В атаку на критическое слово. Автор Н. Максимов

Матвей Тукалевский
                Статья перепечатана из журнала
                «Рабоче-крестьянский корреспондент»               
                Издательства «Правда» № 7 ,1987 г.
Как автор странички предупреждаю, что здесь будут печататься статьи, других журналистов, касающиеся меня, как журналиста-общественника.

 

                «СРОЧНО ПРИЕЗЖАЙТЕ: ПРОШУ ПОМОЧЬ НЕ МНЕ, А ПЕРЕСТРОЙКЕ».
            
Злоумышленника так и не нашли…
=================================

Пустые автобусы проносились мимо. На остановке собралось уже немало разного люда. Ежились от холода и уныло поглядывали на размытую, грязную дорогу — ждали рейсового.

Неожиданно один из автобусов притормозил, дверца приветливо распахнулась.
— Садитесь побыстрей, товарищи, мне по пути!
Когда уже расселись и автобус тронулся, водитель предложил приобрести талончики, тут же был и компостер. Словом, оплатили проезд по всем правилам, хотя автобус и служебный. Чудеса, да и только!

 Сюда, в Вуктыл, северный таежный городок, до которого, как в песне поется, «только самолетом можно долететь», меня привело письмо рабочего корреспондента Матвея Тукалевского: «Срочно приезжайте: прошу помочь не мне, а перестройке...»

Встречу назначили в редакции районной газеты «Сияние Севера». Коллеги-журналисты притащили ворох публикаций Тукалевского — вот, почитайте, убедитесь сами, что это за рабкор. У нас такого, как он, пожалуй, и нет больше. Хотя хорошие авторы есть.

Перелистывая действительно острые, серьезные корреспонденции, наткнулся на стихи. Оказывается, он и стихи пишет. Не про соловьев — про бюрократию, про то, как с ней бороться.

Помните песенные строчки о том, что не каждому дано так щедро жить — друзьям на память города дарить? Тукалевскому дано. Вуктыл он строил своими руками и очень гордится, что в числе первых прилетел вертолетом в эти глухие болотные места.


Нас навеки тайга породнила,
Пусть не все попадем мы в гранит,
Согласитесь: строитель Вуктыла-
Это все-таки гордо звучит!
 
Марш строителей Вуктыла, написанный Тукалевским, можно услышать теперь во Дворце культуры газовиков во время праздников и в семьях тех, кто строил город.

И вот этого человека, классного шофера, коммуниста, который, оставив покой и уют ленинградской квартиры, одним из первых приехал сюда, в тайгу, строить новый город, недавно подвели под сокращение. Имя этого честного труженика, принципиального, грамотного, лучшего в районе рабочего корреспондента оказалось в одном списке с пьяницами и прогульщиками — кандидатами на вылет при сокращении штатов.

Предстояло разобраться, как это могло случиться.

...В редакционную комнату на втором этаже не вошел, а вбежал человек: ладный, крепкий, энергичный.

— А вот и он... Знакомьтесь: Матвей...

Ба, да это же тот самый шофер, что выручил нас там, на остановке!
Он глянул на меня внимательно, изучающе: как, мол, ты, парень,— не слабак, воевать вместе будем?

За что же и против кого «воюет» этот человек? За то, чтоб слово, сказанное газетой, не повисло в воздухе, а меняло что-то в жизни вуктыльцев в лучшую сторону. Добиться же этого здесь нелегко. Для наглядности возьмем хотя бы эту историю с автобусами.

В Вуктыле, как и по всей Коми АССР, добывается сегодня немало газа. Газовиков на вахту доставляют автобусами. Но туда везут людей, а обратно — воздух. А почему бы не захватывать попутных пассажиров? — предложил Матвей Тукалевский. В районной газете появилась статья в. поддержку его начинания. Сначала транспортные руководители сделали вид, что не было никакой инициативы, позднее стали говорить, что делать так, как предложил рабкор, не положено.

