Большой Кульбаш. Все по-большому

Татьяна Челышева
Большой Кульбаш: все по-большому

До Большого Кульбаша мы ехали по большой дороге: через Большие Коргузи, Большие Ключи, и когда путь нам преградили большие баскервилеобразные собаки, мы поняли, что все – финиш – мы в Большом Кульбаше.

ВОРОТА В ШКОЛУ
Село было большим, разноцветным и ярким, как осень. Такие расписные ворота и не снились реставраторам Старо-татарской слободы, потому они там и совершенно никакущие по сравнению с этой деревенской аляпистой, но самобытной архитектурой. Хочешь синие ворота с желтыми цветочками – пожалуйста, хочешь зеленые с оранжевыми снежинками – без проблем, хочешь серобуромалиновые в крапинку – найдутся и такие. Но самые красивые ворота Большого Кульбаша - они же самые большие и самые старинные - ведут в школу. Вернее в то, что от нее осталось. А остались: табличка «Кульбашская неполная школа» да груда развалин – школу не только закрыли, но и разрушили, чтоб глаза не мозолила.

ДЕТЕЙ РАЗДАЮТ, СОБАК ОТКАРМЛИВАЮТ
- Снесли ее, видно место кому-то приглянулось, - говорят нам хором три бабушки, гуляющие по центральной улице Большого Кульбаша в сопровождении двух огромных псов. Псы, яростно почесывая огромные уши огромными задними лапами, улыбаются в нашу сторону, скаля огромные клыки. – Сначала школьников не стало, потом вот школы…
- А детей почему не стало? - интересуемся, окидывая взглядом большую и очень даже жилую на первый взгляд деревню, оснащенную и газопроводом, и водопроводом, и магазинами, и близостью к городу.
- А мы их соседям раздали, - шутят бабушки. – Зачем они нам?!
Псы оценили шутку и понимающе захохотали громоподобным всесотрясающим лаем.
- Почему они у вас такие большие? – спрашиваем испуганно, кивая на баскервильчиков.
- Кормим хорошо, всей деревней – вот и большие, - гладит пса по лобастой башке Сания апа Габдрахманова. Пес согласно кивает, сглатывая, и вспоминая татарскую лапшу с эчпочмаками, поданную нынче на обед.

ЗНАКОМСТВО СОСТОЯЛОСЬ
- Это вот у нас Бим, - знакомит нас с четвероногими друзьями Амина апа, - а это – Байкал.
Байкал хотел было пожать нам лапу в честь знакомства, но передумал – ухо зачесалось. Проклятые блохи!
Вообще, знакомиться в Большом Кульбаше любят: и Сания апа, и Амина апа на одном дыхании выпалили нам и свои Ф.И.О., и адрес, и год рождения, и состав семьи. А вот третья бабушка от знакомства категорически отказалась:
- Ни к чему это мне в журналах светиться! Вы вот лучше напишите, чтобы медресе у нас на месте школы построили, как раньше было, до революции. Это ведь ворота от медресе остались, которое здесь до 1918 года еще было.

ГДЕ ЛЮДИ ДОБРЕЕ?
Непредставившаяся бабушка пошла нас проводить до машины. Показала магазин, местную мечеть, добавила недовольно, что «ходят туда некоторые, когда проспятся». Еще поведала, что народ в Кульбаше не очень хороший:
- Плохие люди здесь, злые, езжайте в Мендель – там лучше люди, добрее.
Проходящий мимо плохой человек душевно с нами поздоровался и даже спрыгнул с тропинки в грязь, не желая нас тревожить.
- Люди, они везде одинаковые, люди есть люди, - мудро заметила Сания апа.
- Нет уж, Сания, и не спорь: в Менделе люди лучше, добрее, - стояла на своем бабушка. – Вот съездите туда – сами увидите.
И мы бы съездили, чего нам, на казенном-то бензине, жалко, что ли?! Но путь нам преградил небольшой лесок из больших белых берез.

НА ОХОТУ!
- Грибов там полно! Большие! – заверили бабушки, провожая нас в дремучий лес. И не обманули.
Кроме пурпурных в горошек мухоморов по два метра в диаметре и чумазых хрюкающих свинушек, которых в этом году и не берет никто, отдавая предпочтение более благородным грибам, – тут почти под каждой березой ждал нас крепкий подберезовик – набрали мы их целую огромную сумку из «Икеи». И еще по пакету волнушек насобирали. Чуть отъехали в сосновый лесок – маслята вам, пожалуйста – желтые и масляные, как свежевыкрашенные ворота у Амины апы.

БОЛЬШОЕ ДЕРЕВЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ
Она, кстати нам и ответила на вечный деревенский вопрос: почему деревня Большой Кульбаш называется?
- Все просто: куль – озеро, баш – голова или начало, - расшифровала Амина апа. – Начало озера здесь было. Да высохло оно все уж давно. Большое было озеро...
Никто и не сомневался, что озеро в Большом Кульбаше было большое, как и все вокруг. И чтобы в этом окончательно убедиться, мы проехались по окрестным деревушкам: Большой Куюк, Большие Берези – что еще надо для большого деревенского счастья?!

_________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Из Казани – в сторону Раифы, затем ориентируйтесь по большим подсолнухам и указателям, они тоже должны быть «БОЛЬШИЕ»: БОЛЬШИЕ Коргузи – БОЛЬШИЕ Ключи – БОЛЬШОЙ Кульбаш - стоп, приехали. Всего от Казани до искомого местечка – 60 км.

КАК НЕ ИСПУГАТЬСЯ:
Если большие кульбашские псы надвигаются на вас целым отрядом с видимой целью проглотить вместе с машиной на обед – улыбайтесь. На самом деле кушать они вас не собираются, больно надо зубы об железо ломать – они сытые и довольные и просто хотят с вами познакомиться, у них на ужин макароны будут.

КАК НЕ РАСТЕРЯТЬСЯ И НЕ РАССТРОИТЬСЯ:
Если вдруг, собирая грибы в большекульбашском лесу, вы наткнетесь на большой обглоданный череп бронтозавра, не теряйтесь – хватайте его за рога и везите в краеведческий музей. Но если в музее знающие люди скажут вам, что это всего лишь череп крупнорогатого скота нынешней эпохи, не расстраивайтесь сильно – с кем не бывает! Просто недалеко от Большого Кульбаша – скотомогильник, что, конечно, в корне неправильно, ведь населенный пункт рядом.

КАК УСПОКОИТЬСЯ:
Если в Большом Кульбаше незаметно впились в ваше молодое рассыпчатое тело большие клещи и выпили больше крови, чем вам не жалко, не спешите отдирать их от собственного организма и от клещевой головы! Мы вот поспешили – и пришлось отправиться к хирургу, который страшными хирургическими инструментами извлек клещевую голову из обескровленного журналистского тела. А потом – к инфекционисту, который поставил нас на учет и повелел ежедневно измерять температуру, чтобы убедиться, что клещ был не энцефалитный. Жуть, да и только!