3. Учиться побеждать!

Павел Пуханов
Лейтенант- разведчик принес не только данные о новой  линии фронта.
 -Я познакомился с лесником, -докладывал разведчик. -Он может нас провести лесом до места, где немцы строят оборонительные сооружения. А до лесника я дорогу хорошо запомнил. В нужных местах делал скрытые заметки, как у нас в сибирской тайге делают.     Лесник интересные вещи рассказывал. Он на этих днях ездил к свояку  в Павы. Там ему сообщили  о крупном сражении, где немцев основательно поколотили. Вот  они после этой трепки и стали зарываться в землю. 
-Хорошо, идите отдыхайте.
  Краснов  на карте огрызком карандаша наносил маршрут. Выходить к своим надо быстрее.  Но днем рыскают над лесом воздушные стервятники. Подставлять на растерзание полк? Нет! Только ночью надо идти. Самое главное, скрытно миновать заставы. Если лесник не враг, воспользоваться его услугами. Лучше лесника никто не знает  лес.
  Едва солнце закатилось, капитан свернул карту так, чтобы ночью  можно было удобно сверять маршрут полка.  Проверил наличие патронов в барабане  револьвера. Сунул его в кобуру, поправил   портупею, одернул гимнастерку, посмотрел на покрытые пылью сапоги, вздохнул глубоко и скомандовал:
-Вперед!
   Бесшумно тронулись с места разведчики. За ними первая рота. Краснов посмотрел, как они ловко  растворяются в кустарниках и среди берез. Сам пошел за первой ротой.. ...
  К полуночи лес оборвался, как обрубленный острым топором.  На огромной опушке остановились. Разведчик подошел к командиру и стал показывать рукой влево, где в синеватой дали темной стеной выделялся массив другого леса. Справа простиралось обширное поле. Ближе к горизонту поблекшее небо ежеминутно освещалось то ли от орудийных выстрелов, то ли от осветительных ракет.
    Краснов по цепочке передал приказ следовать в том же порядке, не курить, не греметь, соблюдать тишину. Сам в этот раз пошел с разведчиками в голове полка. Через полчаса достигли начала черневшего леса. 
Лейтенант -разведчик подвел небольшого роста, в блестящих очках, с палкой в руке бородатого человека.
-Вот это и есть тот лесник, о котором я вам докладывал,-сказал он.
 Расторопный мужичок пригласил капитана и разведчика к себе в сторожку, стоявшую в пятидесяти метрах от опушки леса. Из маленького окошка пробивалась в темноту узкая полоска света.
 В избушке, на дощатом столе, Краснов разложил карту, и стал спрашивать лесника, возле какой деревни немцы роют землю.
 -Там, на путях к Городищу,- показал рукой лесник куда-то за трубу большой русской печи, занимавшей всю среднюю часть домика. Так просто сказал, будто Краснов знал путь к Городищу, а этих Городищ... на Псковщине настроено почти в каждом районе.
     Пока Краснов, приблизившись к  коптилке, искал на карте деревню, разведчик с лесником о чем-то шептались. До  слуха Краснова дошел шопот:
-Я ему доложу.
-О чем вы хотите мне доложить?- вскинул брови  Краснов и вопросительно посмотрел на разведчика.
-Товарищ говорит, что у него в стогу сена, недалеко от дома,  вот уже три дня живут пять красноармейцев. Они просили лесника доложить о них командиру.
Капитан, побарабанил пальцами по столу.
-Зовите их.
«Может  я, -думал Краснов,- за счет выходцев из окружения пополню свой потрепанный полк».
   Краснов задумался над  планом разгрома саперной части.
«Хорошо, если она саперная,- рассуждал Краснов, делая пометки на карте.-А если танковая?... Тогда что? Бить броню без пушек? Нужно все тщательно разведать, хотя и времени в обрез».
Оторвавшись от карты, Краснов подозвал разведчика и сказал:
-Бери ка Федю Дикова и еще пару толковых ребят и подробно уточните  род и численность войска в деревне.
Посмотрел на лесника:
Вот только, как  подбросить, чтобы по-быстрее?
-У меня есть дрожки и справный конь, я поеду с ними, -тут же отреагировал лесник.
 -Хорошо. Тогда смотрите все сюда. Встреча в этом лесочке.- Капитан показал на карте место. - Через два часа ждите нас.
    Командир полка понимал, что в эти часы тяжкого отступления и труднейшего марша по тылам врага надо каждую, даже маленькую операцию проводить так, чтобы солдаты чувствовали силу полка, верили в благополучный исход решения, принятого им....  И  учились воевать, бить врага даже в таких невыносимых условиях.
 «Когда и где будет бой?- думали также и воины полка. Мучила злость от беспомощности против танковых армад и воздушных стервятников. Каждый пройденный километр приумножал неизвестность. Грохот пушек и зарево пожаров так далеко в тылу наводили на грустные мысли.
   …...    В условленном месте никого не было. Капитан заволновался, вышел на опушку леса и смотрел в даль на опускающийся туман. Это только и  радовало. Туман скроет место пребывания полка от вражеских стервятников, которые, как правило, чуть свет появляются над лесом.
 «Неужто я опростоволосился, ошибся в человеке?»-казнил себя Краснов.
Немного постоял, подумал, приказал комбату:
-Вот что, товарищ капитан, разведчиков нет, нет и лесника.  У нас нет ясности. Надо немедленно посылать другую группу в развед...
-Не надо,-услышал Краснов, -разведчики здесь.
 Из-за кустов вышел лейтенант, за ним трое красноармейцев и двое молодых людей в гражданской  одежде.
-Хорошо. Послушаем нашего следопыта. Докладывайте, товарищ лейтенант.
