Фантомы Ивана Рочева

Сергей Буханцев
1. Перекрёсток
Я стою на перекрёстке двух улиц, стою и жду чего-то, не могу уйти, будто что-то меня держит. Люди переходят дорогу, снуют туда-сюда, на меня никто не обращает внимания... А я?.. Я вижу их всех насквозь, так мне кажется, я будто читаю их мысли... Вот мелькнуло в тол-пе знакомое лицо – мужчина лет сорока, глаза серьёзные, губы надутые, сердитые, на лбу – залысина. Где я его видел, когда, при каких обстоятельствах?.. Пытаюсь вспомнить и не могу, а мужчина, даже не взглянув на меня, проходит мимо. Я поворачиваюсь, смотрю ему вслед, вижу спину – человека озабоченного, пропадающего в суете и бессмысленном существовании... Ха!.. Бессмысленное существование, куда я замахнулся – и сам не представляю!.. А я-то сам, что – высокоорганизованный субъект, весь подчинённый одной, большой цели, одному безраздельно владеющему мною желанию?..
Сколько мне лет?.. Восемнадцать, двадцать шесть, тридцать два?.. Мне кажется порою, что я прожил уже миллионы лет, появился ещё задолго до всего остального человечества, а умру... Когда я умру?.. Вопрос, требующий немедленного разрешения... По крайней мере – эту минуту, этот час и этот день я переживу... Все так думают, а погибель приходит неожиданно, вдруг, внезапно. Может, просто сердце не выдержать, атака на мозг – и конец, и человек повержен... Но мне иногда кажется, что я никогда не умру, что я бессмертный, не та-кой, как все... Это странно, наверное, я просто спятил, у меня горячка, но я думаю, что не смогу умереть никогда, если меня не убьют, не договорятся между собой и не сделают со мною что-нибудь ужасное и отвратительное... Голос шепчет мне из подсознания: «Сам наложишь на себя руки...» Собачья чушь, я безумно хочу жить, существовать, правда, я не знаю, что для этого надо делать... А вдруг на меня наедет машина и я не успею отскочить в сторону, потому что мне будет всё равно, потому что мне испортят настроение и у меня возникнет так называемый стресс?!. Тогда конец, отвезут на кладбище в деревянном гробу, зароют и ещё сопли распустят, они будут думать, что им меня жаль!.. Бедные люди, паршивые идиоты, разложенцы!..
Всё ещё стою на перекрёстке, не могу сдвинуться с места... Дальше не могу идти – бессмысленно, тут как будто мой тупик. Словно я пришёл в такое место, откуда мне пора поворачивать назад. Это связано не с последним днём, а с последним десятилетием моей жизни... Я как будто нарочно стремился попасть в такую ситуацию... Конкретно: переехал в другой город, якобы для учёбы в институте, затем, проучившись пару лет, бросил это занятие, не уехал назад, остался, якобы работать, работал – одно, второе место... Затем и здесь тупик... Уже месяц вроде бы как не у дел. Но это на первый взгляд. А если копнуть глубже – моё существование приобрело за последнее время особый смысл, я предпринимаю мозговой штурм цитадели, которую называют смыслом жизни. Не знаю, к чему это меня приведёт...
Размышляю, сознание постоянно в работе, не выключишь его, как утюг или телевизор. Сложный человеческий организм, ни минуты покоя, отдыха нет и не будет, вечная озабоченность, мучительная кабала в бытии. Другого способа существования не предвидится в ближайшее время... Да, любопытное это занятие – ходить у перекрёстка и заглядывать в человеческие лица... Будто мне от них что-то надо, будто они мне, эти все люди, что-то могут дать!.. Уже дали – возможность родиться, вырасти и дожить до настоящего времени, не задушили во сне, когда я спал, не подложили яду в пищу, впрочем, кислороду всё меньше и меньше в воз-духе, воздух всё загрязнённее, и это их происки, происки моих врагов, которые в борьбе за существование хотят меня уничтожить...
