Нарды или жили-были

Александра Мазманиди
       

                У меня есть родной дед.Он очень большой, грузный, в нем килограмм эдак под 150. Сидит он дома в большом кожаном кресле у телевизора в поперечно-полосатой футболке (так его живот-арбуз ещё более заметно лежит на коленях),в трениках и почему-то всегда босиком. Ходит дед уже с подпоркой - тросточкой-палочкой, переваливаясь словно гусь лапчатый.Иногда играет со мной в шахматы,чаще он выигрывает у меня и радуется при этом, словно пацанёнок. Ещё частенько ездит в госпиталь на проверку здоровья, он "чернобылец",потом ему делают уколы и пьёт дед множество всяких лекарств, говорит для поддержки здоровья.Он весёлый балагур, говорит с присказками,частенько громко поёт,но слуха у него нет и песни его похожи на марши. Бабушке не нравится,когда он поёт и она просит его помолчать.

                А бабка моя сухонькая, высокая, верткая старушенция. Очень серьёзная и правильная старуха.Мы с дедом её побаиваемся.Вечно недовольная дедом, иногда мной тоже, но справедливая. И всегда себе находит какое-нибудь дело: скребёт, моет, стряпает-готовит, вяжет или шьёт.То ворчит, что он словно колода, сиднем сидит целыми днями у телевизора.Если же дед сходит в гости к бывшему сослуживцу-пенсионеру - опять плохо:"ЧТО у тебя дома нет? Или есть нечего?"

                Дед оправдывается:"Да мы только чайку попили  с печеньицами. Не ругайся,Ксюшенька.
Не веришь,тогда пойдём в следующий раз вместе?" Бабка, конечно, отказывается: " Что я там потеряла?"

                -Почему надо что-то терять, чтобы пойти в гости?- недоумеваю я. Но сегодня бабка настроена доброжелательно. Великодушно разрешила нам попробовать свежеиспечённые  ватрушки с изюмом и маком (строго только по одной) и заставила  нас накрыть-сервировать праздничный стол по случаю Дня защитника Отечества.

                Сколько себя помню, всегда этот праздник отмечается в нашей семье неукоснительно-обязательно. Приходят все родственники и знакомые, наверное, только в этот день(дед не любит распространяться о былом)можно услышать много интересного из их прошлой молодой жизни. Дед любит гостей, пышные застолья, старается всех угостить вкусненькими деликатесами, да и сам полакомиться.

                Дед идёт в свою комнату переодеваться (так бабка велела) - скоро гости нагрянут.  Звонят в дверь первые гости, я бегу открывать. Пришли сослуживцы деда, на пиджаках скромные полоски наград. Принесли деду в подарок нарды. Вот хорошо, дед меня научит играть.Потом.

                И вот выходит дед из своей комнаты, да это и не дед вовсе, а генерал! Я остолбенел-онемел. На кителе с обеих сторон награды, которых я никогда не видел. Почему он никогда не показывал их мне?

                После застолья родители мои помогают бабушке убрать со стола, а мы с дедом садимся играть в нарды.Мне не терпится. Оказывается игра интересная. А ещё (набравшись наглости) я пытаюсь деда учить:" Ты же герой, деда! Почему разрешаешь бабушке ругать себя?"

                - Молчать! Не сметь! - кричит покрасневший дед фальцетом. Ты ничего не знаешь и не понимаешь! ОНА  столько со мною вместе прошла-пережила, сколько тебе и не снилось(дай боже,чтобы и не приснилось).

                Сразу после института надел я лейтенантские погоны и поехали мы с ней в казахстанские степи строить Байконур. Это теперь там благоустроенное жильё,магазины, всё как у людей. Дед задумался, помолчал. Мал ты ещё дорогой,подрастёшь всё расскажу....Я жизнью ей обязан. И поостывший,более спокойно:

                - Не суди её строго внучек. Бабулька наша хорошая, трудолюбивая, справедливая. Но не приучена с детства она к сюсюканьям-ласкам. А попроси-ка её сыграть с тобою в нарды. Она играет лучше всех. И вообще- она лучшая. В мире.
 
9 октября2013г.