Лучше гор... ничего не бывает

Борис Прищепа
 Молодому инструктору горного туризма Лёхе по кличке "Червонец" было с утра неуютно. Он проснулся в объятиях медсестры, вспоминая, что вечером кто-то пытался взломать дверь коттеджа, грозя расправой. Как объяснила медсестра Хельга, это вернулись с дальнего похода альпинисты -спасатели из КСО.
- А чего рвались-то , может больного принесли?- спросил Лёха.
- Нет, там  на высоте 5 тысяч метров какой-то москвич заболел горнячкой. Они отправили его на вертолёте в больницу. Кстати, он заболевает уже третий раз, но возвращается снова на высоту. Наши пообещали , что больше спасать его не поедут. А дверь ломали, так это хотели меня увидеть и с тобой разобраться. Кстати, вечером приходи в верхний коттедж, там будет справлять свой день рождение Дикой.
- А кто такой Дикий?
- Не Дикий, а Дикой, с ударением на "о". Этот парень живёт в пещере. Он вегетарианец, обладает жуткой силой. Его используют вместо мула , как шерпу, для переноса снаряжения в труднодоступные места. Как-то, во время привала ему засунули в рюкзак кусок скалы весом килограммов тридцать,а он даже не заметил, пёр камень вместе со снаряжением до самой вершины.
  Вечером в коттедж стали слетаться колоритные горные люди. Большинство из гостей были в тельняшках и анараках.  Кто-то, скорее всего именинник, восседал в пастушьем тулупе. Столов не было, всё угощение было разложено на полу на узбекских курпачах.
Всеми забытый Лёха примостился на краю , свесив ноги с деревянной террасы прямо в ущелье. Коттедж был построен так, что буквально повис над огромным ущельем, и вид с него открывался великолепный. С высоты было видно, как внизу парят над горным кишлаком орлы.
 В разгар праздника какой-то парень, взяв в руки дыню-торпеду,  метнул её в сторону именинника. Дыня от удара о крепкую голову Дикого развалилась на мелкие кусочки. Дикой, выкатив глаза, схватил со стола узбекский нож и, наступив на ляган с пловом, пошёл на врага. Лёха машинально схватил его руку с ножом, но, получив сильнейший удар в ухо, полетел в пропасть.
 Когда Лёха вылез наверх, лишившись кожи на пятках , руках и коленях, к нему подсела Хельга. Жарко дыша перегаром, она зашептала ему на ухо:
-Дурачок, эта драка- своеобразная традиция. Ни во что не вмешивайся, всё идёт по плану.
 Вся горная братва стал бегать по базе, пугая воплями и ударами вновь прибывшую группу туристов из Польши.Туристы заперлись в коттеджах, но не спали, а подглядывали за происходящим из-за подрагивающих занавесок.
 Утром в столовой Лёха увидел вчерашнего дынометателя . Он был весь перебинтован. На голове средь бинтов был виден только один глаз и  щель для приёма пищи. Как оказалось, виновник вчерашней драки оступился на крыльце и стёр об камни ущелья полноса и лицо.
 Дикой окружил себя десятком тарелок, как ни в чём не бывало поглощал тройные порции.
- Мне надо восстанавливаться ,-произнёс он с урчанием, увидев удивлённый взгляд Лёхи.С этими словами он взял в руки бутылку с растительным маслом и мигом опорожнил её, как будто это был лимонад.
 После небольшой тренировки на скалах, Лёха вернулся на базу. Он увидел стройных девушек играющих в волейбол.
- А что , слабо будет с инструкторами сыграть?- спросил он.
- Давайте,- получил он ответ.
Через полчаса он собрал из пяти человек команду инструкторов. Лёха вышел на волейбольную площадку с сигаретой в зубах и несколько раз сделал приём -передачу мяча.
 Девушки, отбив мяч, перешли в атаку. Одна из них так резко срезала мяч в голову Лёхе, что его военная панама улетела за пределы площадки. Голова осталась на месте, но вот сигарету Лёха отыскать не мог. Он наклонился , пытаясь увидеть под ногами бычок, а вокруг покатывались со смеху его товарищи по команде. Они смеялись, показывая пальцами на Лёху.
- На лбу! - услышал он.
 Потрогав лоб, он нашёл -таки  прилипший бенчик.