Они хотят меня убить, это вне всякого сомнения. Борьба за существование – штука жестокая, не знающая компромиссов... Они хотят меня поработить, унизить, сказать, что я для них – ступенька! Кто-то пытается поставить ногу уже на мою голову, ему кажется, что она вот-вот обратится в череп!.. Безглазые пугала, которым подавай жрать! Всё сожрут, всё, самих себя, своих детей, эту землю, с асфальтом, домами и небом!.. Вот они, такие культурные, устроили марш, фланируют по улицам, а давно ли они сбросили с себя шкуры зверей?!. Сущность их мне известна. Под тонким покровом цивилизованных субъектов – набор инстинктов... Может быть, и мне только нужна женщина, женщина – и больше ничего!?. Но тогда это ужас-но, тогда я не знаю – кто я и к кому мне себя причислить... Вон их сколько... разрядились, как на продажу... Одна стоит дороже, другая – дешевле!.. Ну-ну! В добрый путь, мадемуазель! Смотрите, не прогадайте, ваша цена – миллион!..
Вон их сколько, мимо проходят, никто ни на кого не смотрит, каждый знает только себя, каждый погружён в глубины своего бесценного, неповторимого духовного мира, каждый пытается разрешить для себя проблему – куда с большею отдачей поместить свою жизнь?.. Жизнь, как вещица, отданная под залог, как деньги, положенные на сберкнижку... Если вы все разом, умные люди, придёте за вашими вкладами в сберкассу – вам покажут кукиш!.. Ваши деньги, ваши души и ваши жизни давно уже не принадлежат вам!.. Вы – потенциальные убийцы других людей, всего человечества, да и вас хотят убить, потому что и вы работаете на уничтожение других людей, потому что боитесь за свои жизни!..
И я – втянут в эту неприятную историю... Я!.. Отдельный человек, который должен прятать поглубже свои мысли, интересы, нужды, чтобы восторжествовало общественное безумие!.. Но если завтра Мир взорвётся, если все мы умрём, я и вы – в ядерной войне, где не будет ни правых, ни виноватых, потому что будут в равной степени правы все и все виноваты, если завтра мы умрём, то зачем сегодня мы копошимся в нашем Мире и обманываем друг друга на каждом шагу и продаём себя подороже?.. Где смысл?.. Где смысл наших мучительных поисков, где смысл моих бесконечных вопросов, которые я задаю себе изо дня в день?!.
Не вижу пока никакого разрешения сложившейся ситуации... Моя жизнь и жизнь этой толпы, угрюмо погружённой в себя и что-то замышляющей, как и я, едины, и в то же время мы ограничены сами в себе, наш духовный, умственный контакт – всего лишь на уровне наших животных потребностей, звериных инстинктов!.. Мы ещё не стали, нет – мы не стали теми высокоорганизованными существами, коими себя вообразили!.. Ибо мы преступники все без исключения – когда что-то делаем и когда ничего не делаем... Когда мы совершаем что-нибудь гуманное, как знать – не это ли верх зла!?. Но сама эта формула как-то не слишком ещё умещается в моей башке... Слова, слова! Кто постигнет ваш истинный смысл!.. Дела – кто приоткроет завесу вашего истинного значения!?.
Перекрёсток и я... Тупик... Некому ко мне подойти и развенчать мои безрадостные мысли в этом городе, где все – чужие и посторонние друг для друга... И я ни к кому не подойду... И мы живём все как будто в разных Вселенных...
Так оно и есть...

2. Пришельцы
Я приподнимаю голову и вижу пустую улицу. Ни души, как будто город вымер или всё его население покинуло этот форпост цивилизации. В нескольких метрах от меня лежит дамская туфля белого цвета, с застёжкой из жёлтого металла, чуть подальше чьи-то раздавленные тёмные очки, а ещё дальше – сумки, зонты, трости, всякая всячина, которую люди носят в сумках и авоськах: кульки конфет, батоны хлеба и остальное, купленное в магазинах, созданное человеческими руками... Одни вещи – иди и собирай, никому они не нужны!.. Нет только тех, кому они принадлежали, нет никого, все исчезли...
В голове тяжесть, будто меня оглушили недавно. Лежу на асфальте, разогретом на солнце, во рту сухость и отвратительный привкус, будто я объелся гнилой рыбы... Тупик, перекрёсток – это здесь, я на перекрёстке, только почему я лежу лицом к земле, в полном одиночестве, в тишине?..
