Записки современника 46 Разлуки, паузы - полезны и

Галина Ларская
Записки современника 46 Разлуки, паузы - полезны иногда

30 декабря 2013 г. Работала, исправляя путаницу в ранних дневниках.

Я приехала в гости к Вере Малый. Она занялась хозяйством, а мне можно было почитать, и принялась я читать священника Сергия Фуделя и даже выписки немного удалось сделать.

"В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение.

Вера в Бога есть вера в бессмертие человека, то есть иначе говоря, вера в Бога есть вера в человека, вера в то, что и он станет богом.

У Варсонофия Великого есть прямые слова о том, что и святые ошибались.

Помню, как всегда с опущенными глазами ходил в Сергиевом Посаде отец Павел Флоренский.

Дореволюционная церковность всё больше теряла любовь и святость.

Николай Кавасила (XIV век) - любовь есть добродетель воли.*

Отцы учили, что молитва это богословие, а богословие - молитва.

Исаак Сирин: "Исполни, Господи, моё сердце жизни вечной".

* Николай Кавасила (1322 – 1397 гг.) – византийский гуманист, мирянин, гениальный литургист, богослов-паламит. Николай Кавасила состоял секретарем императора Иоанна Кантакузина, занимался дипломатией, затем удаляется в монастырь (однако остается мирянином). Кавасила имел склонность к естественным наукам, особенно к астрономии. "Изъяснение Божественной Литургии" Николая Кавасилы - пожалуй самое авторитетное толкование Евхаристии. "Жизнь во Христе" - образцовый трактат по мистико-аскетическим вопросам.

О священнике Сергее Фуделе:

"Он чувствовал необходимость передать то ощущение, которое он сам имел — Церкви как света, Церкви как общества святых. Именно это, как он считал, позволит победить образ её темного двойника, который иногда возникает от видения церкви в истории. Он сам был членом церкви и помогал другим жить в ней с терпением, радостью и надеждой". — А. М. Копировский

2014 год

Господи, благослови!*

* Александр Блок всегда в начале новой тетради дневников писал эти слова.

1 января 2014 г. Спокойно с Верочкой встретили Новый год, посмотрели фильм "Серенада солнечной долины" и легли спать.

Днём мы с Верой двинулись к метро Парк культуры, Вера пошла навещать больную подругу, а я решила идти пешком старинным переулками и улицами Остоженкой и Пречистинкой.

Светило солнце, машин было мало, а людей считанные единицы. Я шла и читала названия переулков - Померанцев, Барыковский, Мансуровский, Еропкинский.

Проходя мимо дома моей крёстной матери Натальи Львовны Дружининой, я тайно поклонилась её дому.

Я любовалась чудесными особняками, каких в мире не сыщешь, дошла от Парка культуры до метро Кропоткинская, села на троллейбус и доехала до Пушкинской.

Странный город - одноэтажные и двухэтажные домики чередуются с домами "уродами" (выражение Марины Цветаевой) в 6, 8 этажей. Москва имеет эклектичный и диковинный вид.

Я послала письма своим корреспондентам, поздравляя их с Новым годом. Меня никто не поздравил, как водится.

На сайте масса слабых, корявых, безграмотных, слабоумных стихов. Но сам факт, что люди пытаются рифмованно и ритмично выражать свои мироощущения и состояния, уже неплохо. Я думаю, что ни в одной стране мира нет такого количества людей, жаждущих писать стихи.

Звонила подруга. Она с мужем переехала в коммуналку ради московской пенсии, она просила, чтобы я поговорила с её мужем.

Они скоро навсегда уедут в другой город, но в Москве остаётся комната, если им понадобится побывать по делам в Москве. Она позвала мужа, я просила её передать, что я не буду его ругать. Он взял трубку. Я была очень мягка, рассказала ему, что со мной происходит, когда я болею.

Подруга всё лежит в основном после переезда, с мужем постоянные ссоры. Я сказала ему, что бывают такие состояния, когда человек может только лежать, ни на что другое у него нет сил. Оба жаловались мне друг на друга, я пыталась их примирить.

Подруга плакала. В моменты ссоры они, будучи верующими людьми, вероятно, забывают о Христе.

Мне лень звонить людям и поздравлять их с Новым годом. Кто придумал поздравлять? Что меняется оттого, что мы входим в новый цикл? Мы мало или вовсе не меняемся, не делаемся праведными, а ведь только это ценно.

Слёзы лей о Жанне д,Арк.
Сколько месяцев в цепях
Девочку держали строго,
Мучали судами. Бога

И святых не предала.
Муками они грозили -
Судьи эти - палачи.
"Жанна, мы тебя убили,

Ты прости нас. Не кричи,
Помолись о нас пред Богом".
Вот фантазии полёт:
Время - задом наперёд...

Приятель мой - поэт профессиональный, с кем мы переписывались этим летом, а потом возникла большая пауза в переписке в ответ на поздравление прислал своё, более пространное поздравление, чем посланное ему. Он стал более учтив.

Разлуки, паузы - полезны иногда.
Он стал учтив. Подобие стыда
Ютится в душах старых атеистов.
Но все мы на земле почти артисты -
Так вложено природой в нас давно -
Сплав правды и лукавства естество.

2 января. Встала поздно, отсыпалась после Нового года.

Спят чувства. Старость на носу -
Не ешь сосиски, мясо, колбасу.

*

Синева небес исчезла.
Серый сумрак. Грустный вид.
Ночь. Бессонница полезна?
Дух о вечности твердит.

Да горят два-три окошка
В доме через жалкий двор.
Подожди ещё немножко -
Потерпи позор и боль

Странной старости. Ни к месту,
Ни ко времени тщета.
У любимого невеста.
У меня лишь маята.

Но дождусь в каком-то веке
И в галактике иной
Дорогого человека.
А пока — ТЫ успокой.

2 января 2014 г.

Фотография священника сергея Фуделя, 1944 год примерно. Он несколько раз был арестован большевиками.