Символика в книге Все или ничего

Анжела Рей
Статья               

                Символика башни в книге «Все или ничего»

  Меня часто спрашивают, почему «Все или ничего» написано так мудрено. Книга писалась несколько лет, и мне хотелось вместить в нее все. Остросюжетное приключение, размышления о человеке, показать возможности нашего прекрасного языка.
 Башня снилась мне много раз. Особенно запомнился первый, когда золотистые теплые камни обступили меня. Она была абсолютно круглой, с четырьмя возвышенностями в форме креста. Пролома не было, и выхода тоже. Удивляла тишина и пронзительная ясность неба, лишенного птиц и ветра. Острое ощущение одиночества и страха. Возвышения очень походили на могилы.
Все-таки, я из нее выбралась. Но башня возвращалась снова и снова, каждый раз обрастая новыми подробностями, как древнее зеркало трещинками. Шестнадцатый аркан таро. Башня, пораженная молнией. Это карта падения человека, летящего с башни в низший мир иллюзорности материального,  перерождения души. «Часто говорится о «мраке», в который погружается душа, входящая в чистилище, и еще об «одиночном заключении», которому она будет подвергнута». Переход из мира вертикального в горизонтальный, неподвижный мир смерти. Башня рождает множество ассоциаций и размышлений.
Каждый из героев в какой-то степени нашел себя, развил в себе качества, в ущерб общему развитию своего существа. Если представить себе их дальнейшую жизнь, можно понять, что каждый из них зашел в тупик. Игра, подобно удару свыше, помогла им измениться. Подземный город открыл им путь к небу.
Человек сам по себе, целостная личность, для герметиков есть дерево, мощнейший символ, вспомнить хотя бы Дерево Познания и Жизни в центре Эдема. Деревья вокруг башни – безжизненные коряги, опутанные вполне материальным тряпьем. Тео ищет дерево, находит крест – путь, выводящий из тупика, путь очищения. При этом он старается никого не погубить, придерживаясь основного алхимического принципа.
Пустыня, окружающая башню, является символом неподвижной пассивности разума. Джунгли вокруг храма – активного состояния. Деревья оживают, омытые дождем.
Множество снов стало вставками в повествовании, разворачиваясь впоследствии реальными событиями снов героев. Интересный прием нереальной реальности впервые был использован моим любимым Эрнстом Гофманом, постоянно державшим читателей в недоумении, есть ли происходящее реальность или фантазия персонажей?
Если вернуться к языку повествования, то падающего с башни человека принято ассоциировать со словом, утратившим значение. Первым и самым ярким показателем упадка культуры является оскудненный, утративший литературность язык. То, что происходит с русским языком сейчас – поистине страшно. Учителя и журналисты, не владеющие культурой речи, минимальный словарный запас и обилие мата в художественных произведениях стали нормой нашей жизни. Поэтому я уделила языку повествования особое внимание.
Вавилонская башня, прогневившая бога, стала причиной непонимания между людьми. Мы обособляемся, уходя в виртуальность общения и любви. Я надеюсь, что моя книга станет зеркальным лабиринтом, который поможет кому-то влюбиться по-настоящему.