1. Предпосылки

Андрей Девин
В последние годы в сфере денежного обращения и некоторых других областях проявились особенности и тенденции, которые обязательно необходимо отметить.

Во-первых, появление и все более широкое распространение электронных средств платежа (кредитных карт) и других форм безналичных расчетов.
«Электронные деньги» постепенно охватывают все больше сегментов рынка, и нет никаких серьезных оснований полагать, что этот процесс пойдет вспять. Учитывая также то обстоятельство, что подавляющее большинство расчетов между «юридическими лицами» (предприятиями, организациями и т.п.) осуществляется в безналичной форме, можно сделать следующий вывод: при сохранении указанной тенденции с течением времени произойдет практически полное вытеснение наличных денег из обращения.
О наличных деньгах будут вспоминать так же, как сейчас о бусах и ракушках, которыми пользовались в качестве платежного средства дикари. Они могут сохранить свое применение лишь в пределах относительно отсталых территорий и в тех сферах деятельности, где их участники (субъекты) заинтересованы в сокрытии контролируемых ими денежных объемов. Естественно, что в числе таких сфер деятельности в первую очередь могут оказаться всевозможные разновидности криминального бизнеса и некоторые государственные структуры. О способах преодоления подобного рода противоречий речь пойдет в последующих главах.

Во-вторых, исключительно динамичное развитие таких отраслей, как компьютерная техника и сфера телекоммуникаций, позволит в обозримом будущем не только все более широко внедрять электронные средства платежа, но при наличии соответствующих условий также на принципиально новом техническом уровне организовать осуществление некоторых контрольных и фискальных функций.

В-третьих, за последние десятилетия в общественном сознании существенное изменение претерпело такое понятие, как тайна банковского вклада.
Под предлогом активной борьбы с коррупцией и организованной преступностью многими развитыми странами при помощи соответствующих изменений в законах и общественном мнении была фактически серьезно ограничена тайна вклада, особенно в части его величины. Как известно, в целом ряде стран информация о наличии крупных вкладов, превышающий установленный предел, автоматически должна передаваться в налоговые или другие государственные органы.
Существовавший ранее или близкий к нему порядок сохраняется лишь в очень немногочисленных так называемых «оффшорных зонах». В большинстве случаев они находятся на «географической периферии» (подальше от чужих глаз), причем нет никакого сомнения в том, что в существовании таких зон пока еще серьезно заинтересованы достаточно влиятельные силы в самих развитых странах. Если бы не это обстоятельство, всем оффшорным зонам быстро бы пришел конец (впрочем, вероятно, так и произойдет в не слишком отдаленном будущем). Одновременно идет и встречный процесс: государственные бюджеты становятся все более «прозрачными» и, как следствие этого, все более доступными для изучения и контроля.

В-четвертых, все большая интеграция мировой экономики выявляет не только очевидные преимущества этого процесса, но и не менее очевидные недостатки, в первую очередь, «глобальность» экономических потрясений.
Для кризиса, как и для эпидемии гриппа, границ практически не существует. Это весьма убедительно продемонстрировал 1998-й год. Можно лишь с разной степенью готовности встретить его и, соответственно, пережить с последствиями различной тяжести. Существует распространенное мнение, что кризисы благотворно влияют на экономику, заставляя искать новые ресурсы и решения. С этим можно было бы безусловно согласиться, если бы не цена, которую приходится платить. Для многих миллионов людей это оборачивается значительным, зачастую катастрофическим, снижением уровня жизни. Статистика смертности и рождаемости в кризисные времена однозначна. Если вспомнить при этом, что в периоды кризисов население менее развитых стран, как правило, начинает усиленно искать «твердую» руку, способную навести порядок (говоря по-другому — вернуть времена относительного благополучия), то стоит задуматься — не дешевле ли предотвращать кризисное развитие, чем потом долгое время бороться с его политическими последствиями?

В-пятых, что в какой-то степени также является следствием международной экономической интеграции, сокращается количество различных валют, используемых при расчетах во внешнеторговых операциях.
Ни для кого не является секретом, что в подавляющем большинстве случаев используются доллары США, однако останавливаться здесь на причинах и следствиях такого положения вещей не будем. Вместе с тем конец ХХ века ознаменовался таким интересным событием, как появление общеевропейской валюты — евро. Как в дальнейшем сложится судьба евро, его курс по отношению к доллару США также не являются целью рассмотрения. Важно отметить следующее: целый ряд высокоразвитых стран пошли на шаг, достаточно серьезно ограничивающий национальный суверенитет, во имя каких-то общих целей.
Одной из таких важных стратегических задач, вероятно, является попытка со временем заменить или очень существенно потеснить американский доллар в сфере международных расчетов и, более того, в его уникальной роли некой общемировой валюты. Связано это, по-видимому, не в последнюю очередь со стремлением обезопасить себя от возможных экономических потерь, вызванных действиями, направленными на усиление или ослабление доллара.
Независимо от результата борьбы евро с долларом показательно само желание участников рынка использовать некую эталонную «общемировую валюту», относительно которой можно было бы определять курсы национальных валют, стоимость тех или иных товаров и услуг и, соответственно, экономическую целесообразность приобретения их в той или иной стране, сравнивать уровни жизни в различных странах и т.д.
Похожие процессы вытеснения множества разнообразных денег едиными общегосударственными деньгами шли в средние века в период преодоления феодальной раздробленности и появления большинства существующих ныне европейских государств. Сейчас подобное явление наблюдается на новом (общемировом) уровне интеграции.

Кроме отмеченных предпосылок, для описания предлагаемой модели необходимо также привести некоторые дополнительные соображения, на которых будут основаны все дальнейшие построения и выводы. Поскольку они имеют, в основном, описательный характер и принимаются без серьезных доказательств, обозначим их как постулаты.

(продолжение — http://www.proza.ru/2014/02/23/51)