Собственные интернет-ресурсы как дополнительные и

Белоконь Людмила
                Доцент каф-ры ФиГН МЭСИ, к.ф.н.  Сидоренко Л.П.

Совсем недавно у нас появилась возможность по улучшению учебного процесса с использованием интернет-ресурсов. В течение некоторого времени преподавания у многих преподавателей возникает необходимость в создании своих собственных Web-страниц. Они нужны для работы со студентами в то время, когда студенты не могут зайти, например, на свои страницы в институте в кампусе, а также во время каникул, или если студенты закончили обучение, но зачет (экзамен) еще не сдали. Очень важными эти страницы оказываются для последней категории студентов, но и для дневников умело подобранные материалы оказываются не лишними.
На сегодняшний день свою Web-страницу можно создать на сайтах, которые относятся к узлам бесплатных Web-служб:
• setup.ru;
• umi.ru;
• mylivepage.ru;
• ucoz.ru и др.
(см. http://www.setup.ru/, http://umi.ru/, http://www.mylivepage.ru/search/, http://www.ucoz.ru/).
Если создаются платные Web-страницы, то оплата, как правило, незначительна (все зависит от содержания и продвижения ресурса).

Создание профиля на любом из перечисленных сайтов довольно просто. Там можно разместить разные интернет-ресурсы. Если есть возможность, можно заложить и лекционный курс, и контрольные вопросы, и упражнения, и различные тренинги и тесты.

Для студентов-дневников можно создавать многостраничные Web-ресурсы, на которых можно также поместить глоссарий, а также ссылки на видео-лекции по нужной дисциплине, речи и произведения разных авторов, которые имеются в открытом доступе в интернете. Особенно нужны студентам последние статьи самого лектора, другие научные работы. На Mylivepage.ru, например, достаточно места, можно создать большое меню, много страниц. Можно выбирать по своему усмотрению, что выкладывать, а что – нет.

На вновь созданных страницах можно разместить массу материала. Если на ресурсах имеется возможность разместить списки студентов-отличников или их фото, то такая информация придаст новый импульс для более интенсивных занятий всем студентам и может способствовать соревнованию групп между собой на потоках. Можно разместить большое количество картинок с портретами ученых, со схемами и каким-либо текстом, которые будут связаны с преподаваемой дисциплиной. Студенты охотно рассматривают их, и таким образом смогут лучше усвоить предмет, так как наглядное изображение лучше запоминается. Конечно, для этого требуется грамотно заполнить меню. Так, чтобы легко можно было найти нужный материал.

Для студентов, не сдавших зачет, можно использовать отдельные Web-страницы, так как они не в состоянии изучить весь многостраничный ресурс. Это тем более удобно для преподавателя. Не нужно долго объяснять, что нужно сделать для сдачи зачета или экзамена. Достаточно назвать адрес сайта. Можно создать всего три страницы: главная, страница с упражнениями и домашней работой и страница с вопросами к зачету или билетами к экзамену. Все студенты, не сдавшие зачет (экзамен), могут успешно пользоваться этим ресурсом; они легко находят домашнее задание для сдачи зачета (экзамена) и вопросы (билеты). Их подготовка более целенаправленная, ведь они уже не в состоянии охватить полностью большой объем материала, усваиваемый студентами, которые полноценно работают в течение семестра.

Никаких сложностей в создании подобных Web-ресурсов нет. Нужно использовать встроенный конструктор (например, на сайте narod. yandex.ru он называется Мастерская). Главное – следовать пошаговой инструкции для оформления данных страниц. Можно также бесплатно создать сайт, например, на Google Sites (sites.google.com), а потом бесплатно зарегистрировать домен и привязать к своему сайту. Платные ресурсы еще мощнее и имеют больше возможностей. Пока плата очень небольшая, и фактически каждый преподаватель может себе позволить такую роскошь.

