Принципиальные вопросы ресурсопользования

Анатолий Писцов
1. Увеличение численности народонаселения на Земле вообще и доли населения с повышенными стандартами потребления в частности на фоне конечности большинства жизненных ресурсов неизбежно возбуждает вопросы выработки допустимого стиля ресурсопользования для обеспечения приемлемого уровня комфорта проживания (или качества жизни) людей.
      Допустимый стиль ресурсопользования будет определяться осознанием и отслеживанием динамического баланса объёма потребления ресурсов и возможностей пользования ими (их запасов).
      Осознание фактического баланса потребления и запасов ресурсов, выработка допустимого стиля ресурсопользования и практическая реализация выработанного стиля в жизненном поведении людей требуют повышенной степени разумности мирового сообщества. Повышение разумности соответственно означает, как правило, снижение эмоциональности людей в вопросах ресурсопользования.

2. Повышение степени разумности мирового сообщества в ресурсопользовании будет, видимо, находить своё проявление:
- в первую очередь в осуществлении мер по снижению потерь ресурсов – сокращение, вплоть до полного устранения, бесполезного расходования ресурсов без прироста степени удовлетворения потребностей (качества жизни) людей;
- во вторую очередь в осуществлении мер по применению способов и средств лучшего использования ресурсов – повышение степени удовлетворения потребностей (качества жизни) людей в расчёте на единицу потребляемых ресурсов;
- в третью очередь в осуществлении мер по приращению ресурсной базы – поддержание запасов возобновляемых ресурсов и применение способов замены невозобновляемых видов ресурсов аналогами из числа возобновляемых видов в процессах удовлетворения потребностей людей;
- в четвёртую очередь в осуществлении мер по сближению мест производства и потребления ресурсов – по доставке ресурсов к местам их потребления, а также по миграции потребителей из мест исчерпания необходимых ресурсов к местам их наличия.
     Наиболее эффективным способом разумного ресурсопользования (с точки зрения потребности в дополнительных затратах ресурсов на реализацию способа) представляется осуществление мер по снижению потерь ресурсов.

3. В настоящее время наиболее расточительными и бесполезными, с позиции повышения качества жизни людей, являются два основных направления расходования (потерь) ресурсов:
- расходы ресурсов на ведение войн и на содержание военного аппарата в мирное время;
- расходы ресурсов на производство и обращение избыточных (излишних) предметов потребления – тех предметов потребления, количество и качество которых не оказывает влияния на прирост степени удовлетворения потребностей (качества жизни) людей.
     Существование обоих этих видов расточительных расходов предопределены эволюционным и историческим развитием человечества. Эти виды отражают определённый этап развития человеческого вида и могут быть сокращены в результате повышения разумности поведения человека.
    Первое направление расточительства отражает преимущественно степень разумности поведения мужской части человечества, второе - преимущественно степень разумности поведения женской его части.
Примечание. В обозначении мужской и женской частей человечества имеется некоторая условность, поскольку по данным А. и Б. Пиз  около 15-20%  мальчиков рождаются с чертами женского склада ума и около 10% девочек рождаются с чертами мужского склада ума,    в зависимости от гормональной среды, в которой развивается плод. (Язык взаимоотношений. Мужчина и женщина.

