Вебинары как дополнительные и эффективные методы

Белоконь Людмила
                Петрова Н.Н.1, Сидоренко Л.П.2
1Кандидат философских наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технический университет; 2кандидат философских наук, доцент, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.
 

В наше время довольно много возможностей по улучшению учебного процесса с использованием интернет-ресурсов. Сравнительно новое и перспективное направление – использование при обучении вебинаров.

Вебинар – это онлайн-семинар или онлайн-лекция (англ. webinar), то есть проведение онлайн-встреч через интернет.
Рассмотрим проведение подобной лекции-вебинара. Общение происходит в режиме реального времени. Во время вебинара лектор и те, кто его слушает, то есть каждый из участников, находятся перед своим дисплеем своего компьютера; связь между ними может поддерживаться через интернет посредством веб-приложения. Можно использовать для связи и Skype.
Это настолько эффективно, что трудно представить в настоящее время более удобный и простой метод общения с аудиторией.
Обычно лектор использует презентации по своим темам, которые читает. На дисплее у лектора высвечивается не только сама презентация, как это обычно бывает при чтении лекции в институте, но и в небольшом окошке вверху видит себя, как в зеркале. То есть те, кто слушает лекцию, видят презентацию лектора и самого лектора. Обычно – это окошко вверху справа от презентации, у которому слушатели могут периодически обращаться, так как основное внимание обычно сосредоточено на слайдах.

Вебинар, может быть (вероятно, это зависит от руководства института или от провайдера), фактически анонимным или «невидимым» для лектора как пользователя, потому что я лектор может и не видеть на дисплее своих слушателей. Если стоит задача прочесть лекцию и общаться в основном с теми слушателями, которые присутствуют в аудитории непосредственно, и нет возможности общаться со слушателями через интернет. Они только видят лектора и его презентацию. Иногда такие лекции просто записывают, обрабатывают и только потом запускают на страницах интернета. Если лекция идет в режиме реального времени, то лектор должен быть готов ответить на замечания, предложения, вопросы слушателей, других участников веб-конференции через интернет.

Во время чтения лекций может быть открыто еще одно окно со слушателями через интернет. «Живой» аудитории перед глазами оратора уже может и не быть. Читать такие лекции гораздо сложнее. Реакцию на то, что говорит лектор, ему приходится «считывать» с маленького экрана. Задавать вопросы и беседовать с аудиторией напрямую может быть уже непросто, так как на экране оратор может видеть едва различимые лица. И связь не всегда бывает четкой и хорошей. На обычном занятии при непосредственном общении со студентами лектору гораздо легче использовать обратную связь во время выступления. Если же связь сложна или перед экранами мониторов находится слишком большое количество слушателей, то обычно лектор имеет возможность только в конце лекции услышать вопросы и замечания, пообщаться с аудиторией более активно с их стороны.

Такого рода общение – почти такое же занятие, как и обычное. Вероятно, что будущее - за такого рода коммуникацией, она стоит в разряде современных технологий. Возможно, что появятся более эффективные условия такого рода общения. Главное, что можно работать на большую аудиторию и общаться с большим количеством слушателей, чем на обыкновенной лекции. Так как участников вебинара (слушателей) может быть неограниченное количество.

Для самого оратора (преподавателя) очень важен и тот факт, что после вебинаров он может в записи просмотреть свои выступления, увидеть себя со стороны и проанализировать каждое свое слово и жест.

Во время проведения вебинара главное, по нашему мнению, приготовить хорошее содержание выступления, прорепетировать его. Не нужно держать «бумажки» с тестом выступления. Они только мешают. Нужно говорить от себя, как во время обычных лекций или семинаров. Не думать о том, что это необычное занятие и не проводить его более формально. Тогда аудитория будет лучше слушать и легко усваивать предложенный материал.

Еще более важно – это чувствовать себя уверенно, не волноваться. Конечно, ответственность за данное мероприятие ложится на оратора, ведущего занятие. Если перед ним аудитория в 50, даже – 200 человек, то это непросто – выступать перед такой «живой» аудиторией. Сейчас много возможностей получения той или иной информации через интернет. Молодые люди чувствуют себя в аудитории более свободно, чем, например, двадцать лет назад. Они могут задавать больше вопросов и больше вы сказывать свое мнение. На вебинаре количество вопросов и замечаний возрастает во много раз. Да и аудитория гораздо шире. Опосредованное общение способствует более раскованному поведению слушателей. Но для оратора – это интереснее и презентабельнее. Вопросы, которые задаются, обычно для оратора не представляют особой трудности.

Будущее все-таки за опосредованным общением, как это происходит на вебинарах. Каждый день на платформе Webinar.ru проводятся сотни вебинаров, их общая длительность превышает 1000 часов в сутки, как пишут авторы этого сайта. Конечно, это невозможно при непосредственном общении аудитории со слушателями.