- Понял,- сказал он,- курить на спортивной площадке нельзя.
Девушки разгромили инструкторов с сухим счётом. Как потом выснилось , это была команда чемпионок области. Они проводили сборы в горах, готовились к республиканским соревнованиям.
 В обед по базе пронеслась весть. Группа спортсменов попала в лавину на горной вершине Акташ-Турун, пятерых унесло. Никто не погиб,  всех быстро откопали.
 Вечером на базу доставили пострадавших. Видок у них был неважнецкий, обгоревшие от солнца лица, какие-то невидящие глаза, и полная замкнутость. Никто из пострадавших не желал рассказывать  о своих ощущениях. Лёха тогда ещё не догадывался, что одна из "унесённых", стройная девушка по имени Таня, через несколько лет, после его службы в армии, станет  женой.
                Сумасшедший поход
 Категорийный поход со вторым отрядом как-то сразу не заладился. После получения со склада продуктов, при пересчёте, Лёха  обнаружил пропажу одного ящика тушёнки.Кто-то из ребят- старшеклассников не донёс со склада ящик до коттеджа инструктора. Проведённое следствие результата не принесло, пришлось просить взаймы у бывалых старожилов , у которых откуда-то были излишки такой же тушёнки.
  Утром Лёха встал с сильной простудой, еле разогнув конечности. Грипп был в разгаре, пошатываясь, он построил своё отделение, провёл инструктаж и пошёл, уводя за собой 30 человек.
 Сильный запах арчи на высоте три тысячи метров оказывал на Алексея лечебное действие.Компот из барбариса, чай из чабреца и душицы  помогали передвигать ноги.
 Вскоре, после двух дней похода, на тропе, обессилев, присела девушка- москвичка. Её тошнило, она стала плохо видеть. Пришлось отправить с ней одного из "шерпов" вниз , на базу. Это была "горнячка"- болезнь высоты.
 Подойдя к небольшой горной долине, где перекрещивались три направления разных категорийных маршрутов, Лёха решил сделать днёвку, чтобы перед серьёзным перевалом как следует отдохнуть.
 Красота вокруг была неописуемая. Совсем рядом, в  часе ходьбы, лежали вечные снега. Неподалёку благоухала поляна эдельвейсов. Группа ребят вместе с Лёхой сделала небольшой выход до снега. В разгар лета ребята поели мороженное из сгущёнки и снега, будет, что вспомнить. Но все приключения были ещё впереди.
 Неожиданно раздался выстрел. Все повернули головы и увидели скачущего по горной тропе всадника. Он целился прямо  в туристов.
-Ложись! -крикнул  инструктор.
 Выстрел раздался повторно.
- Ты чо стреляешь , козёл, тут дети!
- Зачем мой баран украль?- кринул пастух, гарцуя на коне.
- Сам ты баран, мы с турбазы идём! Кучкара-ака знаешь? Я ему про тебя расскажу.
 Джигит молча развернул коня и галопом ускакал.
  Когда  туристы вернулись к палаткам, то увидели, что рядом расположился третий отряд. На этом отрезке пути их маршрут совпал.
 Поначалу Лёха не придал этому значения, они сидели с инструкторшей третьего отряда Таней в палатке, обсуждая дальнейшее передвижение, как вдруг к ним в палатку  влез староста второго отряда.
- Там у нас конфеты украли, целый мешок,- сказал он,- наши хотят с третьим отрядом разобраться.
- Не факт, что конфеты украл третий отряд,- ответил Алексей, вспомнив пропавшую тушёнку,- а за разборки буду спускать на базу,-пригрозил он.
 Когда староста ушёл, Лёха сказал:
-Надо мне побыстрее уходить, а то , не дай бог, начнутся разборки. Я пройду верхний арчёвник и остановлюсь в нижнем. А ты на ночёвку тормози в верхнем арчёвнике. До прихода на базу отдохнём на озере Кок-куль.
 Рано утром второй отряд вышел на перевал Гиндукуш.После перевала начался очень долгий и крутой спуск. На середине спуска мимо Лёхи со скоростью пули пролетел камень.
-Козлы,- прошипел Лёха, имея в виду настоящих горных козлов, но когда он посмотрел вверх, то увидел начинающих  спуск туристов третьего отряда.