4. По некоторым данным (Спектор Д. М. Причины человеческой эволюции. http://filosofia.ru/76553/), именно война, а не труд, как писал Ф. Энгельс, стала причиной «переформатирования» вида животного предка человека в человеческий вид.
       Спектор Д. М. отмечает три принципиальные особенности животного предка человека, обеспечившие ему возможность «вырваться из царства природы», в отличие от других видов приматов:
- отсутствие табу на убийство особей своего вида;
- конкурентные отношения с себе подобными (внутривидовая конкуренция);
- способность изменять обычное, индивидуализированное, состояние своей психики на состояние подчинения групповому поведению, на состояние готовности к общности действия, под воздействием опасности нападения внешнего врага, а также под воздействием специальных имитаций такой опасности. Из этой способности «выросла» теперешняя разумность человека.
       Реликты этой способности сохраняются в теперешней разумности человека в виде неистреблённой его воинственности. Естественно, что носителями этой воинственности, и прежде и теперь, являются преимущественно мужские особи, «напичканные тестостероном по горло»
     Первыми орудиями человека были орудия для поражения «противника», вначале при защите от его нападения, а затем и при нападении на него (по логике «нападение – лучший вид обороны»). Лишь затем изобретённые орудия поражения (оружие) приспосабливались к труду - становились и орудиями труда, т.е. орудиями «двойного применения».
За весь период эволюции и истории человека оружие прошло путь развития от простейших средств, найденных прачеловеком на природных полях, до оружия массового поражения – средств, созданных разумом человека путём перекомбинации добытых у природы веществ. Военные действия  человека прошли путь развития от готовности группы пралюдей к общим действиям по отражению «противника» до развязывания в 20 веке двух мировых войн с многомиллионными жертвами военнослужащих и гражданского населения. А «военная» разумность (разумность в допустимости военных действий) человечества дошла до создания Организации Объединённых Наций, запретившей применение оружия массового поражения и осуждающей агрессоров, развязывающих военные действия, и до заключения ведущими мировыми странами договоров об ограничении стратегических наступательных вооружений. Во второй половине 20 века на смену «горячим» войнам с крупными военными столкновениями пришли «холодные» войны – взаимные военные угрозы ведущих стран без развязывания крупных «горячих» военных конфликтов.
Хотя некоторое повышение «военной» разумности человечества в 20-21 вв. несколько снизило опасность военных столкновений, тем не менее расходы ресурсов на   содержание военного аппарата в мирное время не получили сколь-нибудь значимого сокращения в связи с ведением практически всеми ведущими странами крупномасштабной гонки вооружений, наращиванием арсеналов известных вооружений и развитием новых видов оружия.
В целом нынешнее состояние «военной» разумности человечества не обеспечивает условия для сокращения наиболее расточительных и бесполезных, с точки зрения повышения качества жизни людей, расходов ресурсов на ведение войн и на содержание военного аппарата в мирное время. По-прежнему актуальной остаётся замена (сублимация) чрезвычайно ресурсоёмкой военной формы внутривидовой конкуренции, органически присущей человечеству, другими её формами - в других сферах человеческой деятельности, с меньшей ресурсоёмкостью. Серьёзным препятствием на путях сокращения военных затрат является также своеобразная «инерция» мирового социально-экономического устройства – чрезвычайно развитый производственно-технический аппарат мировых военно-промышленных комплексов «провоцирует» поддержание военных напряжённостей с целью оправдания своего существования и получения социально-экономических преференций.

5. Расходы ресурсов на производство и обращение избыточных (излишних) предметов потребления – тех предметов потребления, количество и качество которых не оказывает влияния на прирост степени удовлетворения потребностей (качества жизни) людей, в историческом плане непрерывно возрастают (в абсолютных величинах). 
     Хотя производство избыточных (излишних) предметов потребления имеет в своей основе физиологические потребности людей, однако фактическим своим мотивом всегда имеет психологические их потребности – потребности самоутверждения, самовыражения, признания, самореализации, наконец, получения эмоционального удовольствия - в условиях внутривидовой конкуренции. Подобные психологические потребности вскрываются у людей, как правило, после фактического удовлетворения физиологических потребностей, которое достигается наличием, скажем так, «нормальных», физиологически необходимых, предметов потребления.
     Конечно, сами физиологические потребности, а также  способы и средства их удовлетворения не стоят на месте, а изменяются в историческом плане. Однако более гибкие психологические потребности изменяются значительно быстрее физиологических. Соответственно, психологические потребности выставляют значительно б;льшие требования к обновлению и расширению ассортимента предметов потребления для своего удовлетворения, чем физиологические. Чем гибче, лабильнее психика, тем более многообразны её потребности,  тем бОльшие требования она выставляет к предметам потребления по их разнообразию, частоте обновления и количеству. Правда, подобные требования выставляются в пределах достигнутых возможностей производства предметов потребления (аналогично тому, что «человечество ставит перед собой только такие задачи, для решения которых оно уже имеет необходимые средства»). Но, в свою очередь, такие требования всегда являются стимулом к развитию возможностей производства.
    Вместе с тем, сформировавшееся производство предметов потребления само оказывает воздействие на расширение спроса таких предметов, своими специфическими способами и средствами. Основные из них – реклама и воздействие на формирование моды в предпочтениях потребителей.

