Психологические капканы

Гадаев Алексей Вениаминович
На жизненном пути каждого человека встречаются психологические помехи, ловушки, капканы. У каждого человека свой способ преодоления психологических помех, ловушек и капканов при реализации смыслов, жизненных планов и стратегий..
Признать ошибочной свою жизненную стратегию, свой способ мышления и действия очень тяжело и болезненно.
Жизненные стратегии, выступают как сложное динамическое образование, в которых отражается отношение между притязаниями субъекта и степенью их реализации...
Н.И. Козлов. Е. Прокофьева считают, что "Жизненная стратегия - способ реализации жизненной позиции. Мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия. Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания и Защиты, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии. Двигать себя по жизни самостоятельно, жить собственной энергией – либо пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти и двигать вас по жизни".
Психологические помехи, ловушки и капканы всецело зависят от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия и количества целенаправленных действий (попыток).
Психологические помехи - это страх, гнев, печаль, душевное страдание, одиночество, а также радость, восторг или любое сильное психическое возбуждение.
Психологические помехи играют определенную отрицательную роль при достижении жизненных смыслов, планов стратегий. Они зависят от прямых и непрямых отрицательных факторов воздействующих на состояние человека..
Прямые отрицательные факторы наносят ущерб организму вне зависимости от его реакции, поскольку они уже вредны сами по себе. Непрямые отрицательные факторы служат причиной повреждений лишь потому, что они спровоцировали в организме преувеличенную защитную реакцию.
***
Иногда человек, сам того не осознавая расстанавливает психологические ловушки и капканы сам себе и от этого страдает и чувствует себя потерянным.
В психологических помехах, ловушках, капканах задействованы ког­нитивные события, когнитивными процессы и когнитивные структуры.
Е.Томас Даут в своей книге "Когнитивная психотерапия" пишет:
"Когнитивными событиями являются осознанные, легко доступные мысли, самоутверждения и образы. К когнитивным событиям относятся, например, такие сиюминутные мысли клиентов, как: «Ну и болван же я, что сделал такую глупую ошибку!» или «Я никогда не справлюсь с этой задачей!». Точно так же когнитивным (образным) событием является собственный образ, когда человек представляет себя глубоко встревоженным, потеющим и забывающим слова во время выступления перед публикой. Когнитивные события сравнительно легко идентифицируются, к ним легко подобраться с посторонней помощью, и они считаются поверхностными когнициями. Добраться до когнитив­ных событий помогают стандартные вопросы: «О чем вы думаете прямо сейчас?» или: «О чем вы думали, когда произошло X?», или: «Опишите, каким вы видите себя в момент выступления».
Когнитивные процессы лучше всего описать как способы мышления. Примерами дисфункциональных когнитивных процессов являются, например, когнитивные ошибки, идентифицированные Беком и его коллегами (Beck et al., 1979), такие как сверхобобщающее, драматизирующее и дихотомическое («черно-белое») мышление. Аналогичным образом, иррациональные убеждения, идентифицированные Эллисом и Драйденом (Ellis and Dryden, 1997), являются примерами ошибок когнитивных процессов. К таким убеждениям относится «нагнетание страха» (когда ужасным считается простое неудобство), «неизбежность» (когда считается, что нечто обязано случиться или не случиться, тогда как это событие всего лишь предпочтительно) и выводы о собственной никчемности, сделанные на основании заурядных ошибок. К другим распространен­ным примерам относятся преуменьшение хороших событий и преувеличение плохих. Можно сказать, что дисфункциональные когнитивные процессы подразумевают селективное внимание к негативной информации и отсев позитивной. Когнитивные ошибки могут совершаться и в сторону положительного настроя, хотя они менее свойственны психо­логическому страданию. В этом случае индивиды могут интерпретиро­вать события в излишне позитивном ключе, что приводит к установке Полианны, что тоже может оказаться проблематичным. (Синдром Полианны — это умение находить положительное в любом, даже очень плохом событии. Полианна, героиня книги американской писательницы Элинор Портер. Синдром Полианны подобен ношению розовых очков – помогает, но в умеренных дозах, без фанатизма).
Обычно у нас нет непосредственного доступа к нашим собственным когнитивным процессам, хотя мы, как правило, гораздо лучше идентифицируем чужие ошибки. Однако при помощи опытного психотерапевта мы можем научиться распознавать ошибки собственного мышления. В этом состоит один из аспектов когнитивной психотерапии.
Дж. С. Бек (J. S. Beck, 1995 ) составил следующий перечень главных когнитивных искажений.
Мышление по типу «все или ничего»: понимание ситуаций не в
целом, а с точки зрения «или—или».
Драматизация: предсказание будущего в совершенно негативных
тонах.
Дискредитация позитивных моментов: позитивные переживания
не учитываются.
Эмоциональная аргументация: считать нечто верным на том основании, что вы «чувствуете» это верным, не принимая в расчет факты, подтверждающие обратное.
Навешивание ярлыков: навешивание общего и постоянного ярлыка на себя и других людей.
Преувеличение/преуменьшение: преувеличение негативного и
преуменьшение позитивного событий.
Ментальный фильтр: большее внимание не к позитивной, а к негативной информации.
Чтение мыслей: необоснованная вера в знание чужих мыслей.
Сверхобобщение: выведение широких негативных заключений,исходя из ограниченного количества данных.
10. Персонализация: неоправданное видение себя причиной поведения других людей.
11. Употребление императивных утверждений: неизменное и необо­снованное понимание должного поведения для себя и других,которое отражается во многих утверждениях по типу «должен» и «обязан».
12. Туннельное видение: способность видеть лишь негативные аспекты ситуации.
Когнитивные структуры были названы когнитивными схемами и
