Эпопея воина и моряка

Феликс Цыганенко
Светлой памяти капитана Хирхасова Бориса Михайловича посвящаю.

На снимке: капитан Борис Хирхасов и его пароход "Андре Марти", с которого в Баренцевом море был сбит немецкий  бомбардировщик.

   Дурная наследственность досталась теплоходу «Ургенч», переданному в Мурманск из Азовского морского пароходства. Я  понял это в 1974 году, когда в должности электромеханика ступил на палубу этого судна.  Удивительно, но рудовоз с усиленным ледовым классом корпуса был чужеродным органом для Арктики. Она отторгала его, наиболее частые отказы механизмов случались именно там, в полярных морях…
   
   Неприятности случались и в заполярном порту Дудинка, что на Енисее. Особенно после перехода Баренцевым и Карским морями, штормовой погоды и сложной ледовой обстановки. Ресторан с чукотским названием «Элден» -  на верхушке причального склона? Как тут не расслабиться? Тем паче, что на палубе трудился бывалый народ, разжалованный в матросы боцман, менялись старпомы и стармехи, но ситуация на судне оставалась сложной…
   
   Однако мрачноватая обстановка изменилась с приходом на «Ургенч» капитана Хирхасова.  Борис Михайлович явился тем самым светлым лучом в тёмном царстве! Так много хороших, искренних слов хочется сказать в адрес этого исключительно доброго, мудрого и скромного труженика моря, отдавшего флоту более полувека.
   
   Признаюсь, что я никогда не слышал более откровенного и душевного рассказа о войне и моряках-партизанах. И ведь от кого? Прославленного капитана торгового флота, Бориса Михайловича Хирхасова:
- К началу войны мне довелось работать в Балтийском морском пароходстве. Да, мы были молоды и не хотели умирать! Будучи в окружении врага не могли сдаться в плен и не потому, что хотели геройски погибнуть. Немцы, как известно, партизан в плен не брали. Потому теряли людей, но пробивались!
   
   Наиболее памятными из тех военных дней для меня остались суровые дни августа-ноября 1941 года. В середине августа в пароходстве были сформированы два партизанских отряда общей численностью сто человек, - рассказывал Борис Михайлович,  -  я был назначен командиром одного из них. Моряки, инженеры, портовые рабочие - вот состав этих отрядов. Костяк формирования отрядов - добровольцы, они записывались, чуть ли не целыми экипажами…
   
   По мнению историков и журналистов, капитан Хирхасов был моряк высоких профессиональных и человеческих качеств. Газета "Советская Балтика" от 30 декабря 1941 года писала: "Капитан Хирхасов показал свои блестящие способности отважного высококвалифицированного судоводителя, волевого командира, твёрдость и находчивость которого вселяют мужество и спокойствие в подчинённых". Газета отметила капитана парохода «Майя» Бориса Хирхасова, сумевшего пробиться в Кронштадт через минные поля и атаки немецкой авиации...
   
   В условиях начавшейся войны торговый флот страны приобрёл особое значение. О капитане Хирхасове в эти годы можно прочитать в рассказе  писателя из Петербурга – Николая Михина: «На капитанском мостике». Сборник его очерков «Венки на волне» размещён на сайте –
   lib.guru.ua/PROZA/MIHINN/venki.txt
   - С   капитаном   дальнего   плавания   Хирхасовым   Борисом Михайловичем, - рассказывает   Михин, - мне  довелось  встречаться  в  совете   ветеранов Балтийского  морского  пароходства в 1972 году и у него дома на улице Карташихина, что на Васильевском острове. Нужно  сказать, что первая встреча полностью оправдала мои ожидания. А ожидал я встретить  рослого,  крепкого  человека  с  выправкой  морского офицера.  Действительно,  от  всей  фигуры  Бориса  Михайловича исходила какая-то невидимая сила волевого человека.

   С 1942 года  Борис Михайлович Хирхасов  -   участник полярных конвоев,  ходил из Англии в Мурманск. В июне 1942 года капитан  Хирхасов возглавлял эшелон откомандированных в Архангельск для работы в Северном морском пароходстве, сто пятьдесят балтийских моряков. А уже в  1943 году стало известно о подвиге экипажа парохода "Андре Марти", которым командовал Борис Хирхасов.
   
   Пароход "Андре Марти" был атакован в Баренцовом море четырьмя вражескими бомбардировщиками, которые сбросили двенадцать бомб и обстреляли пароход из пулеметов. Благодаря умелому маневрированию, ни одна из бомб не попала в цель. Команда "Андре Марти" самоотверженно отражала атаки противника и сбила один самолет, а другой повредила. Судно благополучно прибыло в советский порт и доставило ценный груз к месту назначения. За подвиги на земле и на море Борис Михайлович был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I-ой степени…
   
   Быстротечное время настигло Бориса Михайловича Хирхасова в мирные годы живым и здоровым, даже в пенсионном возрасте. Но разве мог почтенный моряк сидеть дома без дела?! Так что приезжал из Ленинграда в Мурманск на подмены капитанов в каботажных рейсах. В середине 70-х годов Борис Михайлович оказался на капитанском мостике теплохода "Ургенч". Самая главная, справедливая и ценная для ветерана оценка состояла в том, что его искренне уважал весь экипаж! С моряками Борис Михайлович мог душевно беседовать, посетив каюту, независимо от занимаемой должности её хозяина. Опытный и мудрый капитан, так много переживший в жизни сам, в каждом моряке видел, прежде всего, живого человека, а уж потом – механика, матроса или электрика. Так что отстающее по всем показателем в пароходстве судно, при капитане Хирхасове заработало квартальную премию! В  эпоху «застоя», до рыночных отношений, на флоте существовала такая мера поощрения…
   
   Борис Михайлович – высокий, поджарый, чуть сутуловатый – если позволяла обстановка, совершал быстрые прогулки на главной палубе. Для здоровья и физического состояния ветерана – первейшее средство! К увлечению капитана можно отнести… игру в шахматы. Однако народ на судне занятой:  вахты, отдых, некому составить компанию капитану.  Кроме старшего механика…   Борис Михайлович иногда закрывал каюту на ключ, не позволяя исчезнуть стармеху Голубеву. Особенно, когда на шахматной доске создавалась сложная комбинация фигур, грозившая матом старшему механику…
   
   За время пребывания на судне Хирхасова  моряки поняли: как много в плане душевного климата зависит от капитана. Не было вовсе той гнетущей, мрачной обстановки, что ранее...  С большим сожалением моряки рудовоза провожали Бориса Михайловича домой, когда он возвращался после арктической навигации в Ленинград. С грустью смотрели моряки «Ургенча» на сутуловатую фигуру старого капитана, спускавшегося по трапу. Борис Михайлович был ярким примером бескорыстных человеческих отношений и лучших морских традиций. 
 
   Ветераны торгового флота полагали, что своей жизнью, патриотизмом, моральными и трудовыми устоями капитан Борис Хирхасов вполне  заслужил, чтобы его именем названо новое современное судно…