За углом дома раздался плач ребёнка; оказывается, тут ещё кто-то есть кроме меня. Делаю попытку встать и мне это удаётся. Я уже на ногах. Вроде бы всё цело, но во всём теле какая-то странная слабость, точно я несколько суток постился. Ощупываю себя – всё в норме. Шатающейся, неуверенной походкой иду туда, где плачет ребёнок. Подхожу к голубой детской коляске – там молокосос, младенец, в изголовье бутылка с молоком, почти целая, с соской на конце...
«Так, накормлю его, а что дальше?..» – размышляю, и такое ощущение, словно я нахожусь под чьим-то неусыпным наблюдением – и от этого немного жутко, если так можно выразиться в моём положении...
Воткнув в открытый рот ребёнка бутыль, жду, когда он её опустошит, а в голове – роятся предположения, одно невероятнее другого... Затем решаю взять карапуза с собой, беру его на руки...
Метров через сто вижу надпись на стене дома (кто-то нацарапал обломком кирпича):
НА НАС НАПАЛИ ИНОПЛА
Автор надписи, видимо, не успел выразить свою мысль до конца, точно ему помешали, но в слове «инопла» явно чувствуется намёк на инопланетян... Невероятно, но факт!..
Инопланетяне!.. Кто они?.. Где?.. Куда подевались люди и почему вместе со всеми не исчез я?!. Я и этот ребёнок, что в моих руках?..
Мы боялись ядерной войны, не могли договориться между собой – американцы и русские, а нас накрыли колпаком, как мух какие-нибудь марсиане или что-то вроде того. И это не фантастика, это факт! Война, видимо, была быстрой и результаты её не вызывают никакого сомнения... Пока мы, земляне, спорили между собой, за нами вели наблюдение и, выбрав момент, слопали нас, как слоёный пирог!..
Меня охватил страх, такого я не испытывал никогда!.. Бегу, укрываясь между домами, в подворотнях – и нигде не нахожу спасения, знаю – меня видят, за мной придут эти проклятые ИНОПЛА!.. Вдруг натыкаюсь на мёртвого человека: мужчина с кувалдой в руках и с рваной раной в груди! И тут же... мёртвый инопланетянин, раскинул руки, уронил на одно плечо голову, за шарообразным скафандром, шлемом – не могу разглядеть лица, но кажется, что это существо создано не из живой плоти, оно напоминает железную конструкцию. Передо мной – сломанный робот. И то верно, разве стали бы пришельцы сами пачкать руки в этой грязной работе, которая зовётся войной?!.
На шее у пришельца какой-то аппарат. Снимаю его и рассматриваю. Внезапно в глубине его загорается свет и вижу, как в маленьком окошке, страшную картину: толпы людей, мчащиеся куда-то по конвейеру, и эти толпы охраняются такими же существами, как и это, лежащее передо мной... Где-то тут должно быть его оружие... Точно, оно под ним, он, этот робот, навалился на него. Достаю блестящий, вытянутый, как палка предмет и осторожно рассматриваю. Как бы эта штука не сработала и не наделала бед!..
Ребёнок, которого я перед тем опустил на землю, захныкал, но встретившись с моим взглядом, умолкает...
Оставляю оружие инопланетянина и сосредоточиваю своё внимание на приборе, напоминающем маленькое окно в тот мир, откуда явились к нам таинственные пришельцы... И вижу перед собой злое лицо врага, он смотрит на меня, прямо в мои глаза... Это лицо, не могу сказать, чем оно поразило меня!.. Было в нём что-то от рыбы, такие же круглые, выпученные глаза, такой же огромный с острыми зубьями рот...
Предчувствия мои сбылись, и меня не оставят в покое эти твари!.. Если я вижу их, то (как я не подумал об этом раньше?) и они видят меня прекрасно!.. Может быть, они уже от-правились за мной и скоро будут тут?.. Наверно, они решили, что это я убил их соплеменника, или вывел из строя их робота? И будут мне мстить...
На всей ли Земле так, как здесь?.. Я не знаю...
