О домашних иконах

Алексей Лидов
СОХРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Выступление по поводу социологического опроса о домашних иконах.

Важный результат исследования – это научное подтверждение факта, что в большей части российских домов существуют иконы. Это было достаточно неожиданно, если учесть, что произошло с русским православием за последнее столетие,  вспомнить массовое уничтожение икон, которое имело место в советские годы. Мы не знаем точных данных, но можем примерно прикинуть, что 90% всех икон было так или иначе уничтожено. И во время атеистических акций 20-30 годов, и потом, когда огромное количество икон, уцелевших при Сталине, погибло во время хрущевских гонений начала шестидесятых. В частности, в моём доме есть одна старинная икона конца XVII века, которая как раз в это время была спасена случайным человеком. Около храма сидели пьяные люди и сжигали иконы. И этот человек икону, о которой идет речь, исключительно из жалости выменял на бутылку водки.

И вот при том массовом уничтожении икон выясняется, что только четверть населения по всей России, по данным опроса, не имеет домашних икон. А в Центральном округе, в котором мы находимся,  всего 14%.  Это поразительные цифры, свидетельствующие о глубинной связи, традиции, даже когда речь идет о людях нецерковных и даже неверующих.

Интересный факт, который нуждается в осмыслении.

Жалко, что к созданию вопросника социологи не привлекли специалистов. Мне в этом исследовании очень не хватало нескольких важных вопросов. Например, отсутствует центральный вопрос: сколько людей, имеющий дома иконы, перед этими иконами молятся.

Кроме того, важно было бы задать вопрос о старых  иконах (имеются ввиду рукописные образы, созданные до революции. А также спросить, сколько людей держат иконы в доме, потому что признают их художественную и историческую ценность.

Если говорить о предпочтении сюжетов, выявленной данным опросом, то ситуация сегодня  такая же, какая была в XIX веке, в Древней Руси, в Византии. А именно – подавляющее преобладание икон Богородицы. Чаще всего – это иконы Богоматери с Младенцем. Это мы можем проследить, в частности, по византийским типикам (монастырским уставам), где ктиторы византийских монастырей просто перечисляли иконы, которые жертвовались монастырям. Кроме того, подавляющее большинство чудотворных икон (мне приходилось вплотную изучать вопрос) – это иконы Богоматери. Напомню, что большинство существующих икон, если мы говорим о византийской и  русской традиции – это не просто изображения Богородицы, но списки, воспроизводящие Ее конкретные чудотворные иконы, среди которых, по данным опроса, сегодня абсолютно доминируют «Казанская» и «Владимирская» иконы Богоматери.

Преобладание икон Богоматери – не сугубо православное явление, а общехристианское.  Это также справедливо, например, для католической Италии или для христианской Эфиопии.

Почему так происходит? Икона, в изначальном своем смысле – это образ – посредник, призванный соединять миры. И как раз Богородица, как земная Дева, родившая Бога, становится тем самым реальным, зримым посредником, который способен, во-первых, понять, а во-вторых, донести молитвы самых простых людей до своего Сына. В Византии, а потом в России был очень распространен образ Богородицы Параклесис (Просительница), где в руках у Богородицы  свиток с молитвой о спасении грешных, обращенной к Христу. Богородица, высшая представительница человеческого рода, выступает как главный посредник между простыми людьми и Богом, к Которому страшно приблизиться. Именно поэтому, как мне кажется, образ Богородицы доминирует в иконах.

Еще один момент, очень важный, о котором нельзя забывать. Хотя мы говорим об иконах Богородицы, в большинстве своем это же иконы Богоматери с Младенцем. А Младенец Христос на иконах представлен не просто как маленький ребенок, а – как Властитель мира, и Первосвященник, и одновременно – Жертва, принесенная во спасение этого мира. Икона Богоматери это почти всегда и икона Христа тоже.

Посредничество Богородицы между человеком и Христом в этих иконах наглядно выражено. В той же иконографии Богородицы Одигитрии (в переводе с греческого обозначает «Указывающая путь») перед нами Богородица, указывающая путь ко Христу.

По данным опроса, вполне сохраняется и характерная для России традиция невероятного почитания икон святителя Николая. Это действительно особое русское явление.  Во всем христианском мире Николая Чудотворец один из самых почитаемых святых. Но именно один из… В России же его почитание беспрецедентно. Иностранцы, посещавшие Россию в XVI-XVII веках, называют святителя «русским Богом», фиксируя это поразительное, несравнимое ни с чем почитание святого Николая. Мы можем говорить об особом культурном явлении и уникальной национальной традиции.