Как бы там ни было, а до сих пор Тукалевский — практически единственный последователь своего же почина. Подвозит людей, продает им приобретенные в автопарке проездные талончики — дает управлению пассажирского автотранспорта дополнительный доход, а заодно в какой-то мере помогает решить транспортную проблему в городе.

Но даже спасибо ему никто не сказал. Наоборот, его же упрекают: куда, мол, лезешь, твое дело — баранку крутить. Оно и понятно: водителям — лишняя работа, руководителям — лишние хлопоты. Не каждому это по душе.


Однажды утром Тукалевский увидел свой автобус «присевшим» сразу на все четыре колеса: кто-то ночью проколол шины. Злоумышленника так и не нашли.

В тоске по восклицательному знаку.
=====================================

Открытие больших запасов газа указало два десятилетия назад адрес новой Всесоюзной комсомольской стройки — Вуктыл. И был энтузиазм, были победы.

Вскоре северное голубое топливо потекло по стальным нитям газопровода, а в Москву полетели победные рапорты. Сейчас газ дается труднее, запасы его ведь не безграничны. Поменьше стало успехов, просчетов — побольше. А вот тоска по восклицательному знаку после каждой отчетной строчки у местных руководителей осталась. Поэтому и критика подчас встречается в штыки. Особенно если «пропечатают» в газете.

В номере газеты «Сияние Севера» от 23 августа прошлого года М. Тукалевский рассказал о том, как разбазаривается фонд материальной помощи в управлении механизации строительства треста «Комигазстрой».

Настораживают странные совпадения.
Пробыл, к примеру, почти всю зиму на одном из отдаленных участков начальник УМС, а по весне появляется его приказ: начальнику участка, принимавшего шефа, оказать материальную помощь в размере 200 рублей.
После поездки начальника УМС на Нарьян-Марский участок его руководителю была оказана материальная помощь чуть поскромнее — 165 рублей.

А вот свинаркам подсобного хозяйства в помощи отказали, хотя речь шла всего-то о 30 рублях. Женщины эти, между прочим, всю зиму отдавали свое спецпитание — молоко — для подкорма поросят.

«А не стала ли у нас материальная помощь потайным фондом для премирования «своих людей»?» — прямо спрашивает автор статьи.

И таких колючих вопросов рабкор М. Тукалевский задает немало. Но остаются они чаще всего без ответа.

О чем он и написал нам в журнал: «не работает» в Вуктыле критическое слово газеты.

Еще в начале 1985 года вышла первая критическая корреспонденция о нежелании управления автотранспорта оказывать помощь подшефной школе № 1. Было в «Сиянии Севера» и еще несколько материалов на эту тему. Результат — нулевой...

Управление автотранспорта встречается в критических корреспонденциях частенько. 7 февраля 1986 года опубликовано письмо рабочего-дорожника М, Соловьева о негодном стиле руководства начальника одного из участков управления — А. Гударева, о том, что он бесплатно пользуется государственной техникой на своем огороде.

Ему после этой публикации... всего-навсего «указали на недостатки». Только после повторного выступления (теперь уже журналиста А. Мокляка) Гударева от должности освободили и предъявили ему иск о полном возмещении ущерба.

Но... нашлись в управлении «добренькие» за государственный счет дяди, и сумма была уплачена чисто символическая. Тогда газете пришлось выступить еще раз — третий! Но делового ответа из управления с принципиальной оценкой проступков А. Гударева в редакции ждут и по сей день...

Разумеется, подобные публикации вызывают раздражение у тех, кто привык путать свой карман с государственным, кто предпочитает работать как полегче, а не как получше.

В конце прошлого года в газете «Сияние Севера» опубликована статья руководителя лаборатории социологических исследований города Вуктыла А. Суслова. Аргументированно, с фактами в руках он критиковал просчеты в подборе и расстановке кадров все в том же управлении автотранспорта.

