Прошение к патриарху

Марина Балуева
Святейшему
Патриарху Московскому и всея Руси
Кириллу
от верных чад РПЦ МП


ПРОШЕНИЕ.
Ваше Святейшество, мы, нижеподписавшиеся верные чада Русской Православной Церкви Московского Патриархата обращаемся к Вам с просьбой, которая вызвана  тревогой за будущее нашей поместной церкви и невозможностью в настоящий момент как-либо иначе погасить это беспокойство, нежели обратившись непосредственно к Вам за пастырской помощью и советом.

Пять лет назад мы молились за Ваше избрание, так как всей стране Вы были известны как просвещенный пастырь и талантливый миссионер, и с Вашим избранием мы связывали надежды на дальнейшее развитие церковной жизни в духе укрепления любви, преодоления нестроений и исполнения  миссии.
Однако, через некоторый срок после Вашего избрания пришлось убедиться, что дальнейшее развитие русской православной церкви в России не предполагает ни следования решениям и духу Поместного Собора 1917-18 годов, ни следования курсу и стилю церковной жизни, принятому при покойном Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II. К сожалению, новые веяния в управлении РПЦ МП по нарастающей привели от постепенного обострения нестроений к состоянию почти оформленного раскола в настоящий момент внутри РПЦ,  привели к резкому падению авторитета РПЦ МП среди граждан Российской Федерации, внешних по отношению к Церкви. Попытки подменить веру суевериями путем организации различных массовых мероприятий и рекламных ходов со всей очевидностью только обостряют ситуацию.

Вот почему мы вынуждены обратиться к Вам напрямую, не сочтите это дерзостью, но только желанием блага Церкви.

Христианству свойственно уважение к светской власти и законопослушность. Однако, во все времена, там, где светская власть препятствовала исповеданию Христа и жизни по Евангелию, это послушание заканчивалось. Россия – светское государство, ее внутренняя политика очень далека от евангельских заповедей, и с нас, церковных, было бы достаточно простого гражданского исполнения законов. Нет  для нас никакой нужды афишировать государственную власть, разменивая на это авторитет Церкви. Более того, согласно Св.Писанию, наиболее правильной позицией христианина во все времена существования христианства было заступление перед сильными мира сего за всех обиженных, угнетенных, болящих,  сидящих в темницах и прочих страдальцах, независимо от причин, поставивших их в такую ситуацию.  Однако современный курс РПЦ МП являет собой полную идентификацию с внутренней политикой государства, включая секулярные и языческие составляющие. Это наносит поместной церкви в России непоправимый урон.

Не менее тяжелые явления с большой болью мы вынуждены констатировать и во внутренней жизни РПЦ МП. Практическое отсутствие общин в приходах РПЦ МП в прежние годы трактовалось как временное явление, вызванное различными трудностями  восстановления Церкви после периода гонений. Но общины, при невероятных усилиях православных христиан  под руководством добрых пастырей, в некоторых местах все же создавались и жили. Настоящий курс  руководства РПЦ МП поставил общину под сокрушительный удар, от которого трудно оправиться. Последние изменения в Уставе создали ситуацию игнорирования простых прихожан как категории людей, принадлежащих Церкви. Размывается богословское и катехизическое понятие Тела Христова. Мы чувствуем себя клиентами госкорпорации по оказанию религиозных услуг. Не менее тревожно положение простых священнослужителей. Практикуемые и ранее произвольные перемещения священников с места на место без учета мнения прихожан и семейного положения священника, отъем и передача в другие руки церковных зданий  и имущества без возмещения материального ущерба, ныне превратились чуть ли не в ежедневную практику. Вызывает тревогу и ряд запрещений священников в служении без уважительных на то причин. Священник, поставленный в положение бесправного «раба человеков», не может быть достойным предстоятелем общины и добрым пастырем. В таких условиях община в РПЦ МП может  сохраниться разве только в виде симулякра.

Не меньшее беспокойство вызывает и христианская миссия нашей поместной церкви. Вряд ли Вы, Ваше святейшество, разделяете точку зрения, при которой возможно насильственное или с помощью навязчивой пропаганды обращение к Богу кого бы то ни было. Но почему, в таком случае, форсируется этот странный проект «Основы Православной Культуры» в средней школе, обязательный предмет, преподаваемый случайными людьми и вызывающий справедливое возмущение многих родителей. Что, кроме отвращения к религии, может посеять такая агрессивная политика? К глубокому сожалению, за двадцать с лишним лет возрождения поместной церкви никто всерьез не озаботился созданием сети  доступных православных гимназий и качественных воскресных школ. Воцерковленным родителям по-прежнему достаточно сложно воспитывать своего ребенка в христианском духе ввиду недостаточности помощи в этом со стороны поместной церкви. Между тем, качественное преподавание общеобразовательных дисциплин в православных гимназиях и развитие православной педагогики могло бы привлечь к Церкви немалое количество детей и взрослых. Но вместо этого мы имеем то, что имеем. Сами люди, поставленные на миссионерскую работу, зачастую вызывают недоумение своей неподготовленностью и неспособностью. В то время, как одаренные и опытные миссионеры отстраняются от работы. Современная кадровая политика в области миссионерской работы и ставка на агрессивную пропаганду религии не могут способствовать распространению веры Христовой, но неизбежно приведут к новым гонениям на христиан.

Отдельного разговора заслуживает фигура так называемого «спикера» РПЦ МП, руководителя синодального отдела по связям с общественностью, протоиерея Всеволода Чаплина. Это единственное имя, которое мы называем открыто в данном прошении, ввиду дальнейшей невозможности  терпеть данного человека в роли официального представителя Церкви, озвучивающего Ее позицию по важнейшим вопросам современности. Выступлениям протоиерея Всеволода Чаплина свойственны плохое знание Священного Писания и основ христианства, передергивание, эпатаж и цинизм, переходящие порой на грань кощунства. Почти каждая речь протоиерея Всеволода Чаплина оскорбляет наши религиозные чувства. Представляется, что как минимум этот человек должен освободить место «спикера», как максимум быть запрещен в служении вплоть до исправления. Мы понимаем, что наше мнение может быть проигнорировано, но действуем в этом прошении в соответствии с внутренним убеждением, опираясь на Св.Писание и слова Господа нашего Иисуса Христа о Церкви и предназначении христиан.

Заверяем Ваше Святейшество, что ни один священнослужитель не участвовал в составлении данного прошения ни благословением, ни советом, ни действием. Поэтому нет необходимости никого наказывать в связи с появлением данного письма. Оно вызвано исключительно нарастающим  недоумением и болью за Церковь со стороны рядовых прихожан.

Просим Ваше Святейшество отнестись внимательно к нашим тревогам, исправить нас, если где-то мы заблуждаемся, и помолиться о нас, грешных
С верою в слова Нагорной проповеди Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа «Просите – и дано будет вам» (Матф.7:7).

Аминь.