами. Один из кутабов порвался, но я не осмелилась его съесть, но потом, когда переодевшись вошла в огромную столовую, меня встретили аплодисментами, а перед каждым на тарелки лежали кутабы, но я не смогла притронуться ни к одному. Запахи насытили, не хотелось есть. Все остались очень довольным, особенно команда и члены туристических групп, которые были кроме нас в круизе, а я так и до сих пор не знаю вкус тех кутабов.
    Когда на корабле отмечали День Азербайджана, мы представили достойную программу, потом все были единогласны во мнении, что наш день  был самым содержательным , познавательным  и интересным вплоть до концерта,  представленных сувениров и национальных  сладостей. Большой резонанс получил представленный стенд. Я собрала у всех членов делегации виды Баку, Сумгайита. Соединила с помощью клея шесть рекламных плакатов, на оборотной стороне толстым фамастером вывела заглавие «Широко шагает Азербайджан» - изречение Л.М.Брежнева после его посещения Республики.  Фото клеила по рубрикам виды Баку, Промышленный город Сумгайит, Прикладное искусство, Производственные мощности, Архитектура, Культура и живопись и т.п. 
Гостей встречал огромный стенд, уголок сувениров. Из портьер мы сшили национальную одежду, а из тюлевых занавесок – расклещенные рукава, присущие верхней части женской одежды и накидку на голову. Пару молодых девушек в этих костюмах держали два больших подноса и продукцией Бисквитной фабрики и обносили гослей, а музыкальная часть поразила всех присутствующих. Музыкальную часть взял на себя замечательный и талантливый композитор Сулейман Алескеров, находящийся в составе делегации. Он выявил вокальные возможности каждого, составил репертуар, провел репетиции.Я исполняла и аккомпанировала себе на рояле песню из репертуара любимого композитора Полада Бюль Бюль оглы.
Вообще Азербайджан всегда славился своими талантливыми и очень музыкальными людьми, но лучшие и самые талантливые певцы, музыканты – все были родом из Карабаха.
           Помню, когда я плыла с подругой на теплоходе через Онежское и Ладожское озера в Кижи, который славился своеобразными и неповторимыми архитектурными памятниками деревянного зодчества, на теплоходе в музыкальной комнате стоял рояль – всегдашний предел моей мечты.
Так вот за три дня пребывания в плавании туда никто не заходил, чтобы сесть за рояль. Мы вдвоём заходили к красиво оформленную комнату, я садилась за заветный рояль играла для себя и пела песни из репертуара, тогда очень модного и любимого публикой композитора и исполнителя Полада Бюль Бюль оглы. Я тогда подумала, что если бы на теплоходе плыли жители родного Баку, нашлось бы очень много желающих сесть за рояль.
             Короче, День Азербайджана прошёл на ура! Все остались очень довольны, а когда покидали теплоход в конце турне, Руководитель нашей группы держал свёрнутый стенд-плакат, а из сумки торчали деревянные охлов. Он сказал, что это вещественные доказательства и ему могут не поверить.
               

   Вернёмся к назиданиям.       Воспитание детей – это очень вжный аспект в жизни родителей, семьи.  Так важно правильное воспитание, а самое главное – не пускать формирование детей на самотек.
В первые несколько лет после рождения ребёнка, детей,  отнеситесь к их развитию и формированию со всей серьёзностью. Это начало, вы закладываете фундамент, и от того, насколько он будет крепче, тем устойчивее, совершеннее и прочнее будет, возведённый на надёжном фундаменте, дом.
Помните, что будущее детей – в ваших руках и от этого зависит, какими они будут, когда вырастут.
А сейчас, некоторые воспоминая из моего дошкольного детства. Известно, что  для ребёнка первый и главный Учитель – это родители, потому у них должна быть высокая духовная, интеллектуальная и культурная планка развития.