Указывалось, в частности, что при назначении на должность определяющее значение здесь имеют не степень подготовленности работника, его образование и квалификация, а иные факторы. Не это ли в конечном итоге мешает управлению выполнять план?

Статья получила большой отклик, но не тот, который нужен для дела. Редакцию обвинили в очернительстве, оскорблении коллектива, полное гнева письмо прислала группа задетых в статье лиц, а официального ответа так и не последовало.

Не раз писала газета о неумении организовать работу в тресте «Вуктылстрой». Так, плотник-бетонщик А. Наконечный выступил Со статьей «Что нам стоит дом построить.. »; каменщик В. Вержбицкий с корреспонденцией «Плюсы и минусы бригадного подряда»; председатель постройкома треста В. Зинин откровенно признал, выступая в газете, что научно-технический прогресс в строительстве тормозится, хозрасчет в загоне, подрядом никто не занимается. Как же отреагировало на публикации руководство треста? Отписками. Положение на стройке и по сей день тяжелое.

В статье «А где же знаки внимания?» М. Тукалевский писал о плохой организации дорожного движения в городе — шофер, он отлично знает ситуацию.

Поступил ответ за подписью старшего госавтоинспектора Д. Клопунова, но в нем ничего не говорится о решении хотя бы половины названных проблем. Та же отписка.

Такое отношение к критике снижает эффективность выступлений «Сияния Севера». Можно перечислить десятки критических материалов, на которые ответов вообще не поступило никаких. В редакции не припомнят, чтобы по критической корреспонденции кто-то был серьезно наказан.

Газета «Сияние Севера» сегодня на правильном пути. Она смело вскрывает недостатки, пишет о том, что действительно волнует людей. «Каждая строчка бьет в точку! — отозвалась о газете, например, Т. Бородкина, маляр, заместитель председателя профкома автотранспортной колонны главка «Комигазнефтестрой».

— А статьи Матвея Игоревича я в первую очередь читаю — и правдиво пишет, и интересно»,— сказала она мне.

Недавно проведенный местной лабораторией социологических исследований опрос общественного мнения показал: больше одиннадцати процентов вуктыльцев по смелости постановки острых вопросов отдают предпочтение своей районной газете и только семь с половиной — республиканским.

Теперь первейшая задача — повысить отдачу выступлений, И тут не обойтись без поддержки райкома партии.

Но ее-то как раз и нет.

— Вот уже второй год мы, рабкоры, вместе с нашими журналистами бьемся над повышением действенности публикаций,— говорит М. Тукалевский. — Отдельные руководители полностью игнорируют критику, а райком не спешит с них спросить по всей строгости, не поддерживает авторитет своей газеты.

Разнос, а не обсуждение.
===========================

- 0 действенности в первую очередь должна заботиться сама редакция,— так считает первый секретарь Вуктыльского РК КПСС М. С. Абабин.
Да, должна. И она заботится: выступает и дважды, и трижды по одному и тому же вопросу. Но упирается в глухую стену. В таком случае за авторитет своей газеты обязан вступаться райком партии, заставить молчальников отвечать. А он держит «нейтралитет».

— Мне иногда кажется,— откровенно говорит заместитель редактора, секретарь парторганизации редакции и типографии Л. Жогова, выходи газета просто с чистыми страницами, это вполне устроит некоторых наших руководителей. Лишь бы их не тревожили. «не мешали работать».

Трудно поверить, но в стенах райкома партии сказаны, например, следующие слова:

— Газета план не делает, план делают руководители, а критика им мешает работать спокойно.

Вот в чем собака-то зарыта: спокойствие нарушается!
Что верно, то верно.
Газета, ее рабочие корреспонденты своей критикой нарушают привычный ритм жизни, привычный для многих уклад.
Она ориентирует на работу по-новому, как требует этого сегодня партия. А к такому повороту далеко не все готовы.

