Книга. Превращение

Тина Гай 2
Книга печатная перестает быть только носителем конкретного текста, постепенно уступая место носителя информации электронным средствам и незаметно приобретая иной способ жизни, применения и назначения.


Книга все чаще становится культурным артефактом, превращаясь в произведение искусства, не предназначенное для массового читателя, в предмет роскоши и коллекционирования, возвращаясь к тем временам, когда она была редкой и дорогой, но по другим причинам.


Вальтер Беньямин коллекционировал и ценил книгу как предмет искусства, а вовсе не за ее утилитарное применение в качестве вместилища текста. Он бережно собирал и хранил книгу как настоящий ценитель и истинный библиофил.


Сегодня книга приобретает функции, которые раньше были для нее совершенно невозможными, немыслимыми и расценивались бы еще совсем недавно, да и сегодня многими, как кощунство.


Книга из источника мудрости и знаний превращается в материал, из которого можно делать скульптуры, композиции, аппликации и инсталляции. В этом качестве она  всего лишь кусок дерева в обложке или кирпич в архитектурной инсталляции.

 
Алисия Мартин «выливает» книги из окон на улицу, Исаак Салазар получает буквы и слова, сворачивая каждую страницу книг, Гай Ларами, создаёт из старых книг горы и ландшафты, в переносном смысле говоря о горах ненужных книг, Джулия Фелд  из старых книг создает трехмерные картины и аппликации.

 
Матей Крен строит в холле библиотеки Праги башню - дом знаний, в которой книги - те же кирпичи, а в Лиссабоне  - восьмиугольник ("Книжную соту"), в которой все стены сделаны из книг. Аллегорически художник говорит, что все творения, любые, создаются из знаний, заключенных в книгах.

 
Так жизнь рождает новые смыслы и формы применения книг, но при этом книга остается книгой, узнаваемой и сохраняющей свой интеллектуальный потенциал, но в ином, смысле: все, что вокруг нас - это Большая Книга Вселенной, которая всегда одна и та же, но ее воплощение - изменчиво и многообразно.

 
Все более значимой становятся форма книги, выполняющая роль материальной опоры смысла текста. Она привлекает к себе читателя, способного воспринять текст именно в таком виде, будь то гламурный журнал, рекламная листовка, большая и толстая книга, дневник или фотография. Книга  превращается в механизм отбора своего читателя.

 
Такое использование придает книге, слову, букве метафизическое измерение, делающее ее особой субстанцией, странствующей по страницам и человеческим умам, творя их. В таком качестве книга представляет собой нечто большее, чем просто набор букв и слов.


Здесь - отголоски каббалы (десять цифр, двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность творят мир) и христианства: Слово и Логос творят мир. Здесь - Леон Блуа, полагавший каждого человека какой-то буквой, йотой или словом в магической книге, которая пишется непрерывно, но в которой человек никогда не узнает себя и своего места в ней.

 
Здесь и Борхес с его видением книги как священного предмета, в котором умирает живое устное слово и который может стать опасным оружием, булыжником в руках пролетариата, но и живительной водой, и огнем воспламеняющим душу.


Эти и другие идеи символически обыгрывает одним из самых интересных фотографов мира – Шоном Кернаном, чьи фотографии похожи на философские тексты и одновременно на логические загадки, несущие в себе разные смыслы, с которыми ассоциируется книга.


Они многозначны и в то же время литературоцентричны, приглашающие каждого стать «читателем» посланий-текстов и вместе с ним творить свои тексто-смыслы. Шон Кернан использует фотографию как способ самопознания и познания мира одновременно.


Его образы Книги, представленные в виде того или иного предмета, действительно заставляют задуматься о мире, Вселенной, человеке. Вот книга и змея – символ мудрости и смерти одновременно. А здесь - книга и те самые формы – шар, треугольник и квадрат, из которых, по мысли каббалистов, творится мир

 
На третьей – лупа, собирающая Свет, исходящий от каждого слова и буквы, превращая его в Божественное свечение, напоминающее о Том, Кто сказал «Да будет Свет».


Фотографии с книгой Шона Кернана порождают у каждого свои ассоциации и мысли, но, собранные вместе, они создают  образ той единственной Книги, ради которой, по словам Малларме, существует мир, бесконечно Ее наполняющий,  и Которая оправдывает каждое человеческое страдание.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/kniga/