Архипелаг Поавия

Сергей Буханцев
1. Первое упоминание о Поавии
Я .................…………………………………………………………………………. .……………………… неожиданно ….........…………………………… всё их великолепие заключалось …………………………………………...…………………................. …………………………………………………. Это святая ....................……....... должны навсегда и потом ...………………………………………………………..….................... ……………………………………………………………………….. Завтра, в полдень, когда я решу, как мне с вами поступить …………………………………………………………………….…..…………………………………………………. осенние пейзажи ………………..……..................... ………политик, имеющий намерение доказать ..................………………………….. невозможность ..........………………………………………………………….................. преступная деятельность, связанная с ......................……………………………………………………… и так ……………………… где потеряно, там и найдено. Но ведь в жизни случается обратное – и тому много примеров .......................………………………………………
Он был героем дня, все подходили к нему по очереди, тянули ему руки и выражали ему то, что подобает в таких случаях...
– Я всего лишь исполнитель, я не заслужил, – скромно отвечал изобретатель и боком улыбался, скривив рот на одну сторону...
Архипелаг напоминал собою силуэт вельможи, одетого в пышные одежды, как бы при-севшего на скамью или в беседке где-нибудь в саду. И это изящество его форм, неожиданность изгибов береговой линии, естественность мысов и укромных, защищённых от буйных океанских ветров бухт, пленяло воображение. Мне уже казалось, что эта земля существует в действительности, что её природа, её климат, города, люди – всё это реально. Я был бы не прочь совершить путешествие в эту сказочную страну и своими глазами увидеть все те чудеса, которые так живо передал мне на словах этот человек.......…………………………...................
– Ну что вы, мой друг, это можно устроить .................…………………………….. даже и так .......……….....….. Какие церемонии?.. Всё будет предельно обыденно, без фанфар …………............…………..  ………………………………………… можете оставить при себе или я ошибаюсь?..
 …………………………… богатые дары, своему господину, которого они почитали, как небесное светило .………………………………………………………........................ Их преклонение перед ним …………………………………………....................... и они не рассчитывали на большее, ибо ……………………………....................... вот так всегда, – сказал он и задумался, а я смотрел на него и не мог понять: как он дошёл до этого, кем была подсказана ему идея ………………………...............
………………...............………………... самому отправиться в эту удивительную страну, чтобы воочию убедиться, что всё случившееся – не обман зрения, не безумный бред, но свершившийся факт. Он пообещал, что по прибытии в своё королевство, напишет мне по-дробно о своих делах и о событиях в Поавии (особенно долго он размышлял в своё время о том, как должно называться его королевство, пока не выбрал ему имя – Поавия, что по его мнению должно обозначать: благословенная земля, осенённая божественным знамением и наделённая всеми полномочиями Эдемской обители). Я спросил его, долго ли он там пробудет...
– Не знаю, но, думаю, к концу сентября вернусь, когда доподлинно удостоверюсь в том, что мои подданные говорят мне чистую правду!.. – он опять сделал на своём лице озабоченное выражение; шутка ли сказать – король огромной страны, держащий в своих руках всю верховную власть!..
Несомненно одно, он будет самым справедливым государем на свете, которому не будет равных, и в пределах, отпущенных ему небом, он устроит замечательную жизнь. Общественное преуспеяние – вот цель и смысл его жизни отныне...
 Как бы мы жили!?.» неразумно с нашей стороны и то ......……………….......................………………….. принуждение – есть оживление трупа, называемого рабством! …….......................…………………………………………………………. грубость, животная сила и чванство ...................…………………………….....……….. неуправляемые инстинкты ……..............................………………………………………………… предопределённого нам как бы свыше, тут уж не наша вина  и заканчиваю ………………………………….. грязь, пошлость, неуёмная гордыня чиновников, разлагающих государственные устои, расшатывающих основы ...........................……………………………………….……………………..….. …………………… никто этого не понимает! …….....…………………….… бараны, ослы – стадо, одним словом …………….............................………………………  пастырь великий и единственный в своём ро-де........………………………………………………………………………
Я размышляю над сущностью происходящего. Никто не может упрекнуть меня в том, что я только жру, пью и совершаю те немногочисленные действия, кои приравнивали бы меня к неразумному скоту, жующему траву на пастбище…
в Поавии! ……………………………………....................... Поавия .....................……….. жители Поавии ……………………..……………………………….................................... обычаи их .....................……………………………………………... пока не увижу собственными глазами этот вышеназванный край! ....................................………………
..............................…………………………………………………………………….
................................. (Подрубал).