Расширенное заседание бюро Вуктыльского РК КПСС состоялось 4 марта 1987 года.
Именно там прозвучала фраза, приведенная выше. Дело-то вроде бы хорошее задумали: проанализировать работу редакции, наконец-то разобраться с молчальниками, а в итоге «разобрались» с газетой, да так, что у многих журналистов и рабкоров совсем опустились после этого руки.

На бюро пригласили руководителей предприятий — тех, от кого редакция получает отписки в ответ на критику или не получает вовсе никаких ответов.

Вот они-то и пошли в атаку на газету. Именно на этом бюро и прозвучали пренебрежительные слова о том, что «газета плана не делает...».

Бюро вел первый секретарь райкома М. С. Абабин.

— Да,— соглашается он теперь,— обсуждение работы газеты пошло не так, как надо, обиженных на критику руководителей трудно было остановить.
 
А разве пытались это сделать, Михаил Семенович? Разве вы сами не говорили, что газета слишком много критикует - дескать, у нас немало в районе и хорошего, положительного.

На том бюро журналистам припомнили все ошибки, которые только удалось выискать, вплоть до орфографических.
Критиковать за них надо.
Но у работников редакции сложилось впечатление, что орфография и мелкие огрехи волновали членов бюро несравненно больше, чем действенность серьезных критических публикаций, оставшихся без ответа.
«Экран действенности», который регулярно печатает «Сияние Севера», смахивает скорее на экран бездейственности.

Самая длинная графа в нем — это список тех руководителей, от которых редакция ждет ответа.
Он не сокращается, а растет.

На том бюро М. Абабин упрекнул руководство редакции в том, что «газета стала органом общественных корреспондентов».

Странно было слышать такое журналистам из уст партийного вожака. Как будто он начисто забыл о ленинском наказе, чтобы как можно больше рабочих писало в газеты.
Радоваться надо, что такие граждански активные, передовые рабочие, как Тукалевский, пишут в «Сияние Севера», что орган райкома становится подлинной трибуной масс.

Именно за лучшую постановку массовой работы газете присуждена в 1987 году вторая премия во Всесоюзном конкурсе имени М И. Ульяновой.

Усилия редакции были оценены, поддержаны в Москве, но не в Вуктыле.
 
Среди работников райкома партии есть люди, которые трезво оценили характер «критики» газеты на том бюро.

— Это походило на разнос редакции,— сказала во время нашей беседы Г. Глумова, председатель партийной комиссии райкома.

— В той ситуации райком поступил неправильно, не поддержал свою газету. Мы указали на это первому секретарю,— услышал я позднее в Сыктывкаре, когда говорили об этой истории с заведующим отделом пропаганды и агитации Коми обкома КПСС Г. Н. Осколковым.


 "Приказываю выступить в газете"
=================================               
А к чему оно приводит, такое отношение райкома партии?

К тому, что с газетой по-прежнему не желают считаться.

И сегодня существуют в Вуктыле «запретные зоны» для критики.

Местная больница — одна из них. В последний день командировки я попал на встречу журналистов с медицинскими работниками.

Здесь любое критическое выступление встречается в штыки.

Главный аргумент при этом — красные знамена, которыми награждали коллектив больницы.

У редакции другие аргументы — непрекращающиеся жалобы вуктыльцев на плохое медицинское обслуживание.

Первым на правах хозяина выступил главврач Г. Дзуцев, и я своими ушами слышал, как разносил он газету, посмевшую критиковать руководимое им «краснознаменное» учреждение.

Когда в заключение встречи слово попросил заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии Б. П. Иевлев, подумалось, что уж сейчас-то будут расставлены все точки, газета получит поддержку.

Но я ошибся.

Борис Петрович слегка пожурил за промахи сначала одних, потом других — на том и разошлись.