 -Когда приехали на место, - начал разведчик,- дед говорит: «Поедем к моему куму. Он живет в двух верстах отсюда, в Заболотовке. Сперва, я один смотаюсь, узнаю, что и как, и быстро возвращусь»....
Вы чем-то озабочены, товарищ капитан?
-Ничем. Только вот куда-то запропастился твой дед.
-Он выполняет особое поручение, скоро будет. Не волнуйтесь. Дед-молоток.  Старый русский солдат. 
-Продолжайте доклад...
-Минут через двадцать возвратился дед и привез вот этого парня. - Разведчик указал рукой на вихрастого, в черной рубашке, лет семнадцати парня. - Вот, говорит, он вас проводит до деревни, где стоят немцы. Там живет его тетка. Мы пошли лесом, на опушке залегли, к дому Миша пошел один. Лежим, ждем. Вскоре увидели: идут двое. У нас появился  еще помощник, такой же вихрастый, Никиткой звать.
-Дальше. Ближе к делу....
-Немцев в деревни около ста человек. Они, в основном, живут в школе. Только офицеры в домах, рядом со школой. Из техники-один бронетранспортер, три грузовика, два станковых пулемета. По всем признакам -саперы. Выгнали местных жителей в сараи, а сами хозяйничают. Рубят головы курам, режут скот. Заставляют жителей печь для солдат хлеб.  А вот еще Никитка говорит, что в шести  верстах отсюда, в деревне Андреевке, наши, советские войска. Дорогу туда он знает.
-У кого какие соображения?-обратился Краснов.
-Надо  бы их тряхнуть,-сказал командир первого батальона. -Правда, мы ночью только-только оторвались от фрицев, а к утру они могут снова появиться....
 Краснов  тоже знал, что тряхнуть -идея заманчивая. Не даром  в уме перебирал один за другим возможные варианты. Только отбрасывал один за другим. Боеприпасов маловато. Таяли они, как весной снег. Патроны выдавали только метким стрелкам, другим -по гранате. Главным оружием для большинства воинов полка  теперь становился граненный негнущийся щтык. Актуальным было   суворовское изречение: «Пуля дура, штык молодец».
 Время неумолимо шло к рассвету.
« Надо бить, на то и война. Бить и учиться побеждать»,- принял решение Краснов.
 -Вот  что, товарищи. Одной ротой ударим по фрицам, а остальным подразделениям продолжить движение.- Он указал рукой на комбата.-Вы поведете их лесом. Проводник есть. А я с первой ротой пойду через деревню, уничтожим  немчуру и догоним вас.  Немца- мотоциклиста с собой возьмем, может пригодится.
-А мне что делать? Откуда-то из кустов вынырнул лесник.
-Вам надо  ехать домой. Если встретите  оккупантов и они  будут спрашивать о нас, направляйте их в другую сторону. А,  кстати, где вы были?
-Выполнял задание лейтенанта. Вот привез, идемте...
     Дрожки были загружены мешками и корзинами. У воза стоял маленького роста,  улыбающийся  мужичок.
-Кроме хлеба, сала, есть и самосад,-доложил он.
-Благодарю вас, дорогие товарищи. Побьем фрица - рассчитаемся. Комбат, освободите повозку. Все в хозвод и разделить по подразделениям.
      Нападение на немцев началось точно по плану, разработанному самим Красновым. Разведчики подобрались к часовым по -пластунски, с финками в зубах. Первого прикончил лейтенант, второго Диков. Краснов приказал  оборвать  линию связи. По сигналу лейтенанта  к школе и домам, где жили офицеры побежали с гранатами в руках.
    Взрывы, стоны, крики потрясли на рассвете деревню. Немцы выскакивали на улицу,  не понимая в чем дело. Линия фронта  не здесь. Откуда стрельба? Почему школа горит?  Их тут же  подстреливали бойцы Краснова.  Через несколько минут все было кончено. Краснову доложили о трех раненых красногвардейцах.   В кабине одного автомобиля захватили до смерти перепуганного водителя.  Проверили каждый автомобиль. Все были заправлены и на ходу. Пришла мысль  добраться до своих на транспорте.  Тут же стал вопрос: кого сажать за руль? Шоферов не оказалось. Только Краснов умел водить. И тут он вспомнил мотоциклиста.
-Лейтенант, где тот фриц, который был на мотоцикле?
-Там, у школы вместе с   тем, что в кабине был, связанные лежат.
-Второй отошел что ли  от испуга?
-Вроде успокоился, только часто повторяет:«О, майн гот!  Майн гот!»
-Давай их сюда...Хорошо, два есть. Третий... Ротный, берите их, сажайте в машину, если будут дурить - в расход, машину -на костер.  А  одну придется  сейчас сжечь.
-Не надо жечь!- Перед Красновым выросла  маленькая разлохмаченная фигурка с трофейным автоматом в руках.- Я умею водить машины, в МТС научился.
-Откуда ты, Аника -воин,  взялся?
-Я Миша!
-Да это тот Миша, привезенный лесником,-поспешил напомнить лейтенант.
-Так, товарищи! Взвод - по машинам, раненых ко мне в бронетранспортер. Первым едет разведчик с немцем-мотоциклистом, за ним Миша, ротный с шофером -немцем за Мишей, а я в арьергарде. Следите за дистанцией. Вот здесь на развилке,-он показал разведчику  на карте,- остановитесь. По местам!
  Тронулись и как призраки растворились в тумане. Удачная операция окрыляла. Пусть это только маленькая удача. Но полк живет и сражается. Пока только учится воевать. Краснов и его боевые товарищи уже не сомневались: впереди -  подвиги и  большие победы над врагом.