Таким образом, появилась возможность только один раз поместить свой материал: статью, лекцию или какие-то другие материалы на той или иной странице, и они становятся в любое время, когда работает интернет, доступны для студентов. Ведь страницы в интернете институтов не всегда бывают доступны. Также не во всех вузах имеются страницы с аудио- и видеофайлами. Некоторые Web-ресурсы предлагают такие возможности. Это хороший наглядный материал. Его не могут заменить даже книги, которые можно прочесть на различных сайтах. Посмотреть такой материал можно в любое время, он всегда доступен и самое главное - многократно.

Особенно интересны страницы, где есть возможность общаться со студентами в чате, если есть такая необходимость. Слово чат(chat) произошло от английского «разговор». В сети интернет чат - это обычно такое место на главной странице, где есть небольшое окно. При этом лучше заранее обозначить время посещения чата и оповестить студентов. Войдя в него, можно в реальном времени общаться со студентами. При входе нужно только вписать свой ник - по англ. nickname, то есть прозвище, которым будут называть посетителей чата. На экране будет периодически стираться все то, что было только что написано, и печататься те фразы, которые за последние несколько секунд были посланы кем-то из участников чата. Обычно в чате студенты задают каверзные вопросы и даже шутят, и преподавателю бывает нелегко справиться с лавиной вопросов. Здесь требуется умение быстро реагировать на присланный материал и легко отвечать на поставленные вопросы. Общение в чате представляет собой очень оригинальный метод обучения, и он способствует большей коммуникации преподавателя со студентами.
Есть даже определенные наборы знаков, которые интерпретируются одинаково и выражают те или иные эмоции, которых не хватает при письме. Например, такие как:
 :-) – улыбка; :-D – хохот; :-О – удивление;  :( - грусть; %) – счастье и др.
Можно создать отдельно Web-чат: Chatium.com - Сервис Веб-Чатов / создание чатов. Создать чат бесплатно (см. http://chatium.com/).
Чат – это вид обучения-развлечения. В чат можно зайти, когда хочется поделиться прочитанным и увиденным, а также если хочется новых эмоций, новых идей!

На Web-страницах всегда имеется много других возможностей. Было бы желание работать с ними!

Можно даже использовать подобные ресурсы для получения прибыли (например, см. http://umi.ru/). Что может продать преподаватель? Свои материалы к лекциям, тренинги, разместить контрольные работы с ответами для тренировки по тем или иным темам, разместить свои комментарии к текстам тех или иных произведений известнейших ученых, а также свои книги. За двадцать-тридцать лет работы у любого преподавателя найдутся различные материалы, которыми он сам успешно пользуется. Но этот материал обычно исчезает навсегда с уходом человека с работы. Однако такой материал нужен и другим преподавателям, и особенно студентам, которые учатся не только для получения диплома. Скорее всего – это дело времени, и года через три именно таким образом можно будет получать за свой интеллектуальный ресурс дополнительные дензнаки. Будущее – за новыми технологиями!

Выводы:
• Создание профиля на различных, в том числе и на бесплатных сайтах, довольно просто. На данных Web-страницах можно заложить и лекционные курсы, и тесты, и различные тренинги и упражнения.
• Особенно популярны среди студентов страницы с аудио- и видеофайлами. Это такой наглядный материал, который не могут заменить даже книги; да и посмотреть такой материал можно в любое время, он всегда доступен и самое главное - многократно.
• На созданных Web-страницах возможно общение в чате, которое представляет собой оригинальный метод обучения и передачи преподавателем своих знаний иногда в игровой форме; чатиться можно в любое время суток, что способствует большей коммуникации преподавателя со студентами.
• На авторских Web-страницах всегда имеется много возможностей, в том числе и использовать подобные ресурсы в коммерческих целях.

Литература:
1. Создай и раскрути свой сайт бесплатно. Сайт или интернет-магазин в 2 клика! http://www.setup.ru/,
2. Создать сайт бесплатно! (http://umi.ru/),
3. Социальная сеть сайтов mylivepage (http://www.mylivepage.ru/search/),
4. Ucoz. Бесплатный конструктор сайтов ( http://www.ucoz.ru/),
5. Chatium. Создайте чат бесплатно (http://chatium.com/).