представляют собой скрытую систему правил и допущений, зависящую от опыта индивида. Они определяют предрасположенность мыслить, интерпретировать и реагировать определенным образом и находятся вне сознательного осмысления. Когнитивные структуры могут быть весьма адаптивными, что позволяет людям стремительно обрабатывать информацию (Beck and Emery, 1985). Однако результатом такой обработки могут оказаться укоренившиеся неадекватные структуры. В связи с тем, что они закладываются в раннем возрасте и являются элементом скрытого знания (Dowd and Courchaine, 1996), индивиду трудно оценить или принять их в случае обсуждения данных структур окружающими. Обычно люди переживают схемы по типу «так устроен мир и точка!». Попыткам помочь им взглянуть на вещи иначе оказывается, как правило, ожесточенное сопротивление. Они могут быть функциональ­ными и дисфункциональными и являются основными когнитивными конструкторами в том, что обычно называется типом личности. Дисфунк­циональные схемы прочно привязаны к расстройствам личности. Кто-то, например, может обладать схемой личной некомпетентности, из-за которой его действия постоянно интерпретируются как «недостаточно хорошие». У другого может быть схема недоверия, в силу которой все межличностные инициативы других отвергаются как подозрительные. Третий может носить в себе схему зависимости, из-за которой ощущает в себе неспособность функционировать в одиночку и без посторонней помощи. Четвертый может обладать схемой дефектности и постоянно чувствовать себя нелюбимым. Однажды установленные, эти схемы действуют подобно трафарету, который пропускает согласующиеся данные, и отфильтровывает отличные, поддерживая тем самым свою неизмен­ность. Если принять во внимание раннее происхождение и силу этих долгосрочных схем, то остается удивляться, что люди вообще изменяются!
Янг (Young, 1994) разработал общую классификацию ранних не­адекватных схем (РНС), выделив четыре их вида. РНС — стабильные и устойчивые когнитивные темы, которые развиваются в детстве, после чего не претерпевают существенных изменений, а только развиваются. На их основе формируется наш взгляд на себя, мир и наше место в мире. Эти темы не обусловлены убеждениями и сами себя питают. Они активизируются под действием внешних событий, связаны с высокого уровня аффектами и являются результатом ранних дисфункциональ­ных переживаний из-за опекунов и сверстников. Янг выявил следующие РНС, выделив пять ведущих тем (январь 1994).
Разобщение и отвержение
Заброшенность/непостоянство: убежденность в том, что в будущем окружающие не смогут продолжать обеспечивать постоянную поддержку и защиту.
Недоверие/ущерб: ожидание того, что другие обидят или обманут.
Эмоциональная депривация: убежденность в невозможности получать в будущем от других эмоциональную поддержку, что, в свою очередь, подразделяется на лишение заботы, лишение эмпатии и лишение защиты.
Дефектность/стыд: убежденность в своей дефектности, негодности или несовершенстве в важных отношениях. Изъяны могут быть внутренними или наружными.
Социальная изоляция/отчуждение: убежденность в отъединении от остального мира или в отличии от других людей.
Поврежденные автономность и представления
Зависимость/некомпетентность: убежденность в своей неспособности компетентно справиться со своими обязанностями без посторонней помощи.
Уязвимость перед лицом опасности: преувеличенный страх катастрофы, которая может разразиться в любую секунду и которую нельзя отвратить.
Запутанность/неразвитое Я: избыточная эмоциональная зависимость от значимого окружения в ущерб обретению полной инди­видуальности.
Фиаско: убежденность в прошлой и будущей несостоятельности или исходной неадекватности по сравнению с другими людьми.
Поврежденные ограничения
Право/доминирование: убежденность в своем праве иметь то, что хочется и когда хочется, как бы это ни сказалось на окружающих.
«Я хочу то, что хочу, когда хочу!»
Недостаточный самоконтроль/самодисциплина: трудности с са­моконтролем или отказ прибегать к нему, плохая переносимость фрустрации. Индивид слишком избегает неудобств.
Направленность на других
Подчинение: чрезмерная передача контроля над собственным поведением и чувствами во избежание кары, гнева или отвержения со стороны окружающих.
Жертвенность: избыточная сосредоточенность на удовлетворении нужд окружающих за свой счет.
Поиски одобрения: избыточный акцент на получение похвалы и признания со стороны окружающих в ущерб собственным идеям.
Может подразумевать переоценку статуса, денежных доходов, достижений.
Сверхбдительность и сдержанность
Уязвимость/негативная настроенность: преувеличенное ожидание того, что дела могут пойти плохо в любую секунду; чрезмерный страх допустить ошибки, приводящие к этому. «Это обязательно, наверняка плохо кончится!»
Избыточный контроль: чрезмерное торможение спонтанности воизбежание ошибок, отчуждения других или потери контроля.
Жесткие стандарты: убежденность в необходимости всегда стремиться к соответствию очень высоким усвоенным стандартам, как правило — во избежание критики.
Репрессивность: убежденность в том, что следует выказывать гнев и наказывать всех (включая себя), кто не удовлетворяет твоим (высоким) требованиям и стандартам.
Янг утверждает, что люди, как правило, обладают двумя или тремя такими схемами, и для оценки последних разработал Вопросник по схемам (Young, 1994). Очевидно, что в умеренном виде многие эти схемы облегчат жизнь индивида. Они могут стать неадекватными лишь в случае избытка. Индивидам, обладающим могущественной РНС в той или иной сфере, очень трудно понять, почему она может быть неадекватной. Для них самих она очевидна: «Это так, потому что это должно быть так!»
Таковы основные когнитивные явления, с которыми работает когни­тивная психотерапия. Во многих случаях гипноз может значительно способствовать клиницисту в помощи клиентам преодолевать когни­тивные ошибки, искажения на всех трех уровнях когниции и замещать их более адаптивными когнициями. В следующих главах описывается применение гипноза для модификации дисфункциональных когниции при многих психологических нарушениях"(Е. Томас Даут. СПб: Питер,2003,с.63-67).

