3. Мать

Художник Дмитрий Гриневич
НА СНИМКЕ: Ольга Вильгельмовна Гриневич (Барклай) – мать художника. На фото, сделанном примерно в 1901 г. она в сценическом образе.


В своём дневнике Дмитрий Гриневич записал: «Мать Аврелия Вильгельмовна, урожденная Барклай /дед матери – брат Барклая де Толли/».

Это соответствует действительности: Девичья фамилия Ольги Вильгельмовны - Барклай (дед матери был братом Барклая де Толли, главнокомандующего российскими войсками  и героя войны 1812 г.

А из послужного списка Петра Владимировича Гриневича узнаём, что он  «женат на дочери отставного штабс-капитана Вильгельма Барклая – Ольге Вильгельмовне, уроженке Самарской губернии».

Как вспоминал Дмитрий Петрович, мать была женщиной необыкновенной красоты и к тому же обладала чудесным голосом (контральто). Она с громадным успехом выступала на благотворительных концертах, причем не только в полку, но и в городе.

Во многом, благодаря именно матери, дом Гриневичей стал центром притяжения, где собиралось весьма необычное для простого полкового офицера общество: командиры полков, начальники дивизий с женами, музыканты, певцы.

Из дневника Дмитрия Гриневича:

«… Лето. В квартире волнения. Мать куда-то ушла, так как не может смотреть на то, что происходит: отец привез из Петербурга, по выбору моей крестной Аделаиды Львовны Спасской, племянницы Рубинштейна, кабинетный рояль.

Рояль не проходил ни в  парадную, ни в черную лестницы и его решили на веревках поднять через балкон. Я помню только, как блестящий черный ящик раскачиваясь на ходу медленно поднимался вверх. Возня на балконе, у перил и стеклянная дверь поглотила ящик.

И вот он стоит в гостиной с поднятой крышкой. Я в первый раз в жизни стою близко у рояля и имею право пальцами ударить по клавишам. Все в нем таинственно и чудесно.

Часто потом, под аккомпанемент этого инструмента, я слушал чудный голос моей матери, а после и сестры.  Все проезжие знаменитости по дороге в Петербург останавливались для концертов в Вильно, бывая у нас, играли на нем и пели под его звуки, а я засыпал, утомленный от напряженного внимания…» 

«… Я помню большой альбом, лежавший впоследствии всегда на рояле. В него отец вклеивал все рецензии, все визитные карточки знаменитостей того времени все, что имело отношение к артистической жизни матери…».

«Афиши её выступлений рисовал и оформлял сам отец», - записано в дневнике Дмитрия Гриневича.

«Отец – художник. Он не только писал картины и копировал /в гостиной висела картина помеченная 1903 годом. Вена копия с Рубенса «Четыре части света», «Грешница» Семирадского и д.р/, но и оформлял постановки кружка любителей /оп. Жизнь за царя», «Русалка»/ и торжественные концерты, балы. Это был офицер большой культуры, гуманного отношения к солдатам и широкого ума человек».

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/02/21/372