2. Первое письмо из Поавии
неуместно нижеследующие записки ………………………................. Поавский владыка ……………......................................      …….. и когда однажды это случится, весь мир поразится. Такое случается весьма и весьма, я бы сказал, редко. Даже более того – подобные события не имеют себе равн по аналогии с Римской республикой первого века нашей э.................................... ………………….. занимательность, к тому же ………………………………………............................................... начиная с того, как однажды .................................................
«Дорогой друг! …………………………………………........................................... ………………………………………………………………………………… мысли о нашем разговоре, который я постоянно удерживаю в памяти ............................... это не обман!.. Поавия существует, хотя на географических картах вы её не найдёте. Знал ли я, что однажды, когда в час досуга моя рука свободно водила пером и я находился в состоянии творческого удара, плоды моей деятельности окажутся столь ощутимы?!. Родилась новая земля, созданная целиком одним движением моей мысли – и это ли не чудо?..
Это мир, живущий по своим законам, как будто бы ничего не имеющий с тем физическим миром, в котором появились мы с вами. В его сознании, в сознании его жителей, с одной стороны присутствует элемент я бы сказал, восхитительного озарения, а если посмотреть на всю картину более внимательным взглядом – тут и там заметны всевозможные нелепейшие несоответствия и огрехи, хотя в положениипоавцев ничего иного не остаётся, как существовать именно таким странным образом... Тут без всякого разлада друг с другом сосуществуют вещи противоречащие друг другу и друг друга как бы исключающие. Например, плуг и раке-та!.. Но только начнёшь вникать глубже, оказывается, что их соседство – мудрейшее разрешение всех жизненных проблем человека. Тут я мог бы даже посоветовать всему миру по-учиться опыту Поавии...
Это зелёный, благоухающий край – самое приятное во всём свете место. Тут такие красоты, такие редкости, что не знаешь, куда посмотреть. Всюду достопримечательности, созданные по типу нам известных, но в чём-то даже их и превосходящие. Архитектура городов удивительная, ты словно попадаешь на другую планету!.. Постройки, сооружения, дворцы, здания, площади, общественные места, где люди собираются, чтобы пообщаться в часы досуга, произведения искусства – их скульптуры, архитектурные ансамбли, их картинные галереи, библиотеки, спортивные арены, сами люди – выше всяких похвал!..
Я для них – как Бог Саваоф! Они говорят, что я вызвал их своей творческой фантазией к жизни и они за это питают ко мне сыновнюю любовь и благодарность!.. Знаете, они просят меня навечно среди них остаться и жить в их прекрасной Поавии. И я, наверное, так и поступлю, как они меня просят. То, что я здесь увидел, не идёт ни в какое сравнение с нашим ми-ром, и это грустно признать...
Я человек, перешедший пятидесятилетний рубеж, на своей родине не знал ничего кроме холодности и отчуждения людей, бок о бок с которыми прожил свою жизнь. Мои изобретения – плод моего труда, бессонных ночей и тяжёлых, мучительных дней – казалось, ни-кому не нужны. Всё, что я делал, я делал как бы для себя, а не нёс мой ум и мою жизнь на алтарь человечества!.. Тут, в Поавии – совсем другое дело!.. Я нужен им, они без меня не могут! Они призывают меня руководить ими, учить их, ИХ!.. Эти люди – совершенства! – и они просят меня, чтобы я их учил, наставлял, направлял на путь истинный, когда я уверен, что любой из них лучше бы справился с этой миссией, чем я ....….....................................……... …………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………….. угадывать их желания, помыслы, проникать в их духовный мир!.. Но они с радостью встречают каждое моё слово, жест, мысль мою. Неужели я для них воплощение тех совершенств, которые они хором приписывают мне?.. Не могу этому пове-рить...
Есть в природе такие законы, такие процессы, остающиеся для нас неразгаданной тайной (да и когда ещё до них дойдёт очередь в цепи наших открытий и поисков), овладей мы сущностью которых – и всё, буквально всё будет подвластно нам. Это что-то из области нравственного, это связано с чистотою человеческих помыслов, с безоговорочной отдачей себя на благо других …….. ..........…………………………………….............................. в этом большой, огромный смысл! .…………………………………………………………………….......................... ……………… фантастические предположения, умолчу о них пока. Как-нибудь в другой раз... Я хочу во всём разобраться, но порою мне кажется, что это мне не под силу. Однако, всего себя я хочу отдать этим людям с прекрасными лицами, ясными глазами, благородными умами и сердцами!.. Если я действительно их создатель, то о лучшем потомстве никто из людей не может мечтать. И я (представьте меня в этой роли – и вы улыбнётесь, я вас знаю, людей!) в окружении моих благодарных детей. Вот подлинный триумф мой, о котором ни я, никто из моих предшественников не смел мечтать!.. И я нахожусь в этой действительности – и это не сон, от которого я мог бы проснуться!..
