два дня в Веймаре 1926 год

Маргарита Школьниксон-Смишко
Продолжение воспоминаний Балдура фон Ширааха

В июле 1926 года в Веймаре от вокзала через город маршировали длинные колонны под знамёнами со свастикой. На улицах раздавались звуки, которых город Гёте никогда не слышал: боевые песни и призыв: «Германия проснись!» Прибывали всё новые спец. поезда и колонны грузовиков. Баварцы в белых рубашках и кожаных штанах, многие группы уже в коричневых рубашках — новой униформе национал-социалистов. Все они прибыли на второй съезд  НСНРП.
В штаб-квартире съезда было неспокойно. Гитлер с гауляйтерами подсчитывал число прибывших. Он боялся, что их не хватит, заполнить рыночную площадь, на которой на следущий день в воскесенье д.б. состояться массовый митинг. Смысл этого мероприятия: у марширующих и зрителей д.б. создаться впечатление, что Третий рейх уже наступил.
Но откуда взять дополнительных исполнителей?  Из ближайших окрестностей, средней и северной Германии было обращение ко всем, носящим значок со свастикой и имеющим достаточно денег на проезд, приезжать. Резервы имелись лишь в Баварии и у Франков. Их ночью по телефону мобилизовали. Дополнительные поезда из Мюнхена и Нюрнберга прислали пополнения.
С пламенным энтузиазмом и без груза понимания будущей катастрофы носился я — 19-ти летний на своём велосипеде между вокзалом и городом туда сюда, от одних массовых квартир и гостиниц к другим, организовывал там и сям сено для ночных палаточных лагерей, помогал найти ночлег в частных квартирах для обожательниц Гитлера. Все немецкие диалекты касались моих ушей, и это чувство немецкого разнообразия вызывало у меня радостное, приподнятое настроение. Похожее, наверное, испытывали тогда молодые гимнасты на их больших соревнованиях или следопыты и участники движения «Вандерфогель», социалистические «Соколы», да и члены других массовых молодёжных организаций. Многие партии, союзы и общества, организовывающие свои конгрессы и марши ,с лёгкостью собирали в десять раз больше народу, чем национал-социалисты.
Генеральная линейка партийного слёта состоялась в Национальном театре. Здесь я впервые присутствовал на ритуале освящения знамён. В нём приняли участие более 500 знаменосцев. Перед простыми полевыми флагами были выставлены четыре квадратных знамени со свастикой, а наверху у них красовались посеребрёные орлы. Эти знаки придумал Гитлер, при чём он  перенял от каталитических церковных знамён, например, орла римских легионов...
Из 12-ти штандартов теперь к Баварии относилось 7, по одному в Вюрттемберге, Бадене, Тюрингии, Саксонии и Берлине. Так сильно господствовал тогда в национал-социализме баварский и южно-немецкий дух.      

В полдень на массовом митинге на рыночной площади для нас веймарских национал-социалистов случился неприятный инцидент. Выступал Юлиус Штрейхер — гауляйтер из Нюрнберга. Его речь была потоком антисемитских ругательств и угроз. На его бритую бычью голову учителя народной школы веймарские горожане только возмущённо качали головами. В доме советов, из окон бургомистра и его совета, среди наблюдавших этот необычный спектакль, можно было заметить движение. Штрейхер это тоже заметил и прокричал в их направление:»Мои господа, подойдите ближе и не закрывайте окон. Это правда, которую и вам нужно послушать. Как уже сказал Дисраэли — английский премьерминистер:»Рассовый вопрос — ключ к мировой истории»»
Аналогичной по тону была и речь тюрингского гаулайтера др. Динтера. Уже в 1918 году  его роман  «Грех против крови» вызвал сенсацию. Это была история немецко-еврейской семьи , которая трагически распалась, как утверждал естественник и учитель высшей школы Динтерих, из-за несовместимости крови и расс.
В 1926 году эта книга была распространена тиражом пости в четверть миллиона и миллионы её прочли.
Динтер был великаном с огромным четырёхугольным черепом. Внешне он мне напоминал Мартина Лютера, и он считал себя Лютером 20-того столетия. Его новое Евангилие он изложил в 197 тезизах, т.н. «Духовое христианство». Своих почитатедей он посвещал в спиритуальных сеансах в искусство коммуникации с духами и умершими, посредством движения стола и сигналов стуком.
Он и Штрейхер хотели поднять «Духовое христианство»  на высоту новой религии. Гитлер был возмущён:» Я стараюсь, чтобы наша партия покончила с разногласиями, раздирающими наш народ. Здесь протестант и католик должны объединиться.»
Через год Гитлер сместил Динтера с его должности.
В моих глазах тогда это были мелочи, которые не могли поколебать моей веры в правильность национал-социализма. Он означал для меня Гитлер, товарищество единомышленников, содружество сверху до низу, между бедными и богатыми.

на фото бывший народный учитель гауляйтер Нюрнберга Ю. Штрейхер. В 1946 году он был в Нюрнберге приговорён к смертной казни и повешен