            В течение всей жизни по настоящему заботливые родители разумно, терпеливо, выполняют свой родительский долг с пониманием своего высшего назначения - и это считают главной целью и задачей в своей земной жизни. Тезис – посадить дерево, родить сына должен быть не на словах, а на деле. Родить сына первая ступень, а надо его ещё воспитать хорошим человеком, настоящим мужчиной. Он должен быть честным, бескомпромиссным, принципиальным с нормальной жизненной позицией, стремящимся к цели на каждом отрезке жизненного пути. Я всегда говорю: «Мало радоваться рождению сына, надо уметь воспитать из него – настоящего мужчину».
Это должен быть настоящий мужчина в прямом смысле этого слова – человек, стоящий за своими словами, действиями, клятвами, прекрасный семьянин, отец, которому в свою очередь выпала честь воспитать своих детей и наконец – самое немаловажное и главное – быть благочестивым в сыновнем долге. Быть благодарным своим родителям за их постоянную заботу и внимание к нему до  их глубокой старости. Достойно выполнять и свой гражданский долг.
Уверяю вас, если вы сами хорошо воспитаны и правильно воспитываете своих детей, очень заботливы, понимающие и разделяющие с ними все их радости, беды, чаяния, если стараетесь быть им полезными, поддержкой и советчиками во всех начинаниях – сын, дочь вырастут достойными членами общества, на радость постаревшим родителям.
Многие ловили себя на той мысли, что когда дети успешны, радостны и хорошо воспитаны, то большего счастья им (родителям) не нужно.
Тогда они спокойно могут заниматься своими текущими делами – быть полезными обществу, окружению.
Не беспокойтесь, у вас всё получится, только надо жить с уверенностью и решимостью, что всё получиться, наладится, образуется.
Не думайте, что поддержка, родительский долг – это слепая, потакающая во всем любовь, ограждение их от всех трудностей, самостоятельного решения задач и проблем, возникающих у них в процессе формирования и роста.
А главное – это не вседозволенность и воспитание избалованного, непослушного ребенка и шалуна. Не надо умиляться по любому, даже порой беспричинному поводу, считать баловство и нежелание что-то делать – ребячеством. Нерадивый ребёнок – не причина для бахвальства и годости – это ваша печаль и горечь на все последующие годы.
Баловать детей и постоянно заботиться о них – разные аспекты воспитания. Повторюсь: «Вырастет – образумится, поумнеет, научиться» - в корне неправильные, полные заблуждения и всегда, как правило, ничем неоправданные тезисы.
 Мой отец очень ценил и понимал красоту  приобщал нас к ней.
Вкус, любовь к природе формировались у меня в поездках. Я очень любила часами сидеть у окна вагона и с интересом рассматривала проезжающие пейзажи: леса, реки, мосты, поля, засеянные или вспаханные, где по краям желтели цветы подсолнухов, или  росла королева полей кукуруза. Проезжали станицы, деревни и большие города.
На остановках женщины подносили к подходившему поезду ведра с фруктами, овощами, варенных домашних кур, ряженку в крынках, но больше всего завораживали палочки, на которых как по винтовой лестнице были нанизаны и перевязаны рядами сверху вниз крупные черешни, вишни.
Яркое и наиболее сильное впечатление из детства было пребывание в Ленинграде.
Мы ходили по этому замечательному, с архитектурной точки зрения городу, расположенного на берегу Невы, и всё нравилось и широкие проспекты, зелёные парки и   набережная, каналы и мосты,  с монументальными скульптурными произведениями, Исакиевский Собор и др.
Особое впечатление произвёл памятник основателю города Петру I. Величественная посадка головы, увенчанная лавровым венком, вздыбленный конь, где даже прожилки, мышцы и вены на ногах были напряжены.
Впечатление было настолько сильным на долгие годы, что я уже тогда решила для себя, что обязательно, также как и мои родители, привезу детей в этот красивый город с его замечательными пригородами, парками, дворцами, соборами, фонтанами и обязательно, конечно же, покажу им памятник Петру I.
