Пановка. Век воли не видать!

Татьяна Челышева
ПАНОВКА: ВЕК ВОЛИ НЕ ВИДАТЬ!
В местах не столь отдаленных, в Пестречинском районе, есть прекрасное село – Пановка называется. Там рано или поздно оказывается всякий уставший от свободной жизни путник. Оказались и мы. И остолбенели, наткнувшись в центре села на колючую проволоку, опутывающую этот центр вдоль и поперек.

«ГОЛУБИ ЛЕТЯТ НАД НАШЕЙ ЗОНОЙ…»
- Зона это. Тюрьма, то бишь. Наша главная достопримечательность, - пояснил наличие колючей проволоки дяденька на остановке.   
Вокруг тюрьмы между тем сновали люди, по большей части в сером комуфляже и при погонах. Но встречались и мирные граждане: бабушка с корзинкой, полной яиц,  мальчишка на велосипеде, возница в костюме «Адидас» на телеге… Вообще тюрьма с ее ровненькими прямоугольниками зданий, выкрашенных в жизнерадостный розовый цвет, ничуть не нарушала архитектурной гармонии Пановки. Средь ее административных зданий мирно затесались и Дом культуры, и церковь Николы Чудотворца, и даже Сбербанк. А еще раньше, говорят, здесь старая школа была – и ничего не боялись.

«…А В ТЮРЬМЕ СЕЙЧАС УЖИН, МАКАРОНЫ ДАЮТ»
- А чего их бояться?! – удивились работники тюрьмы, забоявшись, однако, представиться (без разрешения начальства ни-ни!), они же там, за забором, и под охраной.
- А если сбегут? – осторожно поинтересовались мы.
- Сбегут – поймают.  Да они, когда сбегают, своих – пановских – не трогают. Они ж нас всех знают! Да и чего им сбегать – им там хорошо: кормят три раза в день: молоко, яйца, мясо… Курорт!
- Все равно жалко, - не разделили мы мнение о курорте, - сидят там одни, за колючей проволокой, годами воли не видят…
- Ага! Жалко им! – завозмущались работники тюрьмы, особенно женская их половина. – Они там за просто так, что ли, сидят? За убийства сидят, за изнасилования!
- Ну, тогда пусть сидят, - испугались мы, - и поворотились к церкви, туда как раз батюшка на своем авто заруливал.

«ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ ХРАМ СТОИТ СВЯТОЙ…»
Батюшка Отец Павел тюремных жителей тоже не боится – сан не позволяет, да и вообще он в Чечне служил... Два раза в неделю наведывается за колючую проволоку, в молельную комнату, проводит занятия с осужденными по основам православной веры, совершает таинства Исповеди, Соборования, Причастия…
- Они здесь у нас все второходы, первоходов нет, авторитетов нет – те все в Магадане. Так, что не опасные они. И охраняют их хорошо – муха не пролетит!
- Хорошие они у нас, - вступает певчая церковного хора Валентина Яковлевна Серебрякова, оторвавшись от посадки картошки, которую она собирается выращивать прямо перед храмом. – Которые освобождаются, так остаются здесь многие, некоторые местные девушки даже замуж выходят за осужденных…

«БАНДИТСКИЕ ЖЕНЫ, ИМ СЛЕЗЫ ЗНАКОМЫ…»
- Ну, и ничего хорошего из этого не выходит, матушка, - рокочет батюшка.
- Да, как же, батюшка, не выходит, - не унимается Валентина Яковлевна, - а вон Светка-то, Наталья Батракова живут себе припеваючи…
- Ну, это раньше… Раньше было, - соглашается батюшка. – А из нынешних, современных браков, ничего хорошего не выходит.
Валентина Яковлевна вынуждена согласиться, видно вспомнив чего-то недавнее, современное.