    Таким образом, производство и обращение избыточных (излишних) предметов потребления есть функция развития мозга человека в двух проявлениях этого развития:   а) увеличение требований потребителей к разнообразию, частоте обновления и количеству предметов потребления и б) увеличение возможностей производителей по созданию новых и расширению уже имеющихся видов предметов потребления. Первое из этих проявлений – функция в основном эмоциональной составляющей мозга; второе – функция его рациональной составляющей. Причём ведущим в этой паре является первое проявление – увеличение потребностей людей в предметах потребления.
     Следовательно, задача сокращения расходов на производство и обращение избыточных (излишних) предметов потребления сводится, преимущественно, к сокращению потребностей потребителей в этих избыточных (излишних) предметах.
     Технологически эта задача выражается:
- в определении, в каждом конкретном случае, точки разделения потребностей на действительные, объективно необходимые, и на избыточные (излишние), вызванные случайными, эмоционально продиктованными, функционированиями мозговых структур;
- в удовлетворении действительных и подавлении случайных требований человека.
     Хотя решение подобной технологической задачи – непростое дело, однако «цена вопроса» велика – серьёзный вклад в рациональное ресурсопотребление.
     Наиболее полное и правильное решение этой задачи – самостоятельное определение  каждым (дееспособным) индивидуумом необходимости и избыточности появляющихся у него потребностей и самостоятельное подавление излишних потребностей. Однако подобное решение задачи требует высокой организации деятельности мозга (высокой разумности) индивидуума, его способности анализировать ситуации, вырабатывать решения и управлять собственными эмоциями.
     Такими возможностями располагает далеко не каждый индивидуум. Поэтому более реальное решение задачи распадается на два больших направления:
а) развитие рациональных возможностей мозга индивидуумов;
б) создание общественных способов регулирования потребностей потребителей в избыточных (излишних) предметах потребления и ограничения производства и обращения таких предметов потребления.

6. Оба основных направления наиболее расточительного и бесполезного, с точки зрения повышения качества жизни людей, расходования ресурсов (военные расходы и расходы на производство избыточных предметов потребления) обусловлены наследованием человеком инстинкта внутривидовой конкуренции, ставшей, как упомянуто выше, одной из ведущих причин «переформатирования» вида животного предка человека в человеческий вид.
     В мужской части человечества внутривидовая конкуренция приобрела преимущественно форму открытой межгрупповой борьбы, развившейся до кровопролитных войн между народами. Ведущими отношениями мужчин внутри групп является их подчинение групповому поведению, состояние готовности к общности действий перед лицом внешней опасности.
    В женской части человечества внутривидовая конкуренция приобрела преимущественно форму женского соперничества по всему «человеческому полю» - как между группами, так и внутри групп. Единственным возможным фактором их кратковременной женской солидарности может быть противостояние мужскому поведению по отношению к женщинам. Определяющей позицией в женском соперничестве является стремление утвердить «…собственную значимость. Именно в этом состоит цель женской самореализации» (http://selfdevelop.ru/advance/samorealizaciya-zhenshhiny.htm). Такое стремление во многих случаях подавляет, как это показывает опыт развитых стран, другое инстинктивное стремление женщины - к самореализации в продолжении рода.
     При известном дефиците креативных способностей в преобразовании вещества природы, женщины «специализируются» на преобразовании собственного образа для «поражения» окружающих конкуренток и для иллюстрации собственной значимости мужчинам. Причём предпочтение здесь отдаётся преобразованию своего внешнего вида, который преобразовать легче, нежели внутренние свойства. И в этом преобразовании самое значимое место занимают предметы потребления, разнообразные их виды, подходящие как для украшения самой женщины, так и для украшения всей  окружающей её обстановки.
      Потребности женщин в предметах потребления безграничны, как безгранично их стремление утвердить собственную значимость. Попытки ограничить эти потребности в общем случае воспринимаются как попытки ограничить женское стремление к самореализации, что естественно вызывает активное противодействие женщин. Соответственно, безграничны  настояния женщин к бесконечному увеличению производства предметов потребления.