В марте газета опубликовала статью координатора молодежного клуба «Авангард» Р. Валеева, который резко раскритиковал стиль и методы работы райкома комсомола. На комсомольском собрании аппарата РК ВЛКСМ, обсуждавшего статью, председатель районной ревизионной комиссии С. Зязиков возмущался:

«Статья Валеева — злая! И почему какой-то координатор втоптал в грязь всю комсомольскую организацию района?.. Неужели у нас в работе нет ничего хорошего?!».

Знакомый мотив, не правда ли?

В конце концов райком комсомола признал критическое выступление газеты в свой адрес правильным, но какие страсти разгорелись при его обсуждении!
 
В Вуктыле мне показали необычный документ: приказ начальника управления разведочного бурения Е. Осипова от 26 марта 1987 года.
Приказ„Писать в районную газету!"

Пункт второй, например, гласит: «Заместителям начальника, главным специалистам, начальникам отделов, участков, цехов приказываю выступить в газете «Сияние Севера» согласно прилагаемого графика на 1987 год.

Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой».

Верю, что составитель этого документа руководствовался самыми лучшими намерениями.
Но он невольно продемонстрировал в нем полное отсутствие понимания, что такое печать, как строится работа с авторским активом.

Приказ, естественно, не помог: во исполнение его не было написано ни строчки. Потому что в газету пишут люди не по приказу начальника, а по велению сердца.
Как пишет Матвей Тукалевский и другие рабкоры «Сияния Севера».


...Пора, кстати, вернуться к письму Матвея Игоревича, которое и привело меня в Вуктыл.

«Как-то странно получается,— писал он.— На словах мы все за перестройку, а как до дела, то цепляемся за старое, полыхаем благородным гневом не по адресу расточителей и бюрократов, а по адресу того, кто это безобразие вскрыл. На словах признаем необходимость всемерно активизировать критику и самокритику, а на деле шарахаемся от них. На словах стремимся искоренить недостатки, но преследование за вынос «сора из избы» продолжается».


...Да, продолжается.
Уже после моего отъезда из Вуктыла Тукалевский сообщил: «Возня с моим сокращением... подходит к заключительному этапу — расчету.
Не помогло ни обращение редакции газеты к первому секретарю райкома КПСС, ни мое обращение к нему.
Остается одно — подать в суд».

Когда в Вуктыле мы беседовали с М. С. Абабиным, он признал:

— Тукалевского подвели под сокращение, судя по всему, искусственно.— И пообещал разобраться.

Хочется верить, что первый Секретарь сдержит слово. Кто же, если не райком партии защитит рабкора, коммуниста от мести за критику?


У народа коми есть пословица: «По прошлогодней лыжне не пройдешь». Очень верная пословица.
 
Полтора года минуло после съезда. Ширится процесс обновления, перестройки в стране. А Вуктыльский райком стиль руководства газетой перестраивать не спешит — не видит в ней своего первого помощника.
                Н. МАКСИМОВ.
                Спец.корр.газеты "Правда"
                г. Вуктыл,
                Коми АССР.
Марш строителей Вуктыла.
============================

Кранов башенных гордая стая
По тайге расставляет посты,
У Печоры-реки вырастает
Наш таежный поселок Вуктыл!
Победив ледяные метели,
Мы живем, как большая семья.
На таежной седой параллели
Всех республик сошлись сыновья.
И бессильная бесится вьюга.
Бьет мороза свинец нам в лицо.
Наш Вуктыл — это наша заслуга,
Как Магнитка — заслуга отцов!
Нас судьба разбросает по свету,
И немало еще создадим,
Но тоску о вуктыльских рассветах,
Как о юности, мы сохраним!
Нас навеки тайга породнила,
Пусть не все попадем мы в гранит.
Согласитесь: строитель Вуктыла
Это все-таки гордо звучит!
 
Матвей ТУКАЛЕВСКИИ.
Шофёр.
Фото П. Знакоманова.