«ПАНОВКА, Я ТВОЙ НАВЕКИ АРЕСТАНТ…»
А мы, меж тем, с отцом Павлом пытаемся вспомнить историю села Пановка. Но ничего у нас не получается. И батюшка, и матушка его (в мирском смысле супруга) Екатерина Кириллова, тоже задействованная на посадке прихрамовой картошки, хорошо знают историю церкви, а исторические подробности появления Пановки не помнят. И все потому, что сами не местные. Но что-то слышали про некоего богатого пана, которого все здесь величают то барином, то купцом, то помещиком Цепелевым. Вот и барский дом показали 1910 года построения, в котором сейчас обосновался Сбербанк. Но прихожанам ближе по духу другой помещик – Еремеев – который был старше Цепелева нам целый век, и построил в Пановке два храма – зимний и летний, что само по себе является уникальным явлением в истории церковного строительства.  Зимний, построенный в 1809 году, восстановили в 2006 году с помощью чуда и спонсорской поддержки миллионера из соседней деревни Юрия Федорова, пожертвовавшего на восстановление около 7 миллионов рублей.
- Он даже колокола отлил в честь своей матушки, - с гордостью говорит Валентина Яковлевна. 
 А летний храм, еще пока без крыши стоит, но тоже уже в порядок приведен силами прихожан.  Долгие годы оба храма были осквернены пребыванием в них тюремных складов, и вот теперь высшая справедливость восторжествовала.

ВЫ ЗАШУХАРИЛИ ВСЮ НАШУ МАЛИНУ…
Про пановского пана ничего не знают ни в школе, ни в библиотеке, ни в сельсовете – слишком давно это было, не осталось уж в Пановке никого, кто бы мог пролить свет на прошлое родного села.
- Да и кому проливать? – развели комуфляжными руками в воспитательном центре ИК №3. – Слишком мало здесь коренных жителей осталось, слишком много приезжих. В тюрьме вообще в основном работают люди из соседних деревень…
Еще мы узнали от пановских жителей, что тюремным работникам они завидуют черной завистью. И не потому, что служба им досталась такая «вертухайская», а потому что зарплата у них нормальная, стабильная. У остальных-то пановцев такой работы нет.  А их здесь проживает ни много, ни мало – почти 700 человек! Очень много для села в наше-то городское время.

«А МЫ ЛЕЖИМ НА НАРАХ ШТАБЕЛЯМИ…»
- А на зоне сколько народу? – спросили мы в воспитательном центре.
- Секретные сведения! - был нам достойный ответ. – Без разрешения начальника тюрьмы не скажем. А он сейчас в Казани. Пишите запрос на его имя.
Тоска…
Секретные сведения совершенно неожиданно для нас и для начальника тюрьмы выдала местный библиотекарь:
- Тысячу человек их примерно в тюрьме-то. За счет них и живем. Налоги тюрьма платит в бюджет и все такое. Без тюрьмы – никуда.

«ЗДРАВСТВУЙ, МОЯ МУРКА, И ПРОЩАЙ…»
А еще одна пановская женщина с красивыми раскосыми кошачьими глазами, тоже владеющая секретной тайной, добавила нам на прощанье с горечью:
- Мужиков в стране не хватает, маемся без них, работы в огороде полно, детей родить не от кого, а они – вон тыщами по тюрьмам сидят!

____________________         ________________________      __________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Повторимся, Пановка – место не столь отдаленное. Всего 54 километра от центра Казани. А от окраины города и того меньше – 49 километров. Выезжать из города надо через Константиновку, ехать – в сторону Богатых Сабов. Как окажетесь в Пестречинском районе – не промахнетесь: указатель на Пановку и колючая проволока – это именно то, что вы искали.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Для тех, кто приехал навестить кого-нибудь из той самой тюремной тысячи, предоставляется гостевой домик для свиданий. Остальным - пановцы советуют купить здесь дом по дешевке за 300-400 тысяч рублей и останавливаться в нем сколько душе угодно. Все так делают, потому что «место хорошее, с природой, с воздухом, и от города недалеко».

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
Село с таким же названием есть и в Высокогорском районе.  Кроме имени, у тезок Пановок есть еще одно сходство – высокогорцы тоже особо почитают Николая Чудотворца. У истока реки Киндерки есть часовенка этому Святому и сохранилась однопрестольная каменная церковь, построенная в 1824 году во имя Святителя и Чудотворца Николая. На том сходства кончаются. У высокогорских пановцев нет тюрьмы, зато много коттеджей, владельцы которых о работе в тюремных казематах даже и не мечтают…  И еще высокогорские пановцы открыли нам тайну происхождения названия своей Пановки: название село получило от четырех семей однодворцев – основателей деревни. Они жили в достатке и поэтому звались панами.