Мне, в свое время, приходилось заниматься этим сюжетом и написать небольшую работу на данную тему. Я пытался разобраться, с чем же связанно такое почитание святителя Николая на Руси. Объяснений этому несколько. Одно из неожиданных состоит в том, что на Руси очень рано был принят праздник Перенесения мощей святого Николая в Бари.   Буквально через несколько лет после того, как праздник утвердился в римско-католическом мире. К этому событию в Византии отношение было сложное, и в целом – неодобрительное. Никакого праздника там не было. А в Киевской Руси в конце XI века праздник появляется, утверждается и с разных точек зрения продвигается церковной властью.

Как считают некоторые историки, это связанно с существовавшими тогда попытками установить  более тесные отношения с Римом и с тем политическим кризисом, который в конце XI века происходил на территории Византийской империи. Как бы то ни было, был получен некий импульс к особенному почитанию святого Николая, которое нашло отзвук в народной среде.

Возможно, одним из фактором было и то, что святой изображался в виде благообразного старца, который ассоциировался не столько с мужской или даже интеллектуальной силой, как в случае с свт. Василием Великим или свт. Иоанном Златоустом, а сколько с добротой, всепрощением доброго дедушки, который, согласно его популярному Житию, помогает буквально во всех случаях жизни.

Некоторые авторы пытаются найти в этом исключительном почитании какие-то древние народные и даже языческие корни. В частности, есть книга Бориса Андреевича Успенского, который исследует традицию почитания языческих богов, которое сублимировалось в народном культе святого Николая. Но все-таки это одна из версий.

Кстати, по данным опроса, народное почитание отразилось и в словоупотреблении. Выяснилось, что люди чаще называют святого Николай Угодник, чем Николай Чудотворец. Притом, что Николай Чудотворец – название более правильное, восходящее к греческому прототипу. Но народное, в каком-то смысле фольклорное слово «угодник», по смыслу – угодный Богу,  доминирует. В этой связи не случайно утвердившееся с древности народное именование святого «Николой».

Интересно и важно, что традиция, сложившаяся в Средние века, сохраняется до нашего времени. По своему количеству число икон святого Николая  во много раз превышает образы других святых. Скорее всего, исключительное почитание святителя Николая является следствием многих факторов, но это несомненно — одна из наших культурных традиций, проявление русского православия.

В данном опросе я обратил внимание на любопытную параллель.  Роль, которую святая Матрона Московская играет в Центральном округе (то есть Москва и ее окружение), во многом совпадает с той ролью, которую в Северо-Западном округе, в Петербурге играет святая Ксения Петербуржская. Это тоже показательно, интересно и традиционно. Всегда наряду с общим почитанием Богоматери, Христа и святого Николая существовали невероятно популярные местные святые. Именно потому, что святые также выступают посредниками  в молитвах верующих, обращенных к Богу. Близкого человека попросить легче, а близкие святые мыслятся такими людьми. Кроме того в России, как нигде, существует исключительное почитание блаженных и юродивых. И то, что из многочисленных святых были избраны Матрона Московская и Ксения Петербуржская, очень показательно и может быть объяснено не только многочисленными чудесами у их мощей. Еще один важный момент состоит в том, что речь идет о святых женщинах.

По данным опроса всего 19% женщин отвечают, что в их домах нет икон, а среди мужчин – 31% (еще 17% затруднились с ответом). Видимо, некоторые мужчины просто не обращают внимания на то, есть ли в доме иконы. И здесь результаты опроса совпадают с исследованиями историков Византии. Женщины доминируют в иконопочитании. Это было всегда. В Византии приверженность женщин к иконопочитанию послужила, как показывают современные исследования, одной из главной причин победы иконопочитания, хотя иконоборческие тенденции были чрезвычайно сильны. Существует множество историй, наглядно показывающих, как женщины почитали иконы. Одна из самых ярких -  про семейство византийской императрицы Феодоры, которая позднее как раз и утвердила окончательную победу иконопочитания в 843 году. Муж ее, император Феофил был ярый иконоборец. Но все его семейство, его мать, его жена, его дочери тайно почитали иконы.

Но, повторяю, самое важное, и не скрою радостное для меня, в этом опросе – до какой степени в нашем, казалось бы секуляризированном, прагматичном, потерявшем ориентиры мире, почти неосознанно сохраняется византийская традиция присутствия домашних икон.

Данный текст на оригинальном сайте, другие выступления на эту же тему и результаты опроса можно найти здесь: