Подвиг солдата Николая Лебедева

Наталия Ермашова
Во все времена отношение к полковому знамени было  трепетным. Знамя – символ и честь полка, поэтому его потеря становилась настоящей трагедией, полк расформировывали. В феврале 1906 года не только Оренбург, всю Россию потрясла история простого русского солдата, спасшего знамя своего полка.
Шла русско-японская война. Тридцатипятилетний вояка Николай Лебедев попал в плен, где пробыл десять месяцев. Солдат не столько пытался выжить, сколько сохранить свою тайну. С поля боя ему удалось вынести и спрятать полковое знамя. Даже никто из товарищей не догадывался о том, что за секрет хранит молчаливый солдат. А он, ежеминутно рискуя жизнью, прятал реликвию своего полка: за досками дома; в иконе, которую распилил пополам, положив знамя между половинками; в своём чемоданчике с двойным дном…и в землю зарывал, и в мундир зашивал. Одному Богу известно, чего это стоило солдату Лебедеву, но знамя своего полка он сберёг.
Невозможно даже представить радость главнокомандующего, да и всего Орского полка, когда знамя, которое все считали погибшим, принёс простой солдат, вернувшийся из плена. Главнокомандующий Линевич на радостях готов был чуть ли не усыновить солдата. Ведь полк уже хотели  расформировывать. Солдату- герою немедленно были пожалованы знаки четвёртой, третьей и второй степеней. В первый же день Николая Лебедева произвели в младшие унтер-офицеры, а уже на следующий день повысили в звании до старшего унтер-офицера полка. Главнокомандующий лично материально поощрил спасителя полка двумястами рублями. Весть об обретении знамени молниеносно облетела весь полк. Каждый хотел сделать что-нибудь хорошее для скромного героя, в первую очередь выразить свою благодарность в конкретной материальной форме. Всем миром Николаю Лебедеву собрали целую тысячу рублей. Если учесть, что хорошую лошадь тогда можно было купить за тридцать рублей, а дом за двести, то можно представить, какая огромная это была сумма, тем более для обычного крестьянина Петровской волости Оренбургской губернии. Командир полка адъютант Сапегин, ротный командир капитан Капурин и батальонный командир подполковник Леонтьев со взводом солдат тут же выехали за знаменем в штаб главнокомандующего и доставили его на место стоянки полка. Трудно переоценить историческую значимость момента, когда вновь обретённый символ воинской чести и славы развевался среди шестнадцати рот, почти четырёх тысяч шестисот человек суровых вояк, которые даже не старались скрывать нахлынувшие слёзы… А нёс этот символ новый знамённый Николай Лебедев.