7. Что делать? Как преодолевать наследия инстинкта внутривидовой конкуренции?
   Доктор философских наук Дубровский Д.И.: «…понятно, что еще больше потреблять и еще больше производить, чтобы еще больше потреблять, и непрестанные раздоры и войны связаны с нашим сознанием, с такими структурами нашего сознания, которые не преодолимы пока. Ясно, что можно изменить этот вектор, только изменив сознание массового человека…
… есть, в общем-то, два пути. Это генетическая регуляция, когда мы знаем фактор, ответственный за повышенную агрессивность человека, и мы регулируем эти факторы на генетическом уровне.
    Второй путь, это когда человек сам, под влиянием другого человека, конечно, воспитателя, друга, авторитета [добавим, и системного воздействия общества], находит в себе внутренние ресурсы перебарывания себя»
      Конечно, задача изменения сознания массового человека имеет цивилизационный масштаб и может решаться лишь средствами и мерками цивилизационного развития. История человечества имеет примеры осуществления таких изменений. Прежде всего, это возникновение христианской этики, позволившей преодолеть многие негативы языческого сознания масс людей. Серьёзным шагом в изменении сознания масс людей стало возникновение протестантской этики, создавшей условия для формирования рационального капитализма – «самого могучего фактора нашей современной жизни», который обеспечил появление современного вида мировой цивилизации и её дальнейшее развитие (М. Вебер. Протестантская этика и дух капитализма, с 7). В частности, протестантская этика, возникшая прежде всего как отрицание католической роскоши и потребительства,  одним из своих краеугольных положений существенно ограничивала развитие этого потребительства («Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть». с 159-160. «Ведь человек – лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божьей. Он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге. И если он истратит что-либо не во славу Божью, а для собственного удовольствия, то это по меньшей мере вызывает сомнение в богоугодности его поступка…». с 166).

     Современное потребительство в известной мере – побочный продукт развития рационального капитализма, по крайней мере, в трёх его проявлениях.
     Первое. Рациональный капитализм обеспечил невиданный ранее рост производительности общественного труда и значительно сократил необходимые затраты времени человека на обеспечение своего существования. Появилась возможность существования больших групп людей, прежде всего женщин, не занятых общественным трудом, «зацикленных» на своих личных стремлениях утвердить «собственную значимость» и генерирующих бесконечные потребности в увеличении предметов потребления.
    Второе. Рациональный капитализм создал и развил мощную материально-техническую базу, позволяющую быстро удовлетворять практически любые потребности в любых видах предметов потребления. Причём самому этому капитализму безразлично какого предназначения эти предметы потребления – действительно необходимые или избыточные.
   Третье. Развитые материально-технические возможности капитализма своей высокой оперативностью удовлетворять запросы потребителей не только косвенно содействуют росту потребностей в предметах потребления. Больше того – они сами провоцируют этот рост средствами рекламы и воздействия на формирование моды в предпочтениях потребителей, поскольку увеличение производства всегда являлось и является ведущим фактором роста прибыльности, этой главной цели капиталистического производства.

     Исторические примеры – возникновение христианской и протестантской этик – позволяют надеяться на выработку человечеством новых этических подходов, которые смогут ограничить безмерное наращивание производства и потребления избыточных (излишних) предметов потребления и тем самым ввести разумные рамки ресурсопользования в целях действительно необходимого повышения степени удовлетворения потребностей (качества жизни) людей.
     Что касается неразумных военных расходов ресурсов, то и здесь опыт международных отношений во второй половине 20 в. даёт надежду на дальнейшее развитие цивилизованных, не военных, форм межгрупповой внутривидовой конкуренции и мирных способов разрешения межгрупповых конфликтов и, соответственно, на сокращение расходования ресурсов на военные цели.

      Дело людей нынешнего поколения – по силе возможностей определить верные векторы действий по сокращению, вплоть до полного устранения, бесполезного расходования ресурсов без прироста степени удовлетворения потребностей (качества жизни) людей и осуществить реальные шаги движения по этим векторам.