Мир является пережитком советских стереотипов

Михаил Абрамов
Per Anders Rudling

"The Return of the Ukrainian Far Right: The Case of VO Svoboda".
Возвращение Украинских Крайне правых: Дело ВО Свобода


Продолжение, начало здесь: http://www.proza.ru/2014/02/22/399

YUSHCHENKOISM
ЮЩЕНКОИЗМ

 
Став президентом, Ющенко предпринял существенные государственные пропагандистские инициативы. В июле 2005 года он создал Институт национальной памяти, придал архивам бывшего КГБ (ныне СБУ, Служба Безопасности Украины) формальные пропагандистские обязанности и поддержал создание "Музея советской оккупации" в Киеве. Ющенко назначил молодого активиста Владимира Вятковича (р. 1977) директором архивов СБУ. Вяткович совмещал должность назначенного правительством менеджера памяти с ультранационалистическим активизмом, он был одновременно директором важной ОУН(б) организации, "Центра по изучению освободительного движения". Государственные учреждения распространяли облагороженную, назидательно-патриотическую версию истории «украинского национально-освободительного движения", лидеры которого были представлены в иконографическом виде, героическими и святыми фантастическими фигурами, мучениками нации.



 Мифотворчество Ющенко состояло из двух основных компонентов. Во-первых, презентация голода 1932-1933 гг как "геноцида украинского народа", как намеренная попытка уничтожить украинцев, что, по утверждению мифотворцев, привело к смерти 10 миллионов человек в республике. Другой компонент - это героический культ ОУН (б), УПА и их лидеров. "Менеджеры памяти" составили вместе геноцидальную советскую власть с самопожертвованием и социальным героизмом ОУН-УПА, создав телеологическое сказание о том, что страдания (голод) и сопротивление (ОУН-УПА), привели к искуплению ( независимость, 1991).

Любопытно, что Ющенковские историки, создающие узаконенную историю, представили свою инструментовку истории в качестве «истины», которую они противопоставили "советским мифам". Wilfried Jilge, историк в Университете Лейпцига, пишет, что "с помощью дискурса, ритуалов и символов они используют прошлое, чтобы обеспечить легитимизацию и мобилизовать население в политических целях . . .

Реконструированная историческая память создается как «истинная память», а затем противопоставляется «ложной советской истории». Так, Валентин Наливайченко, директор СБУ при Ющенко, описал задачу своего ведомства таким образом: распространять "историческую правду о прошлом украинского народа", чтобы "освободить украинскую историю от лжи и фальсификаций и работать только с правдивыми документами". Игнорируя антисемитизм ОУН, отрицая свое участие в анти-еврейских актах насилия, и незамечая его фашистскую идеологию, Наливайченко и его ведомство представили ОУН как демократов, плюралистов, даже праведников, спасавших евреев во время Холокоста.

ULTRA-NATIONALIST ENJOYMENT
УЛЬТРА-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Slavoj ;i;ek (Славой Жижек) утверждает, что с национализмом связано получение удовлетворения: "Нация существует лишь постольку, поскольку ее специфическое наслаждение продолжает быть материализовано в наборе социальных практик и передается через национальные мифы, которые структурируют эти практики. . .  Национализм, таким образом, представляет собой привилегированную область извержения удовольствия в социальной сфере. Национальное Дело, в конечном счете, не что иное, как способ, с помощью которого субъекты данной этнической общности организуют своё удовлетворение в рамках национальных мифов".


Национализм доминировал в политической жизни в постсоветской Западной Украины. Политические ритуалы, шествия, театрализованные исторические ре-енактменты и сакрализация памяти являются характерными чертами духовной жизни в современном Львове. День 30 июня 2011 года, 70-летие немецкого вторжения и "возобновление (под ркуководством Стецко) украинской государственности", был превращен во Львове в театрализованное представление, в популярный фестиваль, где родители с маленькими детьми размахивали флагами перед теми, кто нарядился в униформы СС. Экстремистские футбольные болельщики, так называемые ультрас, рекламируют Львов как Banderstadt (город Бандеры) на футбольных матчах и других мероприятиях.

Это удовлетворение во многих националистических ритуалах и шествиях в постсоветском Львове носит частично коммерческой характер. Ультра- националистические идеологи нашли эффективные и прибыльные способы работы с предпринимателями по популяризации и распространению среди молодежи их видения истории. Тема ресторана ОУН-УПА Kryivka [Убежище] во Львове лишь один пример этого. Его гости имеют выбор блюд, как "буженина Хенде Хох'", " Кошерные Гайдамаки (свиное сало)", и "Боевая серенада " Сало . Стены Kryivka оформлены огромными портретами Бандеры, туалет с русскими и еврейскими анекдотами. Тот же самый Львовский предприниматель владеет еврейским рестораном «Под Золотой Розой», где гостям предлагаются черные шляпы, вроде тех, что носят хасиды, наряду с пейсами. В меню нет цен на блюда, вместо этого требуется торговаться на невероятно высокие цены, «в еврейской традиции». Владеет этими ресторанами Юрий Назарук, предприниматель из Львова и выпускник университета имени Ивана Франко. Назарук утверждает, что "Наши кафе подтверждают мифы. Людям это надо... Это трансмиссия части истории , . . . кусок Львова". Не каждый находит эти тематические рестораны одинаково приятными. Efraim Zuroff, из Центра Симона Визенталя, описывает эти рестораны как «только верхушку расизма и антисемитизма в айсберге Львова» и призвал к бойкоту этих ресторанов.


В то время как Львов является бесспорным центром этой деятельности, коммерциолизованное удовлетворение от ультра-национализма расширяется и в других частях Украины. Нацелившись на молодежь, в декабря 2011 Центр Вятковича «По изучению освободительного движения» заявил, что в популярном ночном клубе в Киеве, будет проходить ультра-националистическое событие «Територия Бандерштата» в духе повстанцев, с соответствующими атрибутами УПА: УПА-униформы, дробовики, песни, исторические фотографии УПА воинов на стенах. . . интеллектуальная игра Kryivka, демонстрация календаря УПА [УПА: Люди и оружие] на дисплее в подлинных исторических мундирах УПА, а также презентация книги «УПА-Армия Непобежденных».


Как ни странно, презентация ОУН, как борцов сопротивления против нацистской Германии, сосуществует со тщательно разработанным культом Ваффен - СС 'Галичина'. Во Львове улицы были переименованы в честь нацистских коллаборационистов, таких как Роман Шухевич и Владимир Кубийович. Во львовской ратуше, партия "Свобода" в настоящее время добивается, чтобы аэропорт Львова переименовали в честь Бандеры. Представитель "Свободы" Юрий Мехальчишин заявил: "У нас должен быть аэропорт имени Степана Бандеры. Я не хочу, указывать пальцем . . . Но у нас будет аэропорт Бандеры, стадион Бандеры, и весь город будет нести имя Бандеры, потому что он является его самым живым символом". Осенью 2011 года, депутаты муниципалитета от партии "Свобода" переименовали в одном из районов Львова «Улицу Мира», в улицу «Батальона  Нахтигаль», батальона украинского националистического формирования, участвовавшего в массовом убийстве евреев в 1941 г, утверждая, что "Мир" является пережитком советских стереотипов".

Продолжение здесь

http://www.proza.ru/2014/02/24/84