6. Гимназия

Художник Дмитрий Гриневич
НА СНИМКЕ: Замковая гора в Вильне (первая половина XIX века).


В Вильне тогда было две гимназии. Дмитрий Гриневич поступает во 2-ю Виленскую, где уже учился его брат.

Обе гимназии — 1-я и 2-я — занимали главное здание упразднённого Виленского университета.

Гимназии находились рядом, через забор и имели общую домовую церковь во имя Святых Кирилла и Мефодия с иконами кисти академика И. П. Трутнева

О 2-й Виленской гимназии того времени замечательно написал её выпускник (1895 г.) художник Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957). Его описание стоит того, чтобы привести обширную цитату:

«Вторая гимназия, куда я поступил, находилась на узенькой, очень оживленной Замковой улице, в самом центре города, и занимала длинный флигель упраздненного университета. Дом, наверно, был XVIII в.1, может быть и старше, стены и пол были неровные, а окна наших классов громадной высоты и почти до полу. Громадной величины были и кафельные печи, которые жарко натапливал маленький старичок, наш гимназический сторож Феликс.

Рядом с нашей гимназией была Первая гимназия (куда мне не пришлось поступить из-за отсутствия вакансий), она занимала главное здание университета, где были необыкновенной толщины стены и широкий коридор, подымавшийся в верхний этаж пандусом (pente douce) вместо лестницы,– там помещалась домашняя православная церковь, общая для обеих гимназий.

Наш гимназический двор отделялся от 1-й гимназии древней, облупленной стеной с редкими, неправильно расположенными маленькими окнами, украшенной как-то странно, сбоку, курьезной башенкой – каприз барокко. Эта стена мне всегда казалась какой-то загадочной.

Старый университет представлял собой довольно сложный конгломерат зданий с внутренними двориками и переходами. От прежних времен сохранилась и небольшая башня давно упраздненной обсерватории с красивым фризом из знаков Зодиака. Все эти здания окружали большой двор Первой гимназии, засаженный деревьями; ко двору примыкал стройный фасад белого костела св. Яна, а рядом с костелом стояла четырехугольная колокольня с барочным верхом, возвышавшаяся над всеми крышами Вильны.

В Вильне старина как бы обнимала меня (даже в гимназии), и я жил среди разных преданий, связанных с городом, так же как и в моем детстве – в Новгороде. Было множество мест, о которых рассказывали таинственные истории, говорили, что под городом протекает подземная река, что из Замковой горы ведут какие-то древние подземные ходы и коридоры чуть ли не к Трокскому замку. Эта гора с развалинами башни и замка Гедемина всегда была перед глазами и напоминала о литовском сказании – “Железном волке” – пророческом сне полулегендарного героя Литвы.

У подножья горы, среди площади, в стороне от других зданий, стояла высокая колокольня кафедрального костела св. Казимира, и ее неуклюжая странной формы база тоже говорила о седой древности: по преданию, которому хотелось верить, этот массивный каменный блок и был тот самый языческий алтарь Знич, где горел неугасимый огонь вайделотов. В то время Вильна была исследована мало, но постоянно натыкались на неожиданные открытия: так, в одном упраздненном католическом монастыре нашли в подвалах огромное количество черепов – все отмеченные на лбу красным знаком креста, что изумило своей загадочностью».

Со слов самого Дмитрия Гриневича, «…это учебное заведение никакого следа в памяти не оставило».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/02/21/476