Итак ...………………………........………………………........................... пожеланиями ............................……………….... наилучшего ………..................... Как хотите, но вы просто обязаны, хотя вам мало кто поверит ……............................................... ………………….. такие ужасные скептики, циники, рождённые для прозябания ...........................……………….. так черствы, бездушны, порочны, что не имеют права на лучшее существование, хотя с моей стороны это будет жестоко и нескромно ...………………………………………………………………………………………….... ………………………………………………………… заметное влияние окружения, в котором я сей-час нахожусь. Я молодею с каждым днём, как будто бы в меня вливают эликсир жизни ………………………………………………………………………………………………………………………………………………… не так-то просто. Я постоянно себя одёргиваю, мне становится неловко, а они словно этого не замечают. Я – их идеал, или они слишком духовно утончённые субъекты, воспитанные .….................................. …………………………………………. в ближайшее время, видимо, ........................... ………………………………………………… ждите известий ..............…................... ……………………………………………………………… ваш неизменный друг ..............
.................................................... Поавии.......………………………….
...............................

3. Второе письмо из Поавии
................................... как бы святотатство .........................………........... …………………………………. непреложным остаётся одно: чем больше вы делаете для других – тем большей раной отзывается в вашем сердце их неблагодарность ......................................... новое в области так называемого человековедения ................................................ поскольку это в моих скромных .................................... беспрепятственно чинить произвол, как принято у тиранов и лиц, отличающихся природным малодушием ......................... незначительная промывка мозгов на лад .................................... укрепляющее воздействие на весь организм в целом, но не только затем ............................... и однако же, можно смело сказать ......................…………………………………………......... моего пребывания на этой земле ................................... Климат Поавии как нельзя более способствует укреплению моего здоровья, которое, вам известно, не отличается особенной крепостью ..……................................... в роли благодетеля ........................................ даёт мне право делать выводы, а уж дело хозяйское – принимать ли их к сведению ………………......................................... и страус, пряча голову под крыло, думает, что теперь-то уж он находится в безопасности! ...................................... ……………………………. заблуждаясь ежечасно и ежеминутно на свой собственный счёт....................................
……………………………………………. как будто дело всей моей жизни восторжествовало! По-думайте сами, многие ли в такой степени, как я, были в своё время вознаграждены делами рук своих?.. Бедным изобретателям и просветителям во все времена доставалось, а ведь на их плечах цивилизованный мир выходил к современному прогрессу. Толпа, состоящая из тугодумов, обывателей, болтунов, подлецов и всяких ничтожеств, трусов и изменников родины и своих убеждений, совершала нечестивый свой суд над светозарным гением, которого пытали всеми известными и тайными способами и доводили до умопомрачения и могилы... Я не считаю, что так уж сильно пострадал на своей родине, однако, она ничего мне не дала, кроме тяжких мук сердца, когда я был уже совсем рядом с отчаянием и духовным концом, – а это ещё страшнее, вы должны знать, смерти физической!.. Открытие Поавии, собственно, и есть моя последняя попытка бегства из бездушного мира, в котором я прозябал от первых своих дней, в Поавии я наиполнейшим образом выразил всю свою душевную напряжённость, по-трясение всего состава своего человеческого Я …………………………………………………………………………………………….... хоть однажды услышало призыв человека, взывающего к справедливости, и порешило: пусть будет ему наградой то, что сам он для себя выбирает, к чему рвётся его живое, трепещущее сердце, в котором ещё не иссякли жизненные силы
.......................………………………………………....... нет в том ничего странного и не-обычного, ибо Поавия как бы не принадлежит этому Миру, она находится в ином материальном пространстве. Однако всё, что я вижу – не сон, не бред, а реальность, – просто это реальность иного порядка, чем я знал до сих пор. Когда мы плыли сюда на корабле, я имел возможность познакомиться с неизвестными мне приборами, коими манипулировали мои спутники и друзья, посланцы Поавии, мне объяснили их назначение и устройство, но я не многое понял из их слов, усвоил себе только, что уровень их научно-технических достижений намного превосходит уровень в этой области................................................ они, которым известны законы, которые всему человечеству откроются ещё не скоро; возможно, оно прежде должно будет измениться нравственно – и это явится следствием его новых неограниченных возможностей …………………………. мои раздумья над сущностью человека и его ролью в природной среде, породившей его. Свою книгу, когда она будет совершенно готова, я переправлю вам и вы уж сами хлопочите об её опубликовании. Уж достанется же вам от этих склочников-критиков, которые камня на камне не оставят от моих жизнеописаний в Поавии и выводах вообще, от сравнений между двумя мирами, такими несхожими, такими достойными самих себя...