- Назад!- стал кричать Лёха, уворачиваясь от летящих сверху камней. Однако ветер и расстояние уносили звуки его голоса. Подействовали его угрожающие взмахи ледорубом. Третий отряд остановился. Однако  вниз продолжал катиться какой-то чёрный предмет. Этот предмет приближался зигзагами и был приблизительно полметра в диаметре, поэтому Лёха скомандовал своему отряду остановиться и следить за опасностью.По мере приближения инструктор услышал характерный грохот металла .Это была кастрюля.
 Глядя на лица своих пацанов, Лёха понял, что проделки третьего отряда их достали.
 Как только второй отряд дошёл до места ночёвки, поставив палатки, весь  отряд стал наносить на себя боевую  окраску индейцев.
 Через некоторое время часть ребят куда-то испарилась. Вскоре Лёха услышал дикие крики. Что-то происходило на берегу горной речки. Подойдя к источнику шума, Лёха вздрогнул от неожиданности, двое его парней привязали за ноги репшнуром мальчугана из третьего отряда и буквально полоскали того в речке, не давая выбраться на берег.
Лёха надавал подзатыльников и освободил пленника "команчей". Как вдруг крики стали раздаваться с другой стороны.
 Лёха ужаснулся, поскольку пытку, которую он увидел, могли изобрести только инквизиторы средних веков, и только в Европе.
 Между деревьями на верёвках, привязанные за  руки за ноги, как свиные тушки, висели трое пацанов из третьего отряда. Под ними "индейцы" из второго, пытались развести огонь.
 Тут уж Лёха рассвирепел, надавал оплеух и пинков от всей души. Освободив пленников, пустил их восвояси на место  дислокации,  в верхний арчовник.
 Подойдя к палатке, Лёха испытал дежавю. Он увидел, как пятеро голых и раскрашенных команчей волокут завёрнутое в спальнике тело. Тело извивалось и мычало. Команчи положили его к ногам своего предводителя  и испарились.
 Лёха расстегнул молнию спальника и увидел инструкторшу третьего отряда Таню. Рот её был забит памперсом, на носу красовался нашлёпок из зубной пасты,а руки были связаны за спиной.
- Кто это сделал?- сурово спросил Лёха, освободив инструкторшу.
- Никто, мы же играем,- ответила улыбаясь девушка.
 На озере Кок-куль, конечном месте маршрута, скопилось сразу три отряда.
 Инструктора собрались на военный совет, принесли остатки тушёнки и сгущёнки.
Два "шерпа" были отправлены в дальний кишлак за " бормотухой". В это время кто-то выбил у палатки опору. Палатка упала на инструкторов. Кто-то порвал крышу палатки, Лёха стал выкарабкиваться. В это время десяток рук подхватил его, ему растянули руки и ноги , как крылья у самолёта и, страшно вспомнить, выбросили со скалы в тёмные воды озера.
Не всех постигла такая участь . Инструкторшу Таню, ввиду её  плотной комплекции, недобросили до воды, в результате она оставила на скале часть задницы.
 Лёха долго не мог сообразить, как перевязать Татьяне столь  интимное место, не снимая трусов. Татьяна решила помочь и сняла их сама, так что лечение прошло успешно.
 -Идут!- раздался радостный возглас инструктора первого отряда.
 Все заинтересованные лица повернули свои алчущие взоры на противоположную   сторону озера. Там невыразимо медленно плелись две пьяные фигуры. Когда они подошли к палаточному лагерю так близко, что ноздри уже щекотал аромат алкоголя, им предстояло перепрыгнуть с одного валуна на другой. Первый, тот, кто был без рюкзака , сделал это без труда. Второй прыгнул и... исчез. Раздался грохот разбитой посуды.
 Убивец вылез из ямы с мокрым рюкзаком.
-Посуду!-крикнул он истошно. Но было поздно. Каждому досталось по полстакана мутной жижи, но ощущения были такие, будто каждый выпил поллитра водки. Бывалые инструктора объяснили это тем, что водка на высоте не берёт, а вот вино...
-Тебе не пора делать перевязку?- спросил Лёха Татьяну.
- Пора,- ответила она.
 "Лучше гор могут быть только горы"...
 


               
 
   
 
 
  Продолжение следует: