Спроси самарянку

Мила Садко
      «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую» (Книга Амоса, 6:1)
 
  Образ самарянской женщины, попросту, - самарянки, описанной в Библии, очень интересен и не изглаживается из моей памяти. Она была грешницей, но душа её тянулась к чистому и божественному.
  Она жила в Самарии, некогда столице Северного десятиколенного царства Израиля. Когда-то давно до н. э. здесь были построены языческие храмы для того, чтобы народ не ходил поклоняться живому Богу в Иерусалим (Сион), столицу Южного Иудина двухколенного царства. И те, и другие были евреи, но враждовали между собой, потому были завоёваны другими странами. Есть русская народная сказка, где состарившийся отец перед смертью предлагал сынам сломать веник. Они не смогли, пока он им не посоветовал переломать его по прутику. Так был показан принцип силы дружбы и гарантии защиты от неприятелей, завоевателей, а так же от всяческих других проблем.
  После смерти вождя израильтян Иисуса Навина, который ввёл евреев в землю обетованную, народ постепенно перестал верить в Бога, отчего с ними произошли неприятности. Единое царство разделилось, и дружбы между ними не было. Поэтому Израиль завоевала Ассирия, чьей столицей была Ниневия. Это было за семь столетий до рождения Иисуса Христа, в 722году до н.э. После завоевания Самарии большинство евреев было угнано в рабство (в Вавилон), а в города Самарии ассирийский царь переселил людей из Вавилона и других стран. Оставшиеся евреи чтили Господа, и на чужаков Бог насылал львов. Тогда царь послал туда священника-израильтянина, и тот стал учить новых людей закону Божьему. Но и своим идолам они тоже поклонялись. Потомками этих людей считали самарян, которые упоминаются в Новом Завете. С евреями они враждовали. У них был храм, где они поклонялись единому Богу, построенный на горе Гаризим, который евреи позднее разрушили.
   Южное царство было завоёвано Вавилоном позже Северного. Но вначале хозяевами там были ассирийцы, чья столица была Ниневия. Они, став сильной державой, грабили соседние царства, среди которых было и Южное Иудино. Позже Ассирийский Вавилон захватили халдеи. Войска царя Навуходоносора сожгли Иерусалимский храм, который простоял 400лет, и разрушили Иерусалим, выселил жителей, переселив в Вавилон лучших людей, необходимых им для улучшения своей культуры и обороноспособности, всего десять тысяч. Оставили только бедных земледельцев. В 586 году до н.э. после разрушения иерусалимского храма Южное царство иудино перестало существовать.
  В 538 году до н.э. Вавилон захватил персидский царь Кир. Потом правил его сын Дарий Первый, который считался самым могущественным правителем Персии. Пленные евреи давно уже смирились со своей участью и жили неплохо. При Навуходоносоре евреев из Иерусалима в Вавилон переселяли четыре раза. С тех времён в Вавилоне они основали целые поселения, занимались скотоводством и земледелием. Божий пророк Иеремия до этого предупреждал о грядущей беде своих соотечественников в течении сорока лет. Теперь он поднимал дух евреев в плену, настраивал на 70-летнее пленение, не позволял слушаться подстрекателей на бунт и предсказывал возрождение храма Господня. Это стало возможно при царе Кире, а Дарий продолжил помощь для строительства храма на родине Израиля в Палестине. Он разрешил оставшимся евреям собирать драгоценности для этой цели. Храм был достроен к 513 году до н.э., но еврейское государство так и осталось провинцией персидской империи. Люди, прожившие в Вавилоне более ста лет, признавались законными гражданами со всеми правами гражданства. Поэтому не все евреи возвращались на родину и участвовали в строительстве храма. Так потомки евреев, вернувшихся из Вавилона, приблизились к самарянам и мира между ними не было, хоть вера в Бога Единого была и там, и тут.
  Иисус Христос пришёл на землю, началась новая эра, новый отсчёт времени. Рождением Иисуса Христа на земле Бог разделил мир пополам: до Его рождения и после. А ещё разделение пришло другое: те, кто верит в Спасителя и неверящие в Него. Это разделение на добро и зло, так как каждый разумный человек обязан делать выбор, на чьей он стороне.  У Л. Васениной есть про это стихотворение:
Царство тьмы есть
И царство света,
Я – об этом.
Мы с тобою живём в разных царствах.
Мы с тобою по разные стороны…
Надо моей головой – птицы счастья.
Над твоей день и ночь – злые вороны.
У меня есть то, чего нет у тебя.
У меня есть Тот, Кого нет у тебя.
В моём царстве -  свобода, а ты в цепях.
Я оправдана Богом, а ты - в грехах. 
В моём царстве мир. А в твоём – война.
Иисус – мой царь, а твой царь – сатана.
Царство Божьего Сына… Здесь жизнь царит.
Вечно царство моё, а твоё – сгорит.
  Об этом царстве рассказывал пришедший на землю Иисус. Иудеи в Иерусалиме не верили, что Он – тот Мессия, о котором предсказывали пророки Ветхого Завета. Книжники и фарисеи якобы чтили Бога-Отца, но вера их погрязла в грехах, которых у себя они не замечали. Главное, они не любили людей, отделяли себя от них. В церкви была гордая элита и были обычные прихожане, которым не было доступа к Богу. Иисус пришёл на землю, чтобы убрать эту границу, чтобы каждый мог напрямую общаться с Богом, чтобы у каждого человека, почувствовавшего себя грешником, устанавливались личностные отношения с Творцом. Иисус Христос всегда был и есть единственным посредником между Богом и людьми. Об этом Он пришёл рассказать, выразив волю Отца. Поэтому для власть имущих он был социально опасен, так как отнимал у них власть над людьми. Это важно знать и сейчас. Его власть не была физической, земной. И сейчас Его власть находится в другом измерении. Знаем мы это из Библии, - письма Бога к людям. Иисус тогда говорил своим ученикам, что Он «не от мира сего», не покушался ни на что земное. Он общался с людьми и рассказывал им суть истины. Он научил людей молиться так: «…да придёт Царство Твоё, да будет воля Твоя на земле, как на небе…»
  Самарянку он встретил в жаркий день у колодца. Она сразу определила, что перед ней один из жителей другой, враждующей с ними местности. Он попросил воды и расположил к себе женщину на дальнейший разговор. Он ей сказал о всех её пяти мужчинах, ни один из которых не был ей мужем, чем очень  её удивил. Ещё он говорил о живой воде, которую может дать из своего колодца, и человек сможет утолить жажду Божьим Словом. Реки её текут из уст тех, кто доверился Христу. Они рассказывают людям о Живом Боге, который любит людей и хочет, чтобы их души после смерти не шли в ад, а жили с Отцом в вечной радости. Такие люди не боятся смерти физической, как сам Иисус, выполнивший Свою миссию до конца. Они поклоняются не людям, не изображениям, и не важно, ходят ли они постоянно в храм рукотворный, украшенный золотом и драгоценностями. Они строят храм для поклонения Богу в своих душах. Самарянка спросила, где следует поклоняться Богу; в Сионе (Иерусалиме) или на горе Самарийской, где стоит их храм Богу? Иисус ответил: «Бог есть Дух, и Ему нужно поклоняться в духе и истине». Она знала, что должен прийди Мессия, который научит людей делать это. Он сказал: «Это Я, говорящий с тобою». Самарянка поверила Христу и побежала к своим, говоря: «Не Он ли Христос?» Она убедила, расшевелила людей, и они собрались к Нему, и Христос учил их, пробыв там два дня.
  Мы с детьми изучаем Библию, черпаем мудрость из этого колодца с живой водой. А ещё мы любим песню про самарянку и часто поём её вместе:
Спроси самарянку, что всех приглашала
Послушать Иисуса, пророком назвала.
С тех пор уж прошли столетья, года,
Но в этом колодце всегда есть вода.
Там песни поют, где в колодце вода
И колосом полным пшеница легла,
И вечного счастья для всех полнота.
Там Божий колодец, -  где церковь Христа!

На фото: я в своём дворике, 2019 год.