Помню многочасовое простаивани  в очередях, чтобы попасть во Дворец в Петергофе. Экскурсии по фонтанам Петергофа – незабываемое на долгие годы впечатления, а также   Эрмитаж с величественной и роскошной парадной мраморной лестницей, ведущей на второй этаж.
А ещё помню, Всесоюзную Выставку Народного Хозяйства в Москве. Выставка запечатлелась в памяти сильно и на всю жизнь. Впечатляло не только территория выставки, вход со скульптурой В.И. Мухиной, фонтаны, особенно фонтан «Дружба народов» с позолоченными фигурами всех представительниц Союзных Республик в национальных одеждах, пруды и, конечно, Павильоны каждой Республики. Каждый, из них был своего рода произведением архитектурного и строительного искусства, а внутри в натуре было представлено всё, чем богата была та или иная Республика. Запомнились фрукты и овощи нашего павильона таких размеров и окраски, какие не встречались даже на городских рынках города. А ещё на территории запомнились газоны с аккуратно постриженной травой, цветущие кусты роз, а также карликовые деревья с яблоками.
Бог дал мне возможность побывать с детьми в Ленинграде. Когда я в волнении, что не найду памятник Петру I дошла наконец, с двумя маленькими детьми одному из которых было чуть больше 4-х, а другому – 6, до знаменательного памятника, увидела разочарованные лица детей, которым я так много рассказывала в ожидании их впечатлений. В действительности, это были перестроечные годы – впереди ожидался развал Советского Союза, город был в запущенном состоянии, а памятник, который когда-то действительно потрясал своим величественным видом был в плачевном состоянии.
«Мама», - заметили дети, - «это же зеленый памятник». Бронзовая поверхность его, давно не знавшая реставрации и должного ухода, превратилась в зеленую окалину, и памятник производил удручающее зрелище. Но хорошо, что им не понравился только памятник.
По Эрмитажу они ходили с большим вниманием, из Рыцарского зала не хотели уходить. Когда уже время подошло к концу и останавливаться на деталях не осталось время, мы ускорили шаги, но в каждой комнате анфилады, я останавливалась, обращала их внимание на потолок с лепкой, фресками и люстрой, потом на паркет из разных пород деревьев под ногами. Надо сказать , что ни одна люстра и рисунок на паркете – не повторялся. 
Но самым большим для меня подарком было то, что когда мы из пансионата в Зеленом бору, где отдыхали по профсоюзным путевкам, совершили долгую поездку на автобусе, затем на электричке и снова  автобусе, доехали наконец до Екатерининского дворца в Пушкино, а  пока добирались до дворца, шли через парк,  побывали в гранитной галерее с гигантской статуей Геракла перед входом; любовались мраморным мостом, где покормили уточек (бутерброды и термос всегда были с нами). А там, на дворцовых кассах висело объявление, что все билеты на экскурсии проданы, пришлось обходить дворец, пока не наткнулись на какую-то открытую дверь. Там я смогла уговорить администрацию и когда, надев тапочки, мы вошли в Большой дворцовый зал Екатериновского Дворца, где как поёт Ф.Киркоров: «бронза, паркет, зеркала», я бы добавила рояль, дети, замерев в восхищении, сказали, что здесь красивее, чем в Эрмитаже. Я поняла, что цель достигнута. Я была просто Счастлива и мне больше ничего не нужно было. Они сравнили, оценили и поняли прекрасное и красивое уже в таком возрасте и это не укрылось от их внимания и осознания.
                *******
Относительно  проблемы замечаний, запретов и угроз. Я просто уверена, что ребёнку следует делать замечания, но конечно же, когда требует ситуация, а не по любому поводу.
У меня была подруга,  которая только то и делала, что отдёргивала дочку по любому поводу: «Как ты стоишь?, Как ты оделась? Как ты положила руку? И что-то в таком роде. 
