Кольцо

Наталия Скачкова
  Я торговаться не умею и на рынке веду себя так же, как в магазине, не устраивает цена - ухожу, даже если в след кричат другую. Знаю людей, которые каждый поход на рынок превращают в маленький спектакль. Ничего плохого я в этом не вижу. Наоборот, наблюдать за этим бывает очень интересно. А на восточных рынках, говорят, даже обижаются если с продавцами не торговаться, правда, утверждать не берусь, я там не бывала. И вдруг, я сама оказалась втянуой в эту афёру. Что стало причиной, я и сама не поняла, моя ли неуверенность, или умение продавца - индуса вести торговлю. Но все по порядку.
 
  Мы с мужем совершали круиз по островам Карибского моря. Это был последний остров на нашем пути и мы решили не ехать ни на какие экскурсии, а просто  погулять по городу. Сойдя на пристань, мы сразу попали на маленькую улицу,  скорее похожую на узкий проход, окруженный с двух сторон сетью магазинчиков так тесно прижатых друг к другу, что свернуть в сторону не было никакой возможности. Толпа туристов растворилась в толпе местных жителей, которые предлагали свой товар и свои услуги. Мы нырнули в первый попавшийся магазинчик, чтобы избежать назойливых продавцов на улице, и стали переходить из магазина в магазин, продвигаяась таким путём вперед, к выходу из этого коридора.

  Магазины имели два профиля: сувенирные, в которых не было ничего интересного, никчёмные безделушки, да все те же кружки, футболки и кепки что и на других островах, менялись только названия островов на них, и ювелирные. В ювелирных все сверкало красотой и роскошью и мы невольно притормаживали в них, любуясь витринами. Где - то к третьему - четвертому магазину мы с мужем уже определились в своих пристрастиях и разошлись по интересам. Муж остался при входе любоваться изумрудами, а я прошла к витрине с сапфирами. Покупать у нас и в мыслях не было, интерес был чисто музейный. К тому же смотреть на украшения мне доставляет больше удовольствия чем носить их.

  Подошел продавец и я ему объяснила, что не заинтересована в покупке. То ли он  не понял мой плохой английский, то ли вознамерился во что бы то ни стало мне что - то продать и  мне пришлось призвать на помощь мужа и просить его объясниться.  О чем - то поговорив между собой, муж предложил мне не обижать красавца - индуса  в его рвении угодить покупательнице, а что - нибудь померять и затем уж уйти.  Поскольку мы  были единственные посетители этого магазина, и надежды, что продавец переключит своё внимание на кого - нибудь другого небыло, я согласилась, выбрав самое скромное тоненькое колечко на котором небольшие сапфиры  чередовались с такими же брилиантиками. Оно с трудом оделось на палец.

  Продавец оживился и стал метать передо мной одно кольцо за другим. Я упорно настаивала на том, что никакие другие мне не нравятся и это было  единственным, которое мне захотелось примерить. Он попытался предложить  мне кольца с  другими  камнями, но нет, я люблю только сапфиры. Наконец он достал калькулятор,  потыкал  в клавиши и сказал, что это кольцо, стимостью в семьсот  шестьдесят  долларов  он  продаст мне за триста восемьдесят. В лице мужа что - то дрогнуло, но я не собиралась покупать его и за эти деньги, потому что не собиралась покупать ничего вообще.
 
Индус сделал скорбные глаза, сложил молитвенно ладони и заговорил так быстро и так проникновенно, что муж едва успевал переводить мне его речи. Работает он всего четвертый день и я его первый покупатель. От меня зависит успех  его  карьеры. У меня такие добрые глаза, по всему видно, что я очень хорошая женщина и что я непременно принесу ему удачу если что - нибудь куплю. Это так важно для него. Его счастье в моих руках и я, перед тем как отказать в покупке, должна прочувствовать всю степень моей ответсвенности перед его судьбой. За время его речи кольцо подешевело уже до трехсот долларов, а на мне были примерены браслеты с сапфирами и показаны кулоны. Наконец, был измерен размер моего пальца, кольцо оказалось мало мне совсем немного, что легко исправить, золото металл мягкий.
 
Тут в помощь индусу пришел муж, который то ли вспомнил, что скоро у меня юбилей и эта покупка избавила бы его от поиска подарка, если кольцо мне все - таки нравится, то ли проникся сочувствием к так старавшемуся новорожденному продавцу,  что моё сопротивление стало ослабевать. Я ещё пыталась доказать мужу, что и те  кольца, какие у меня есть я не ношу, потому что на работе они мне мешают, а вне работы мы мало куда ходим. Индус, не понимая русской речи переводил глаза то на меня, то на мужа, пытаясь по глазам и интонации догадаться к чему мы склоняемся. Почувствовав моё колебание он решил подорвать его последней ценой - двести долларов.
Кольцо было куплено.

2009год.