Новые записки неудачника

Захар Гинзбург
Вспомнил сказку про двух лягушек в кувшине молока: одна сразу пошла на дно, другая барахталась и сбила масло.

Как противна эта хамская жаба, которая ради одной надежды на выживание готова всю жизнь тупо махать лапами...

Вторая лягушка гораздо великодушнее.
Нет - значит нет...

Интересно, что подумал хозяин кувшина, когда обнаружил вместо молока масло, а на дне - дохлую лягушку?


К чему это слащаво-примитивное морализаторство: милые детки, прилежно учитесь, усердно трудитесь, слушайте папу и маму и кушайте манную кашу...
Особенно противно, когда эту пилюлю пытаются позолотить: начнут рассказывать что-нибудь интересное, а сведут к той же манной каше с сиропом.

Как в фильме "День сурка".
Когда смотришь первый раз и не знаешь, чем кончится - кажется, интересно.
А к чему всё свелось? К тому, что надо быть хорошим парнем, всем помогать, быть романтичным, заботливым и любить менять каканые пелёнки (как выразилась героиня).

Немудрящая женская философия...

Кстати, идея фильма чисто женская: держать главного героя в Дне сурка, пока он не станет таким, как хочет героиня. В этом есть что-то иезуитское...

Забавно: главная героиня такая серьёзная, моральная, даже верующая - и так легко принимает внебрачные связяи. Ни стыда, ни смущения...
Вместо стыдливости - сентиментальность. Лучше бы наоборот...
Сентиментально-бесстыдная романтика...


Еще лучше - сказка "Пиноккио".
Можно понять Толстого, который переписал эту сказку по-своему.
Он хоть убрал эту фею - воплощение бюргерской добродетели и ходячий мешок нравоучений.

Вся мораль Коллоди: учитесь, трудитесь, иначе плохо вам будет!

Он не говорит, что учиться - то есть узнавать, понимать, обдумывать новое и интересное - это главное наслаждение в жизни.
Он не говорит, что работа должна быть по душе, должна не отнимать, а давать силы; что делать своё - по душе, для души, делать душой - это, в сущности, и есть жизнь.
Что стимул для работы - сама работа: процесс больше, чем результат.
Что человек, который бездельничает, отнимает у себя лучшее в жизни.

Коллоди этого не говорит, то есть труд для него - нечто нудное, рутинное, однообразное.
А добродетель состоит в том, чтобы, преодолевая отвращение, заставлять себя заниматься рутиной.
Добровольная пожизненная каторга.

Это бюргерство - тупое, нудное, приземлённое и слащаво-сентиментальное.

Будешь бездельничать - превратишься в осла! - говорит Коллоди.

Но кто больше похож на осла: бездельник или рутинный работник?
Конечно, второй: ведь осёл тоже занимается рутинным трудом.
Причём умственная и душевная рутина ничем не лучше физической (физическая даже естественнее и полезнее для здоровья).

Так что Коллоди не видит выхода: будешь бездельничать - превратишься в осла, будешь трудиться - станешь ослом добровольно...