Подхватываю на руки ребёнка, не забываю поднять с земли оружие пришельца – и бегу, бегу подальше от этого места... Может быть, мы остались вдвоём с этим малышом на всей земле?.. Но это абсурд!.. Не могли же они увести всех?..

3. Планета
Под землёй у них, оказывается, целый мир, о котором мы, люди, даже не предполагали, высокоразвитая цивилизация, которая во многом опередила нашу – наземную. Вообще-то они выходцы из морских глубин. На дне самых мрачных океанских впадин миллионы лет тому назад зародился разум и потом эти существа, похожие на людей, но имеющие и много общего с рыбами, начали осваивать подножия материков, возле которых ещё раньше ими были построены города. Они углублялись в толщу Земли всё больше и больше, оплетая своими дорогами и туннелями, своими городами всю планету. И наконец достигли такого уровня, когда им стала доступна наша цветущая, расположенная под солнцем и укутанная атмосферой, поверхность. То, что они открыли для себя наверху, в нашем мире, поразило их, ибо они и предположить не могли себе пространство, свободное от воды или камня, где не надо было бы с огромными затратами энергии проделывать ходы. Но ещё больше их поразило то, что в нашем наземном мире есть примерно такая же, как и у них, подземных жителей, жизнь. Поскольку они первыми нас открыли, то получили возможность следить за нашей жизнью и собирать сведения о нашей цивилизации. Труден был этот путь их, но они шли по нему, по-прежнему оставаясь для нас в тени. В это время мы размышляли о возможности существования разумной жизни на ближайших планетах нашей Солнечной системы, а также за пределами её. Наши астрономы изучали в мощные телескопы другие звёзды и галактики, а философы спорили о том, есть ли где-нибудь во Вселенной очаги разума, кроме нашего, земного, и если есть, то как далеко до них... И никто, даже в качестве рабочей гипотезы не выдвинул идею о том, что мы можем сидеть на собратьях по разуму, ибо они не где-то в просторах вселенной, а здесь, рядом, прямо под нами, стоит только поглубже копнуть...
Мы были больны – мы, наша цивилизация, раздираемая противоречиями и междоусобицами, мы готовились к войне друг с другом: русские и американцы, – мы заготовляли впрок оружие и пророчили о конце мира, о гибели человечества и всего живого на планете, которой мы были не единственными хозяевами. Подземная цивилизация имела возможность, оставаясь для нас неизвестной, составить о нас правильное представление. Их учёные пришли к выводу, что если нас, живущих в атмосфере, не остановить – мы можем разрушить Землю или привести её в крайне плачевное состояние, и мало того, что мы все вымрем сами, мы ещё принесём неисчислимые бедствия им, жителям земных недр. И тогда жители подземного мира начали действовать. В короткий срок они изобрели средства защиты своей безопасности и эти средства предусматривали то, что нам, людям, никогда бы и не пришло в голову, или, если бы мы догадывались о действиях подземной цивилизации – нас охватили бы паника и ужас за судьбу наших городов и наших домов и за нашу собственную судьбу. Они устроили так, что наши города, где бы они ни находились, в глубоких ли долинах или на горных, возвышенных местах – все должны были провалиться на чудовищную глубину в недра земли по приказу их правительства... Всё дело было в том (и от этого зависела жизнь нашего человечества), насколько мы, люди, в тот или иной момент истории представляем для планеты, а в том числе и для подземного мира, опасность...
Их учёные разделились на две группы (а военные – таковыми они не располагали, ибо подземные жители между собой всегда были очень миролюбивы, никогда не воевали друг с другом и решали все вопросы сообща; надо ли говорить, как удивительно было им получать с поверхности Земли сообщения своих разведчиков о том, что там, наверху, назревает война, грозящая катастрофой и полным истреблением существам, живущим в атмосфере). Одни учёные требовали незамедлительно провести в жизнь план, по которому с лица Земли было бы стёрто большинство городов Верхнего Мира (так они называли наш мир), дабы обезопасить Нижний Мир (то есть – их собственный Мир) от возможных последствий войны, которую мы, земляне, населяющие поверхность планеты, вот-вот готовы были развязать. Другие учёные стояли на том, чтобы по возможности сохранить жизнь цивилизации Верхнего Мира. Они говорили учёным, предлагающим нас уничтожить, пока не поздно: «Надо дать возможность цивилизации Верхнего Мира самой выбирать свою судьбу!.. Над нами живут гуманоиды, разумные существа – и уничтожив их, мы сами многое потеряем в их лице!.. Да, у них много противоречий, они делятся на так называемые государства, враждующие между собой и боятся друг друга, но ведь это обусловлено специфическими условиями их жизни Наверху и их историей, традициями, тысячелетним укладом!.. «Надо помочь им справиться и наладить с ними дружественную связь, от которой и нам и им была бы польза! Ведь до сих пор мы жили порознь, в разных Мирах – в Подземном и Наземном – и наши интересы не сталкивались!..»
