Дневник провинциала. 1999 год

Виталий Мур
 

   Всё! Финита ля комедия, как сказал Печорин, убив Грушницкого! Наконец-то! Уволен из рядов! Приказ пришёл 24 декабря. Затем пошли быстренько дела по подписанию обходного листа во всех отделах, где я засветился. Потом – военкомат, оформление пенсии и получение паспорта. Написано мало слов, но нервотрёпки и хождений много. Да и далеко не всё закончено ещё. Паспортистка, например, болеет.

   Отметили Дни рождения у деток. Вроде нормально.

   Непонятные странные ощущения после увольнения из армии. Непривычно пока. Нету в жизни того, к чему  привык и уже почти не замечал – равнодушной дурости начальства и не только, «горлодраловки». Тишина. Как хошь, так и живи себе! Некоторые из-за этого и боятся увольняться, держатся до последнего патрона.

                07.02.99

   На Новый год ходил с детками в театр на Таганке. Спектакль был поставлен, видимо, актёрским молодняком театра, так сказать, третьим составом. Но тем не менее сыграли прекрасно! Ставлю им тысячу плюсов и один восклицательный знак! Но должен быть и минус – для правдивости изображения. А посему ставлю один микроминус – новогодние подарочные наборы, кои продали нам в знаменитом театре, были бессовестно дороги!

   На  ночной работе, которая пока у меня единственная и неповторимая, произошли события, кои вполне достойны моего «гениального» пёрышка. На днях у Нины М-ны,  «министра финансов» нашей компашки,  погиб муж. Дело было так: он купил «Волжанку» и, хотя и закончил курсы водителей, но водить машину уверенно не научился. По этой причине он предлагал моему другу Сане поработать у него личным водилой, обещая платить неплохую зарплату. Саня отказался, так как у него к этому времени уже появилась другая работа. Итог плачевный – неопытный водитель сам сел за руль и разбился. Очень жалко! Порядочный был человек!
   Наша гендиректриса Манана Альбертовна приглашала всех сотрудников в январе к себе домой на  юбилей.  Было так: народ ходил по комнатам и говорил только одно слово «Да!», восхищаясь шикарной отделкой и просторностью квартиры.  Было весело, время  прошло  в большом чревоугодии и винопитии.

   Сынулька решил стать великим рапиристом. Я записал его в «Спартак». Ездим теперь с сыном в крытый спорткомплекс в Сокольниках. Там в нижнем ярусе – футбольное поле с искусственным покрытием, а повыше – помещение, арендуемое последователями д,Артаньяна. "Пора-пора-порадуемся на своем веку. Красавице и кубку, счастливому клинку...".
   Хм-м... Впрочем, чегой-то это я распелся! Это лишнее.

   Дочурка часто посматривала на мою скрипенцию, иногда даже набиралась смелости и любопытства брать её в руки  и извлекать какие-то  звуки - нелепые и смешные… Но недавно доча загорелась идеей – научиться извлекать из «паганюньевского инструменто!» более серьёзные звучания, - и пошла учиться в музыкалку по классу скрипки. Вот чего не ожидал, так не ожидал! Гены – они и в Африке гены! Ген – он своё возьмёт!

                08.02.99

   В холодный день Мартовских Ид я не поверил  очам своим. А случился таковский случай. Рассказываю. Утречком во внутреннем заднем дворе ДомЖура я выкидывал на свалку мешки с мусором. Хитрющая уборщица-лентяйка часто слёзно просила нас, добреньких охранников, выносить её дурацкие чёрные мешки, - да так за нами, кстати, и закрепили эту обязанность… Ну, так вот. Волочу с трудом по грязному весеннему снегу  огромный мешок и вижу – подходит ко мне весёленькой такой походочкой человек, - вглядываюсь: оп-па, да это ж Пан Зюзя… Из «Кабачка 13 стульев».  Я поневоле привстал на цыпочки… из уважения. И вспомнил почему-то эпизод из «кабачка» - Пан Зюзя  обращается к  Пану, э-э… кажется, его звали Цыпа:
   — Пан Цыпа, прикиньте,  мой четырехлетний сынулька  изорвал  на куски новенькую, еще не совсем дописанную, главу из моего суперромана "А вы боитесь зайцев?"!!! (Передаю по памяти, своими словами).
   И вот кумир моего отрочества и юности, мастерством и чувством юмора которого я восхищался, - передо мной. За его спиной стояла девочка лет шестнадцати, похоже, внучка. Пан Зюзя спросил банальное, мол, как пройти в ДомЖур. Я ответил, что вы зашли не с той стороны, - надо с  Никитского бульвара. Вдовесок  я предложил им подняться вверх метра на три по ржавым ступенькам узкой железной лестницы и пройти в ДомЖур через помещения нашей компашки. Высоковский усмехнулся, глянул на высокую лестницу и ответил, что, дескать, стар для таких экзерсисов. И пошёл обратно на Никитский бульвар.