На сайте http://www.syntone.ru/library/books/content/2809.html А Медведев описал "40 основных психологических ловушек и способов избежать их".

Ловушка позитивного прошлого
 У людей старше 30 лет появляется желание вернуть "золотые дни детства", первую любовь, друзей, утраченное ощущение легкости, беззаботности бытия и т.д.
Ощущение, что "всё уже позади" ведет к растрате эмоциональной энергии и к программированию самого себя на то , что он уже больше никогда ни в настоящем, ни в будущем не будет  иметь такие великолепные возможности и радости.
Контрприемом могут стать более полные воспоминания, в которых хорошее соседствовало с плохим, приятное с неприятным, сочетание радости с разрешенными  проблемами и конфликтами.

Ловушка негативного прошлого
Если человек зацикливается на неприятных воспоминаниях и переживаниях прошлого в настоящем, то он тем самым программирует себя на будущие неприятности.
Контрприем - переводческий выполнять упражнения по максимальному более детальному воспоминанию приятных эпизодов из прошлого, а в настоящем включаться в активную, целенаправленную деятельность. Главное переструктурировать себя на адаптивные, позитивные самоутверждения. Можно разработать систему наказаний, как только возникают негативные воспоминания о прошлых неприятностях. Наказания можно выбирать себе самостоятельно - это могут быть 20 приседаний или перемножение в уме двух или трехзначных чисел, или уборка квартиры и т.д.

Ловушка негативного прогнозирования
Инстинкт самосохранения расставляет нам ловушку негативного прогнозирования и  воображаемых опасностей. Человек в таком случае начинает представлять всевозможные неприятности, которые пока не сучились, но вполне могут случиться. В большинстве случаев негативные прогнозы не оправдываются, но, несмотря на это приносят вред который не позволяет эффективно разрешать текущие проблемы. Если в течении долгого времени негативные прогнозирования преследуют человека, то это приносит больше вреда, чем сами неприятные события. Растущая неуверенность в жизни человека  перерастает в сверхбдительность, тревогу,  и  истощают адаптационнные ресурсы индивида.  При этом, контроль над  опасной ситуацией теряется, человек ощущает страх и некомпетентность.
Контрприем. Человеку может помочь убежденность в том, что предугадать будущее невозможно, а обеспокоенность о том чего не знаешь попросту бессмыслица.  Главное верить, что в любой ситуации можно найти способ преодолеть проблемы и неприятные переживания.

Ловушка радужного будущего (ловушка не сбывшихся ожиданий)
Молодые люди имеют излишне оптимистичные ожидания по отношению к будущему и переоценке собственных возможностей. Разочарование оказывается значительно более тяжелым и мучительным, чем оно стало бы для человека трезво оценивающего реальность.
Контрприем. Увеличивайте свои возможности в настоящем. Учитесь быть гибкими и готовыми к переменам.