где-то в отдалённом будущем. Но они спроецировали в плоскость нашего времени Поавию – с тем, чтобы сделать мне приятное, доставить мне наслаждение и утеху чувств после того, что я испытал и перенёс в этой жизни! Впрочем, это не обязательно так, как я думаю. Может быть, в этой жизни есть место и чуду, то есть существуют такие законы и такие возможности, которые не снились нам, земля-нам?.. Так или иначе – факт остаётся фактом, я в Поавии, и сюда как будто и не доходят вести с Земли, из Америки, Европы, они как будто не существуют для Поавии, живущей своей самостоятельной, но отнюдь не замкнутой и ограниченной, как может показаться со стороны, жизнью... Я не могу до конца поверить, что Поавия находится на Земле, как будто я ступил на другую планету. Но это Земля – всё говорит об этом: море, почва самого архипелага, воздух, чистейший и упоительный, которым я никогда не дышал ещё с таким наслаждением, растения и животный мир, которому отданы немалые пространства Поавии, где он свободно и естественно существует ………………………………………...... об их деятельности позднее, сразу всего не пере-дашь в письме, тем более, что писатель из меня неважный, а письма – это такой род литера-туры, над которым я засыпаю, как и многие – тут я ничем не отличаюсь от прочих... Итак, заканчивая своё короткое послание предположениями, догадками, необыкновенными выводами. Я сам ещё мало знаю о Поавии. Она глубже и значительнее, чем может показаться спервоначалу, я сам незаметно открываю её для себя вновь и вновь – и каждый день она для меня в чём-то иная, чем была вчера Не взыщи, мой друг, но ........………………………………….................................. …………………………………………………….. общие наши знакомства …………………………...................................... успокой, дескать, он в полном порядке и уж не в стенах психиатрической больницы, во всяком случае, откуда только в ВАШЕМ мире и строчить воспоминания о местах, сродственных Поавии, ибо так уж повелось .......................................... и крепитесь!..
..............................................………………………... эти поавские сувениры ......................................... с вами .................................. ваш друг ..................................
.....................……………………………………………….. 15 сентября 19.........

4. Третье письмо из Поавии
.................................. дорогой друг ………………......................................... ……………………………………….. имею сказать вам ...…………………............... …………………………….. кроме вышеназванных ......................................... …………………………………. исключительное радушие, исключаю ……………………………… я вам уже писал, помнится, так что ................................ ………………………………………………………………………………………………………………………………… народа Поавии, выбравшего меня своим руководителем, но это скорее моя почётная роль, ибо я прекрасно вижу, что эти люди обойдутся и без меня, как и вообще без любого упр .....……………......................................... …………………………. высылаю вам точную карту архипелага Поавия, впрочем, без координат, ибо всё равно они ни о чём вам не скажут. Поавия как бы скрыта от взглядов нашего порочного мира, это прообраз государства будущего, я бы так сказал …………………………………….
……………………………………………………………. исключительное положение .........................…………………………………………… и равенство ...........……... ………………………….. не пользуются никакими привилегиями ............................................... раскрывается передо мной во всей своей полноте. То, чего я не замечал раньше – теперь от меня не может укрыться, ибо ум мой постепенно расковывается, а сознание высвобождается от всякой шелухи, которую я принёс с собою из нашего с вами мира, и я делаюсь с каждым днём всё более подготовленным к каким-то новым, более удивительным открытиям, которые действительность Поавии готовит мне впереди ....................................................
У меня здесь много друзей, если не сказать, что все жители Поавии и без того мои друзья. Все мне рады, каждый готов помочь в любом деле, и исполнить любую мою просьбу, объяснить то, что мне непонятно и ново в их жизни. Все они чрезвычайно радушны и гостеприимны, и видно по их лицам, что они искренни и добродушны, иметь тайные, скрытные мысли друг о друге – им ни к чему. Мне иногда кажется, что меня понимают без слов, будто читая по лицу моё душевное состояние, настроение, угадывая мысли. Да и в отношении друг с другом они, когда заняты каким-нибудь делом, подчас весьма немногословны, друг друга чувствуют и понимают с полуслова и полунамёка...
