У церкви стояла... Мараса

Татьяна Челышева
У церкви стояла… Мараса

Она и по сей день там стоит. И Мараса, и церковь. Хотя в деле по закрытию именно этого храма в июле 1939 года фигурировала такая запись: «разобрать ввиду опасности разрушения».
Как говорится, опасность была сильно преувеличена. На дворе 2012 год, а церковь и ныне там – в целости, хотя и не в сохранности.

НАХОДКА ДЛЯ ТУРИСТОВ
Возвышается она очень величественно. Отлично видна с любой стороны. Каждый, кто проезжает мимо, непременно останавливается тут на деревенской площади и, подобно туристу-дикарю, начинает осматривать эту монументальную достопримечательность, фотографировать, снимать на камеру, кричать «Эй!» Звуки внутри гулкие, уходящие эхом ввысь, к Богу. Если приглядеться, на стенах внутри храма видны еще фрески, а в звоннице, даже и приглядываться не надо, – висит колокол, к нему ведет лестница, только вот где она начинается и где обрывается – никто не знает. Может быть, поэтому колокол до сих пор не сдан предприимчивыми гражданами в цветмет.

НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ, НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ…
- Не знаю, не помню, - так отвечали на все наши вопросы марасинцы – и старые и малые. Потом, правда, каждый вспоминал что-то далекое, в детстве от старших слышанное. Продавец магазина – Любовь Петровна Антонова – указывая на лесок, подступающий к самой школе, вспомнила вдруг, что это знаменитый сад князя Оболенского, который проживал здесь со всем своим многочисленным семейством еще до революции.
- А вон там, где школа, конюшня его была и каретный двор, - показывает Любовь Петровна, - сейчас уже не работает школа-то. Детишек всего двое, их в Ерыклу возят учиться. Одни пенсионеры у нас остались…
Бабушка Мария Андреевна Устинова, 1932 года рождения, вспомнила, как еще в детстве ходила в церковь:
- Большой приход здесь был, а закрыли ее в начале войны. Кто закрыл – уж не помню, маленькая я была… Может, и немцы.
А вот Сергей Петрович Макаров, подобно культиватору вспахивающий лопатой землю на своем огороде, вспомнил, что был здесь, в Марасе, похоронен генерал-майор Бахметьев с супругой. И к этой могиле, вернее к надгробному камню с высеченным на нем именем генерала, приезжали недавно потомки из Свердловска.
- Их ведь два брата было, два генерала Бахметьевых. Вот один у нас похоронен. Сейчас этот камень на кладбище, - добавил Сергей Петрович. – Там же, где вся наша история. Как и в интернете.

КЛАДБИЩЕНСКИЕ ИСТОРИИ
И прав оказался. На маленьком марасинском кладбище, сияющем синими свежевыкрашенными оградами, мы узнали много интересного. Например, что большинство марасинцев были долгожителями: 80, 90, 100 лет – средний возраст их жизни. Захоронены здесь люди, родившиеся в 1895, 1893 годах, есть могилки, датированные 1888 годом. Но надгробного камня генерал-майора Бахметьева мы так и не нашли.
Зато нашли маленькую свежевыбеленную часовенку недалеко от входа на кладбище, в нишах которой, к иконам, люди кладут денежки: железные пятаки и бумажные сторублевки – и они ничего – лежат себе под открытым небом, не тронутые ни бомжами, ни лихими разбойниками, даже не унесенные ветром… Чудеса!

ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА
Сама деревня и сейчас выглядит, будто картинка со старинного лубка. Очень-преочень широкая улица ведет к храму: наверное, именно по ней князья Оболенские катили на своей карете, запряженной в тройку, да прямо в Каретный двор. Вдоль улицы крепкие основательные дома – 8 с одной стороны, 8 – с другой. Лубочную иллюзию нарушают суперсовременные колонки – здесь они какие-то особенные: вода добывается не нажатием рычажка, как везде, а хитроумным поворачиванием железяки сложной загогулистой конструкции. На звук полившейся воды резво реагируют марасинские петухи – сбегаются со всей округи промочить горло, чтобы потом опять приветствовать запоздалую весну радостным кукареканием. Поют они здесь звонко.

ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ХОЗЯИН В ГОЛУБОМ ВЕРТОЛЕТЕ…
По другую сторону храма еще домики. Жители не очень словоохотливы: они бурчат чего-то под нос - ругают хозяина, который «летает тут на своем вертолете, а работы в деревне нет, зарплату не платит». Некоторые хвалят речку Марасу, в которой много рыбы, да сад князя Оболенского, одичавший до состояния леса, в котором много бывает по осени грибов. В общем, все, как в добрые старые времена – только карета превратилась в вертолет, а невеста – та самая, которая «всех краше была» - видно, как и вся марасинская молодежь, в город уехала, учиться.
Может, оно и правильно: сначала учиться, потом жениться.
_________________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
До Марасы от Казани примерно 160 километров. Это Алексеевский район, а значит выезжать из города надо через РКБ. После Алексеевского – поворот на Билярск, а там по указателю – на Марасу. Проворонить невозможно – церковь Казанской Иконы Божией Матери из красного кирпича появится прямо перед вами.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
За утратой поместья гостеприимного князя Оболенского – пожалуй, нигде. Любопытных граждан в Марасе предостаточно, праздношатающихся – ни одного. Все заняты на садово-огородных работах, поэтому им временно не до гостей.

ФРАНЦУЗСКО-СОВЕТСКИЕ ПОДРОБНОСТИ:
Огромная двухпрестольная церковь была построена в Марасе в начале ХIX века в память победы над французами в 1812 году на средства помещика Александра Васильевича Толстого. В церкви было два придела: главный - во имя Казанской иконы Божией Матери, боковой - во имя Святой Троицы.
Дело по закрытию церкви было начато в 1939 году. Вот что гласят документы: «У главного входа в церковь карниз и верхние углы совершенно отвалились, имеется опасность для жизни людей… есть опасность окончательного обвала карниза… Для отправления религиозных обрядов здание совершенно непригодно».
На основании акта комиссии был издан Указ о сносе здания церкви: «...Утвердить постановление Президиума Билярского райисполкома от 1 июля 1939 года о сносе здания церкви села Мараса по ветхости. 13 августа 1939 г.
Председатель Президиума ВС ТАССР Г. Динмухаметов».
Виной такому «аварийному» сносу церквей и мечетей по всей стране была вовсе не ветхость зданий, а секретное письмо Ленина членам Политбюро в 1922 году: «Строго секретно. Просьба ни в каком случае копии не снимать. …Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Именно теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются… тысячи трупов, мы… должны провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией... Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам при этом расстрелять, тем лучше» («Революция и церковь»).
В Алексеевском районе Татарии, согласно архивным сведениям, мероприятия по закрытию церквей и мечетей проводились с 1935 года.
Интересна по этому поводу секретная справка к Указу Президиума ВС ТАССР, которая гласит: «В результате слабой работы по ликвидации молитвенных зданий и передаче их на культурные нужды на 1 апреля 1939 года в Татарии имеется 1200 действующих молитвенных зданий, в том числе: мечетей – 890, церквей – 310… Это прежде всего результат отсутствия массовой разъяснительной антирелигиозной работы…»

P.S. Написано это было в 2012 году. Недавно проезжала мимо - сломали-таки церковь(( Груда кирпичей - ужас.