Пётр Ильич Чайковский

Любовь Кирсанова
Завораживающую музыку самого известного в мире русского композитора - Петра Ильича Чайковского я впервые услышала ещё будучи совсем маленькой. Однажды, когда я вошла в комнату, моя бабушка  играла "Октябрь - Осенняя песня". Эта волшебная музыка настолько мне понравилась, что я стала настойчиво упрашивать бабушку немедленно научить меня играть на пианино. Оказалось, что это не так просто. Пришлось поступить в музыкальную школу, выучить ноты и повторять гаммы. Через несколько лет я играла на школьном концерте "Октябрь - Осенняя песня" из альбома "Времена года" Петра Ильича Чайковского.

А потом была встреча с балетом "Лебединое озеро". До сих пор не могу понять, как могло случиться, что его премьера, состоявшаяся 4 марта 1877 года на сцене московского Большого театра успеха не имела. Потрясающий по своему воздействию на зрителя балет! Сегодня «Лебединое озеро» — один из наиболее известных балетов в мире!!! Лично для меня встреча с этим балетом оказалась настоящим праздником. Мне было примерно десять лет. Волшебная музыка, великолепные декорации, балерины в белых пачках. Всё это произвело на меня неизгладимое впечатление. Я немедленно захотела стать балериной и танцевать на сцене. Не знаю, к сожалению или к счастью, но мечта не сбылась. Потом были «Щелкунчик», «Спящая красавица», балеты других компазиторов, но «Лебединое озеро» осталось любимым.

Пётр Ильич Чайковский прожил всего пятьдесят три года (1840—1893). И хотя музыкальные способности проявились ещё в раннем детстве, его первое образование и работа была в области правоведения. Уже будучи взрослым человеком он стал учеником Петербургской консерватории, изучал теорию музыки и композицию. Чайковский написал 10 опер, три балета, симфонии, сюиты, концерты, пьесы, романсы... Он был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах - Петербурге и Москве, гастролировал в Европе и в Америке.

При этом по воспоминаниям современников Чайковский был человеком эмоционально неустойчивым. Восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто и хотя он был довольно общительным человеком, но чаще стремился к одиночеству.

Лично мне было интересно читать, что писал о себе сам Чайковский:

«Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом — из разнообразия в единстве».

«Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость.
И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое».

«Иногда вдохновение ускользает, не даётся. Но я считаю долгом для артиста никогда не поддаваться, ибо лень очень сильна в людях. Нет ничего хуже для артиста, как поддаваться ей. Ждать нельзя. Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм».

(Из писем к Надежде Филаретовне фон Мекк)

«Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать её словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должна быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?». (из письма Сергею Ивановичу Танееву 27 марта 1878 г.)

Интересные факты:

1) Мне было очень интересно узнать о встрече Чайковского с Чеховым.
В апреле 1887 года в одной из газет Чайковский увидел рассказ Чехова "Миряне" ("Письмо"). Талант молодого автора поразил Чайковского, он раньше многих специалистов увидел в Чехове восходящую звезду. Встреча с Чайковским в 1888 году произвела на Чехова ошеломляющее впечатление. И не только потому, что он сидел за одним столом и беседовал с любимым композитором. Его поразило, что этот великий человек знает его творчество и ценит его талант. В 1889 году композитор сообщил брату Модесту: "Представь себе, Чехов написал, что хочет посвятить мне свой новый сборник рассказов («Хмурые люди»). Ужасно горжусь и радуюсь".
Чайковский не ошибся. Самые известные в мире русские писатели - Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов.

2) Чайковский и Рахманинов встречались много раз. С интересом прочитала:

"Из всех людей, с которыми мне довелось встретиться, Чайковский был самым обаятельным, его душевная тонкость неповторима. Он был скромным, как все, действительно, великие люди и прост, как очень немногие. Из всех, кого я знал, только Чехов походил на него." (Сергей Рахманинов)

3) С интересом узнала, что Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, а Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

4) С интересом прочитала, что далёкий от России, известный американский певец Майкл Джексон писал о Чайковском: "Послушайте музыку к балету "Щелкунчик“ и вы поймёте, что каждая мелодия там — это хит!!!".

Проходят годы, а музыка Чайковского продолжает звучать, легко находя путь к сердцам людей. Думаю, что именно поэтому её помнят, любят и ценят во всём мире. Каждые четыре года (начиная с 1958 г) в Москве проводится международный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского.

Использованы материалы из интернета:
1) Пётр Ильич Чайковский
    Викицитатник
2) Чайковский и Чехов
    http://www.antonchehov.ru/
3) Фотография П.И. Чайковский

P. S.  В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Петре Ильиче Чайковском и его творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось вспомнить и рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное. Спасибо за прочтение. С уважением, Любовь Кирсанова.