Удивительна эта Поавия – и я имею к ней самое прямое касательство и отношение, и временами не могу поверить, что это та самая земля, которую я, однажды размечтавшись, начертил в своём альбоме и как бы вдохнул в эту заманчивую мечту жизнь! И ожил призрак, закипела работа, Поавия развернула свою удивительную деятельность!..
У них до десятка крупных городов, население которых не превышает в каждом одного-двух миллионов жителей. Кроме того тут множество мелких городов и поселений, напоминающих наши сёла и деревни. Последние – ближе к природе, и здесь живут те, кто либо уехал из городов, либо, родившись здесь, пожелал тут остаться. Но в любой момент житель не-большого поселения может отправиться в город и жить там, сколько ему вздумается, или путешествовать по всей стране в любом направлении – и ему никто не будет препятствовать  работа должна быть творческой и доставлять подлинное удовольствие. Поэтому здесь никто никого не принуждает. Человек может вовсе обходиться без работы и его никто не будет порицать или упрекать, потому что они считают – поавитяне, – что принуждения ни-какого быть не должно и, как я вижу, поступают правильно. И каждый человек в Поавии старается как можно больше пользы принести окружающим своим трудом, он ищет своё призвание, подчас много лет – и работает в той области, которая наиболее отвечает его способностям, его таланту, которая наиболее отвечает его способностям, его таланту, которая наиболее шире охватывает его человеческие качества ......…………………………………….......................... в другом письме поподробнее, а пока так замечательно, что и в самом лучшем сне я бы всего этого не испытал .........................................…………………………….... ……………………………………………………..и женщины их красивы и обаятельны, даже в возрасте – сохраняют молодость и привлекательность................................. ………………………………………………………………………………стариков и старух вовсе нет об этом после ........................... передавай всем им от меня привет! ................................................ трудности и лишения жизни, вечные заботы о хлебе насущном ................................................ от этого я ограждён, да и вся-кий поавец.................................................
...……………………………………………………. года.........................
............................................

5. И четвёртое – последнее письмо из Поавии
 кои накладывает на каждого человека его долг ...............……………………...................... …………………………………………………………….. а также и совесть ……………………………………………. нельзя иначе ................................................... вам, навер-ное, изв ..................………………………................................. …………………………. непререкаемых авторитетов ................................ источники, из которых черпают свои силы ………………………………………….......................
………………………………………………….. тут я был прав ...................................... ……………………………………………… уходит в какое-то иное пространство, лежащее за гранью этого Мира, откуда ей не страшны любые катаклизмы. Она защищена как бы надёжной оболочкой, оберегающей её от внешних потрясений ......……………............................. так же далеко, как и до других планет. Где, в какой части Вселенной Поавия объявится завтра – я не знаю, и никто не знает ...................................................……. я остаюсь с моей Поавией и, значит, теряю с вами связь очень надолго, возможно, вам уже не придётся услышать ни обо мне, ни о Поавии никогда. Человеческая жизнь коротка, а жители Поавии нашли уже давно ключ к обладанию бессмертием, они собираются и меня приобщить к лику не умирающих богов, но это так ново, так неожиданно для меня. Я никогда всерьёз не задумывался о возможности жить очень долго или постоянно, зная, что смерти нет, а теперь моя психология ломается на моих глазах, я становлюсь иным человеком, чем был. Завтра мне откроются новые знания о Мире, в котором я живу – и кем я стану в моих глазах и какова будет моя роль?.. Одно я могу сказать, дорогой друг: действительность, открывающаяся передо мной – выше всяких пророчеств, я тот редкий избранный счастливец, которому будущее само пришло на встречу. Мне не придётся ждать, как человечеству, тысячелетия, судьба моя в другом – чтобы в одном человеческом сознании соединить две эпохи и две жизни...
................................…………………………………………………………………….... …………………………… я сохраню воспоминание и о вас и о том, что я пережил в той, прошлой жизни, на Земле, которую я горячо люблю ....................………............ ………………………………………………………..и завтра закроется вход в Поавию и уже никогда вы не получите известий от меня, ибо мы разделены будем с вами бездной пространства и времени, но знайте, что я мысленно с вами, как Поавия мысленно с Землёй, ибо она – её Мечта, наделённая крыльями высшего разума
……………….одно лишь обстоятельство – всё остальное здесь как на Земле, по крайней мере сегодня, и это облегчает мою душу. Тут также бывает восход и заход солнца, а ночью – луна и звёзды ................................................. и прощайте навсегда!.. И не вините меня, что я предпочёл Поавию вашему миру .............................................
27 февраля 1985 г.