 Но нельзя при  неправильном поведении ребенка нужно делать вид, что ничего предосудительного не происходит. Ведь явно происходит , а иногда просто в безобразном виде. Я не сторонница применения наказаний, запугиваний ,угроз, ругани. Просто не откладывая на потом и  следующий раз, строгим тоном, что так делать или вести себя неподобает по следующим, конкретным  причинам. Не думайте, что ребёнок по вашим меркам слишком мал и не поймет сказанное. Даже если смысл ему будет неясен, то по тону и тембру вашего голоса он поймет, что вы очень  недовольны и это обязательно даст результат. Если уповать на авось обойдется и не повторится, ребёнок  быстро усваивает, что если нет нареканий, значить это допустимо.  Это конечно же входит в привычку и начинает выводить вас из себя, вы раздражаетесь, кричите, запрещаете, отнимаете запретный для игры предмет и уже истерика обеспечена, а повторная слабинка ради сомнительного спокойствия (отдадите дорогой мобильный телефон например) - вызовет, увеличивающую в геометрической прогрессии, истерику с требованием и целью получить желаемое.
Никто меня не убедит, как утверждают приверженцы «ничегоневидения», что наступит время(!?), главное когда? Неизвестно, когда ребёнок сразу, вмиг «остепениться», станет хорошо « воспитанным», будет вежливо просить дать ему понравившуюся вещь, и благодарить за исполненную просьбу. И это после столько лет непослушания, истерик. Чушь! Так не бывает. А вседозволенность дома утвердится в нём и будет перенесена на другие этапы жизнедеятельности.
Стало модным, при таком непослушании, ссылаться на то, что мол в других странах, например в Японии детям никогда не делают замечаний. Но никто не задумывается, что в этой Стране совсем  другое, особое отношение ко всему. Народ там - по натуре, очень трудолюбивый, высоко дисциплинированный, приветливый, благодарный, аккуратный,  любящий во всем порядок и послушание, никогда не выражающий агрессии, а главное – высокограмотный, отсюда – высокие технологии, технические достижения и т.п.
 Одним словом, в Японии генетически заложены элементы трудолюбия, высокого сознания, настойчивость , упорство в достижении цели и этим все объяснимо. И эти элементы везде и во всём, ребёнок видит с самого дня рождения и вбирает - как пример для подражания.
То есть примеров для подражания везде и во всём налицо. Он растет и развивается на вышеуказанных параметрах. Потому лучше об этой  ссылки умалчивать.
Относительно угроз и запугиваний. Это ни к чему хорошему не приведёт. Вы только сформируете трусливого  и несамостоятельного ребенка. Он будет всего бояться, вздрагивать при любом шуме, будет озираться в поисках волков, бабы яги, мужика с мешком и конечно же ставшим модным, поиском террориста. Напрасно улыбаетесь. Это всё я не придумала, а видела, слышала и  возмущалась, а главное – тётю, которая, если он не поест, не выполнит то-то, придет с щприцем и сделает ему укол. Ребёнок начинает панически бояться тётю- доктора в белом халате, а когда болеет или надо сделать очередную прививку, то слёз не оберёшься.
Хорошее, правильное воспитание само по себе не прививается. Если ребенок ведет себя нормально, послушен, прилежен, но случайно допустил какую-то оплошность, не следует ругать его, обзывать увальнем, нерасторопным. Во-первых вы комплексуете его, а во-вторых вы невольно приучаете его к обману. В следуюший раз, испугавшись, что вы его будете ругать, может солгать, а ещё хуже – может свалить вину на других. Я в таких случаях, говорила, что за такую провинность не ругают, а тем более, образно говоря, не убивают. Лучше скажите правду. Или подбодрить его и попросить в следующий раз быть аккуратнее, объяснив, что бережное отношение ко всему обязательно. 
Если вы хотите дать ребёнку хорошее воспитание,уделяйте ему больше  личного времени.  Всё своё свободное время вы должны посвящать малышу, соблюдать режим кормления, отхода ко сну, петь ему мелодичные песни, рассказывать незатейливые сказки. Даже, если вам кажется , что он ещё мал, то все равно, давайте разъяснения всему, что вы ему рассказываете. Даже, если показываете картинку, на которой нарисована, например корова. Не ограничивайтесь, только словами - Это корова. Продолжайте. Она стоит на поляне, лугу. Вокруг растёт зелёная травка. На небе светит солнышко. Оно круглое. По небу плывут белые облака. На траве растут цветы. Корова ест травку. Она мычит.  Му-у-у.
