Однажды летом

Мира Папкова
  Меня  не  отправляли  летом в пионерлагерь, не хотели  чуждого  влияния.  А  я  страдала  от того, что  я  не  "как  все".  Надеялась  что  это  можно
как-то исправить. Понимала, что надо научиться казаться,  как все - усвоить стандартные модели поведения   и   осознать   систему  их   ценностей.

  "Пионерская правда"  (газета)  и  "Пионерская зорька" (радиопередача)  так  увлекательно рассказывали о пионерских кострах и походах!

  И родители дали себя уговорить.

  Спальный   корпус   представлял   собой  барак, разделенный на палаты, рассчитанные человек на    тридцать. Там    рядами    стояли   железные койки, около коек - тумбочки. Туалеты на улице.  Длинный  ряд  руомойников.

  Такое спартанское оформление жизни
ни  нас,  ни  родителей  не  смущало.

  За  детьми  смотрели пионервожатые, песни пелись под баян.  Баянист полагался по штату.

  Девушки - пионервожатые,  практикантки  пединститута,  не  особенно  нам  докучали. Каждодневная уборка территории, дежурство 
по  палатам  и  столовой - больше  от  нас
ничего не требовалось.

  Костер на открытии  лагеря  привел  всех  в полнейший восторг. В душе каждого ребенка живет  огнепоклонник  и  пироман.  Я  тоже - вместе  со всеми - редкое  и  драгоценное  ощущение - испытала подъем духа.
 
  Отец, выросший на острове, плавал так хорошо! Лучше  всех,  кого  я  за  всю  жизнь  знала. Мама тоже  умела - детство и юность прошли на Волге.

  На просьбы научить меня плавать отец фыркал:

- Все животные  умеют  плавать, это  так  же естественно, как дышать! Набери побольше воздуха, бросайся в воду и плыви.

  Я украдкой убегала на нашу спокойную,
широкую речку и бросалась, и бросалась
в  воду,  пока,  и  правда,  не  получилось!

  (Потом я боялась, что за зиму разучусь
плавать  и  с  нетерпением  ждала лета.)

  Сидя  у  реки,  долго  любовалась  огромными голубыми  стрекозами  с  перламутровыми  крыльями. Сейчас это называется медитацией.

  А еще - убегала в лес. Он жил своей жизнью, там я  была  незванным,  нежданным  гостем.

  Как интересно!

  В  углублении  пенька  на  яйцах  сидела  какая-
то птичка.  Испугавшись  меня,  она  перелетала
на ближайшую ветку  и  тревожно ждала,  когда
я уйду. В гнезде лежали  пестрые  яички.  Только глянув, я сразу уходила, не  хотела  ей  мешать  и чувствовала спиной,  как она снова опускалась в гнездо. Наконец, вылупились птенцы. Огромные желтые  рты  составляли  большую  часть  их организма. Невысокий  пенек терялся в зарослях, сразу и не увидишь.

  Маленькие травяные лягушки и крупные жабы стреляли из-под ног.

  Однажды мне встретился продольно-полосатый зверек,  бурундук.  Он  меня  не  испугался  и удалился неспеша . Может быть, он меня раньше видел и привык немного.

  В другой раз я наткнулась на крота. Он слепой, но  нос  у  него  чуткий.  Нос  трепетал.  Я  могла,  наверное,  его взять в руки, но не хотела пугать.

  В речных заводях цвели белые кувшинки
и  желтые  кубышки,  и  камыш,  и  рогоз...

  Комары  съедали  заживо.  Мы  все  чесались. 
Я  наблюдала:  комар  сел  на  руку  и  хоботком
ищет  места.  Попытался - не  понравилось,  вытащил хоботок,  воткнул снова и стал качать. Кровь  просвечивала  сквозь  прозрачное  брюшко, оно раздувалось так, что бедняга  едва мог взлететь  и  унести  ноги... крылья.

 А лесные клопы! Почему все геральдические щиты повторяют их форму? Случайно?