   После увольнения должны были отправить в военкомат моё личное дело. Оказывается, оно пролежало без движения три месяца. Причина – на пересылку нет денег. Мне пришлось отвезти самому - нарочным.

   21 марта был на работе и видел, как готовится и проводится телемост с Сербией между нашим журналистом Лускановым (НТВ) и сербским журналистом. После успешного проведения телемоста, во время коего сербы уверяли, что бомбёжки не будет, наша руководительница вынесла бутылку шампанского и, оглядевшись, отдала её мне. «Открывай», - радостно сказала она. Ну, и я открыл… Струёй шампанского я обдал и бедного Лусканова и окружающих. Мало никому не показалось!
   Неужели будет война НАТО с Югославией? Безумие! На ум приходят образы нелюдей из картин Иеронима Босха…

                23.03.99

   Какая-то постоянная суета, а не жизнь: фехтовальная секция у сына и связанные с ней хлопоты по сопровождению; нервность  Лерки, думается, из-за кучи болезней, несоответствия характеров между нами, забот по дому и еще черт знает чего; бессонные ночи на работе в «Интерньюсе»; давнее, почти юношеское, но до сих пор нереализованное желание написать что-нибудь литературное; постоянные тревожащие воспоминания об умерших близких; бренные заботы по ремонту квартиры; и, наконец, просто…  дыхание весны, черт побери!

   Война в Югославии. Бомбардировки Белграда… И это в центре цивилизованной Европы! Дикость! Говорят, как так? Такой-то век на дворе и - война! Цивилизация и прочая мура… При чём тут век? Все века одинаковы. И все одинаково варварские, потому как человек, похоже, действительно, произошёл от какого-то зверя, может, от гориллы…

   Чем больше живёшь под этой Луной, тем чаще встаёт вопрос: зачем?

   Доча – уникум.  Занимается всем, чем можно: тут и фоно, тут и скрипенция, и тебе кружок рисования, и танцы, и бисероплетение…

   У сынульки появились некоторые успехи в д,Артаньянном деле. Пока он фехтует, я обычно удобно устраиваюсь на трибуне у футбольного искусственного поля. Иногда везёт, и мне удаётся посмотреть игру дубля «Спартака». Играют мощно, кричат, сопят, матерятся, не стесняясь.

   В академии опять перебои с зряплатой. Об этом с горечью мне рассказывают сослуживцы.

   Приближается Пасха!

   Скоро 200-летие того человека, о котором сказано – «наше всё»! Интерес всюду к этой дате феноменальный. Но пройдёт юбилей – и все опять забудут…

   На волейбол в академию не хожу. А зря! Так  в Обломова превратишься и не заметишь!

   Поразили слова, вычитанные мною в каких-то мемуарах и якобы сказанные Распутиным царю перед 1-й мировой войной: «Не побуждай безумных!»

   Восхищают описания донской природы в «Тихом Доне».

   Прошедшая армейская жизнь кажется сейчас чем-то нереальным… Будто и не было вовсе.

   Переписка с одноклассниками почти сошла на нет. Все в заботах и хлопотах. Но в родные места тянет ужасно! Хоть одним глазком посмотреть, как там…

   Всё думаю: какая непостижимая судьба мамы – родилась  с возникновением СССР и умерла с его гибелью. Бог, что ли, любил её, забрал к себе перед разрушением Союза, чтобы не видела этого разложения и нищеты…

                9.4.99