Таковая точка зрения большой группы прогрессивных учёных взяла верх над реплика-ми тех, кто требовал с нами покончить разом; как возможных недругов или гипотетических конкурентов в будущей борьбе за существование в рамках планеты, трезво мыслящие учёные нас не боялись, они только считали, что надо довести до нашего сведения факт существования Подземного Мира и объяснить нам условия, на которых мы должны были иметь с ним отношения и контакты во всех областях, где наши интересы совпадают... Решено было выбрать какой-нибудь один город с советской и один город – с американской стороны и жителей этих городов препроводить, без особых лишений для последних, в Нижний Мир, чтобы они воочию убедились бы в его существовании и по возвращении рассказали бы всему человеческому роду о том, что они увидели в недрах планеты и что их ожидает в том случае, если доводы цивилизации Нижнего Мира не будут приняты во внимание. И уже потом решено было сделать всем правительствам государств Верхнего Мира заявление, какое в случае несговорчивости их приобретало бы статус ультиматума – предупреждения перед тем, как их города были бы подвергнуты уничтожению. Это заявление уже было составлено и в нём говорилось о том, что жители Верхнего Мира должны быть мудры и благоразумны, что они должны пойти навстречу друг другу и объединиться, а не воевать, а накопленные запасы оружия нейтрализовать или уничтожить, чтобы от него не осталось и следа... Чем это всё кончилось – известно каждому. Требовательный тон послания цивилизации Нижнего Мира сделал своё дело, вернувшиеся из «экскурсии» по подземному миру люди подтвердили всё, что было в содержании послания учёных Нижнего Мира к нашим учёным и политикам. Главам государств не оставалось ничего другого, как совместно решить злободневную для человечества проблему полного разоружения...
И тогда мы все ощутили огромное облегчение – весь Мир, мы почувствовали себя наконец единым Человечеством и поняли, что подсознательно все давно уже хотели «вторжения инопланетян», которые помогли бы нам разобраться в наших собственных вопросах...

4. Плод
Такой душной, жаркой ночи давно не было!.. Просыпаюсь и первым делом пытаюсь вспомнить – что же мне снилось?.. Какие-то инопланетяне, или существа-рыбы, которые, как кроты, продырявили под нами всю землю и только и ждут того, как бы наши города провалились в самый ад, в самое пекло планеты, где бурлит расплавленная магма?.. Ничего не пом-ню, всё забыл, хотя какие-то обрывки приключений, пережитых мною там, во сне, продолжают волновать краешек сознания...
Сдёргиваю с себя пропитанную потом простыню и встаю с кровати. Босиком шлёпаю по полу к распахнутому окну и сажусь на подоконник, некоторое время вдыхаю пахнущий деревьями и кустами, растущими под самым окном, воздух... Ночь тихая, звёздная!.. В чистом небе застыла светлая луна, её призрачный свет плавно ложится на землю, на траву, крыши домов. Причудливые тени как будто еле движутся...
Думаю о том, много ли в уснувшем городе людей, которые в эту ночь, пробудившись, не могут заснуть, как я. Чему-то усмехнувшись, тру рукой глаза, чтобы более острым взглядом проникнуть в тайный смысл окружающей меня ночи, а потом смотрю вверх, где звёзды перемигиваются, и обращаюсь к ним душою – и невыразимый покой и глубокая, полная радость обволакивают сердце...
7 февраля 1985 г.