Выводы:
• Вебинар – в настоящее время достаточно новый вид связи оратора с аудиторией, самый простой и удобный метод коммуникации по сравнению с непосредственным общением на лекции. В аудиторию слушатели должны вовремя прийти, заранее приготовившись к занятиям. Для этого они используют дополнительное время. Иногда это не один час, а несколько часов. Присутствие на вебинаре не требует большого количества дополнительного времени: одеться, собраться, выехать к месту встречи. Столько же времени слушатель может потерять и по возвращении с занятий. При общении через интернет достаточно включить компьютер, зайти на нужную страницу, просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера и приготовить планшет или ручку с бумагой для записи лекции.
• Вебинар позволяет оратору общаться не с ограниченным количеством участников (слушателей), как это обычно бывает на лекции, а значительно расширить свою аудиторию до необыкновенных размеров. Если обычно аудитория во время проведения лекции может вместить не более 100-200 человек (в крайнем случае зал может быть больше и вмещать до 1000 -5000 человек), то на вебинаре могут присутствовать десятки тысяч и даже сотни тысяч человек. Если вебинар организовать грамотно с привлечением больших аудиторий, то лектора смогут послушать и миллионы человек.
• Если вебинар можно записать на диск, флешь, то слушателю достаточно не записывать за оратором всю лекцию слово в слово, а записать (или не записывать, а просто запомнить) только самые основным моменты выступления оратора. После вебинара есть возможность повторить запись и тем самым во много раз лучше усвоить прочитанный лектором материал, так как один из важнейших методов усвоения в обучении – повторение услышанного. Это один из главных методов понимания и запоминания того или иного текста наряду с развитым воображением и методом ассоциаций. Презентация, которая обычно сопровождает выступление оратора, дает возможность вновь обращаться к уже пройденному и тем самым все более вникать в проблемы поставленного вопроса и усваивать тему, которой посвящено занятие.
• Однако вебинар – это такая форма обучения, которая доступна для большинства слушателей и, по нашему мнению, в будущем такие формы будут все больше распространяться и совершенствоваться. Для лектора такие возможности коммуникации с широкой аудиторией могут принести необыкновенную пользу. Если ясна цель данного мероприятия, если оратор хорошо знает то, о чем говорит, и если аудитория действительно заинтересована в усвоении данного материала, то данная работа может быть очень эффективной.
• Что касается вопросов аудитории – если их задается много, то это является показателем более успешного выступления – на практике лекторы убеждаются, что во время выступления в режиме реального времени по интернету вопросов задается значительно больше, так как слушатели находятся перед экраном дисплея и слушают более внимательно. В данном случае слушатели более любознательны. Их не отвлекают посторонние разговоры с одногруппниками (если вебинар прослушивается и просматривается дома). Если же, например, вебинар проводится в аудитории, то студенты, как правило, тоже более усидчивы, внимательны и креативны, так как ведущий занятия преподаватель не занят чтением лекции, а помогает студентам вникать в суть дела, формулировать вопросы и замечания, следит за дисциплиной. Иногда ведущий может комментировать информацию, которая отображается на экранах дисплеев или на большом экране.

     Недостатками работы лектора во время выступления по интернету – при помощи вебинара – являются некоторые минусы, которые связаны с опосредованной связью оратора со слушателями. «Живые» лекции, по нашему мнению, более захватывают аудиторию. Но многое зависит от мастерства оратора. Вебинар может быть очень интересным и не уступать непосредственному общению оратора с аудиторией.
Можно провести аналогию вебинаров и лекций в аудитории с фильмами и спектаклями в театре. Спектакль – это «живое» общение актеров со зрителями. Спектакль по сравнению с фильмом – прямая связь сцены и зрительного зала. Но спектакль посмотрят лишь небольшое количество зрителей. Фильм могут посмотреть миллионы. И впечатление от фильма иногда бывает гораздо сильнее.
Обычную лекцию невозможно организовать для широкой аудитории и обсудить многие ее проблемы. Онлайн-лекция (веб-конференция, вебинар) — это разновидность веб-конференции, создание в реальном времени онлайн-встреч, которые в будущем станут постоянным обычным явлением, и они могут привлекать большую аудиторию.

Настоящее «живое» общение оратора с аудиторией вряд ли когда-нибудь уйдет в прошлое, но вебинары все равно выйдут на первое место в коммуникации в связи большей простотой, экономией времени, большей креативностью слушателей и совершенствованием онлайн-обучения. В настоящее время вебинары в основном используется в системе дистанционного обучения, но впоследствии будут все более и более внедряться при обучении и на дневных, и на вечерних отделениях.

Создатель своей именной академии американский педагог Салман Хан записал около 2800 видеоподкастов с лекциями по физике, химии, биологии и различным гуманитарным предметам (см. Начать обучение, теперь. Поиск Академии Хана.
Уже через десять лет получение образования в корне изменится. «Очень важную роль в этом процессе будут играть технологии: все знания, которые мы получаем по классической схеме «профессор — студенты», могут быть гораздо более полезными, если они получены по схеме «студент наедине с собой» (Все вебинары на одном сайте. http://www.webinarmarket.ru/articles/articles_27.html).

Будущее – за новыми технологиями!

Литература:
1. Начать обучение, теперь. Поиск Академии Хана. 2. Все вебинары на одном сайте. (http://www.webinarmarket.ru/articles/articles_27.html)