  Разнообразие   жуков   впечатляло!  Красивые
как  брошки,  побольше и поменьше - все были
заняты - ползли  или  улетали  по  своим делам. Довелось  увидеть  жука-рогача,  жука-оленя. Длиннее  спичечного  коробка,  будто  из вороненой стали, большие рога и толстые лапы.

  А  бабочки!  Сейчас  и  крапивницу  редко  встретишь,  а  тогда - какое  разнообразие!
Можно было собрать коллекцию.  Набоков
их не жалел, а я жалела, хотя  знала - у них
все равно короткий век. По нашим меркам.

  А  как  красиво  блестит  в лучах пробившегося солнца  паутина,  натянутая  между  кустами. Ее
красоту портили неопрятные высохшие шкурки. Иногда  и  хозяина  за  ремонтом  сети заставала.

  Когда все засыпали, я потихоньку выходила  из палаты,  садилась  на высоком берегу и  слушала ночную жизнь: скрип, треск, шорох, писк. Звуки только  подчеркивали  необъятную  тишину,  не нарушая ее. Небо будто посолили крупной солью - столько звезд! Особенно в новолуние. И запахи реки и леса ночью сильнее.

 Днем  ли,  ночью я всегда-всегда  чувствовала присутствие многообразных форм  жизни, не нуждающейся  в  человеке и имеющей с ним  равные права на существование.

  Увлекшись наблюдениями  за  природой,  я как-то  позабыла,  что  хотела  учиться быть,  как все. Мой  интерес естествоиспытателя поддержки не находил и репутация ненормальной укрепилась. Но  люди  всегда  были  рядом, а  лес,  река, звери, птицы и насекомые только сейчас. Ладно, потом разберемся - я  неосознанно  следовала  этому  решению.

  И, наконец, природа мне показала уникальное зрелище, такое редко кто видел.

  Я сидела ночью у реки.  Вдруг разом все вокруг окутали  густые  белые облака. Будто снежинки плясали!  Вскоре,  в  предрассветных  сумерках
они  стали  падать  на  траву  и  на  воду.

  Это были какие-то белые летающие насекомые побольше моли. Я спохватилась - скоро вставать, а меня на месте нет. Скорей вернулась в палату
и  заснула  крепчайшим сном. Едва растолкали.

  Утром трава казалась покрытой снегом. В воде намокали и тонули останки ночных неведомых танцоров. Теперь им предстояло стать звеном пищевой цепи. Рыбы  и птицы пировали.

  Природа - безотходное производство.

 Я стала у всех спрашивать - что это было. Никто не знал, всех, как всегда, раздражали мои отчего-почему-зачем. 

  Знал кое-что дедушка-сторож:

- На эту наживку хорошо клюет! Через несколько дней, сейчас-то рыба сытая. Называются поденки - живут три - четыре часа.  Яйца в воду отложат и умирают - свое дело  сделали.  Из  яиц  выводятся личинки...

  Потом я вычитала, что видела  имаго - конечную стадию развития насекомых.

  Поденки не едят, у них нет пищеварительной системы. Это летающие  органы  размножения,  они  могут только спариваться  и  откладывать яйца. Личинки  живут  в  воде  несколько  лет.

  В поход мы тоже ходили.

  В  деревне  за  десять  километров от лагеря разводили  чернобурых   лис.   Питомник  по жестокости  мог сравниться с  концлагерем.
В проволочных клетках на открытом солнце страдали тощие  и  облезлые  лисы.  Они  все  метались по диагонали из угла в угол.  Запах стоял непереносимый.

  Зачем детям такие впечатления, такая демонстрация жестокости,  как  нормы?
 
  Нас кормили яичницей, молоком и хлебом. Спали  на  полу на  широченных  половицах
в  деревянной селЬской школе.

  Прощальный  костер  до  небес  горел  долго, огненные головешки и искры летали высоко.
Все снова чувствовали  себя  вместе.  Восторг!

  Я вегда очень ценю такие минуты.