В таком же духе рассказывать и показывать другие картинки. Это важно для развития и формирование внимания, а так, внимание только на корову, а окружающие предметы прошли мимо. В доме должна тихо звучать приятная музыка, иногда классическая, иногда популярные детские песенки. Категорически противопоказан включенный на полную мощность телевизор, который гремит как фон и источник шума. Никакой пользы,кроме негативного действия на нервную систему и психику ребенка. Самое интересное, что его практически никто не смотрит, просто включён почти на целый день.
Вы должны быть предельно внимательны, предупредительны, заботливы, очень терпеливыми. Говорите с малышом  всегда ровно, с любовью, нащептывайте больше ласковых слов. Пусть он чувствует любовь к нему, вашу радость материнства и желанность появления на свет. Такие дети становятся добрыми, отзывчивыми, в них практически отсутствует агрессия. Такие дети ухоженные, аккуратно и опрятно одеты и резко отличаются от малоухоженных, которые отстают от вышесказанных и в развитии и восприятии действительности. А главное – они совершенно также будут относиться к своим детям, это я знаю наверняка.               
                *****
А ещё. Если вы наконец снизошли до того, что стали рассказывать ребёнку сказку, то даже, если ему всего несколько месяцев от роду, то даже здесь уместно импровизировать.
Например, хорошо известная сказка всех времён и всех поколений «Про репку». Рассказывая содержание, вы не просто перечисляете созданных персонажей. Для получения  большей информации, вы делаете небольшие дополнения к тексту,  в зависимости от вашего «красноречия»,сохраняя основное содержание , например, что Жучка, которую позвала внучка – это маленькая собачка,  (это кличка собаки), она стережёт двор, или живёт во дворе, она обычно при  виде чужих людей лает , иммитируете лай; далее про кошку, которая мяучит (мяу), а мышка маленькая и серенькая, с длинным хвостиком – попискивает (пи,пи) и которая в сказке «Курочка ряба, взмахнула хвостиком и яичко – разбилось».  Пусть вам не кажется , что сейчас просто расскажу первый вариант, ограничюсь перечислением персонажей сказки,позвали Жучку, потом остальных.,  и только, когда по вашим меркам, ребёнок вырастет, дорастет до «понимания»  буду рассказывать подробнее о каждом действующем лице. Не создавайте себе и ребёнку тройную работу. Осмысленный и разумный ребёнок всё воспримет, а главное будет более развититым и осведомлённым, чем тем, которым  просто пересказывали содержание.
А когда он пойдет в садик, не надо, чтобы его насильно отрывали плачущего от матери, а показать помещение, в котором находятся дети и объяснить, что все здесь находятся временно, пока родители на работе, а вечером за каждым прийдут и отведут обязательно домой. Готовых рецептов нет, каждый ребёнок требует своего подхода, но основная идея заключается к разъяснении и так всю его сознательную жизнь до подросткового периода, который у разных детей наступает в разное время в зависимости от развити, вашего воспитания и конечно личного примера.
 Но учтите, если вы привели его несколько раз и он плакал и вы хоть раз проявили сомнительно «сердоболие» увели его , якобы потом будет лучше, истерики станут нормой и конечно же по продолжительности тоже. Слабинки не должно быть. Вы должны первый раз строго сказать, что опаздываете на работу, и вам сделают замечание  за опоздание и даже  могут уволить с работы и тогда на что мы тебе будем покупать игрушки, ты хотел велосипед и т.д. А умолять и вести его домой, или брать пораньше – это войдёт в привычку и вы будуте портить нервы и ему и себе. Вообще, когда требуется проявляйте твёрдость, это даст плоды!