Эл

Серик Марденов
— Послушайте, мил человек, разрешите присесть к вашему столику — обратился ко мне пожилой мужчина, когда я, в субботний вечер, решил пропустить пару кружек пива или чего покрепче в  маленькой, недорогой  кафешке, которое я заприметил, недалеко от дома, где снимал квартиру. Будучи в командировке, в этом городе, куда занесла меня моя нелёгкая работа, я сидел  один за столиком, думая о чём-то своём, потихоньку приходя в состояние, когда о плохом и обыденном не хочется думать вообще или по крайней мере сегодня
—  Да, пожалуйста — ответил я, мельком оглядывая своего соседа по столику. Обыкновенный мужчина, прилично одетый, вроде даже чем-то похожий на какого-то, то ли артиста, то ли политика.
Но, во взгляде и в его движениях, чувствовалось какая-то усталость, я бы сказал какая-то затравленность, что-ли?... И между тем от него сквозило простой, житейской мудростью.
 — Не помешал? - буднично спросил он у меня
 — Нет-нет — также буднично ответил я, радуясь завязанному диалогу. В съёмную квартиру  идти не хотелось, впереди меня ожидали скучные выходные в чужом, сером городе
 — А вот пива в этом заведении не советую — сказал мой собеседник, налив себе водочки из небольшого графинчика, который он со стаканчиком и подрумяненным пирожком, принёс с собой.
То, что пиво здесь неважнецкое, я тоже уже к этому времени понял и сходив к стойке заказал точь такой же набор, как у моего соседа. После нескольких дежурных тостов, мы уже познакомились, перейдя на «ты» и начали рассказывать о себе. Я рассказал, что в этом городе по служебной командировке, что снимаю квартиру недалече, про семейное положение, про свой город и даже высказал своё мнение по поводу последних политических событий. Всё это время мой собеседник внимательно слушал меня, не говоря о себе ни слова.
 — Ну, а что ты, о себе молчишь? — спросил я, после непродолжительной паузы
А что говорить, навряд ли поверишь — ответил он, а затем чуть подумав сказал:
 — Бомж - я, обыкновенный бомж...
Я внимательно осмотрел собеседника. Кожаный пиджак, правда уже чуть староватый, вполне приличная обувь и очень неплохой пуловер оставляли хорошее представление об обладателе данных вещей, да и причёска была стильной и пальцы рук говорил о недавнем уходе за ними.
 — Что-то не похож ты на бомжа — с уверенностью сказал я
 — Уже семнадцатый год, как бичую, а на антураж не смотри, здесь занятная история получилась, могу вкратце рассказать.
 — Ну конечно, не против — ответил я, проникшись неподдельным интересом.
 — Так вот, — не спеша начал повествовать мой собеседник, я и вправду вот уже столько лет живу без дома, без прописки, без семьи. Родился я и большую часть своей сознательной жизни провёл далеко южнее от этого места. Имел свой дом, учительствовал, была жена, дочурка, но с приходом новых времён, как-то не сложилось по жизни у меня, спиртное и азартные игры забрали у меня всё, что имел. Жена с дочкой ушли, дом забрали, паспорт потерял и наступила такая апатия, что взял я и уехал, куда глаза глядят. Где я только ни был за это время, кем только не пришлось батрачить, пока не потерял  здоровья так, что уже физически работать при всём желании не могу и теперь могу только побираться или красть. Лет, наверно пять назад, попытался я после больнички вернуться к себе на родину, повидать родных, постараться получить хоть какие-то документы, да никого не нашёл, в моей деревне осталось с десяток дворов и из их обитателей никто не сказал - где мои, что с ними, а может и не велено было говорить, кто его знает?... С документами тоже облом получился, зашёл к ментам в райцентр, рассказал им про свою историю, в начале у них в глазах загорелся огонёк, долларовые знаки засветились, а как узнали, что я без денег, так и огонёк затух, правда, как сказал, что нет у меня никого и документов тоже, так вновь засветились их глаза, посадили они меня в ихний уазик, отвезли на какой- то отгон, да и продали какому-то фермеру-феодалу. Но я там не долго пробыл, как только появилась возможность, сделал  ноги подальше с тех мест, от греха подальше.
И вот занесла меня нелёгкая сюда, кажись третий год уже здесь бичую. Так вот, представь, позавчера, ближе к обеду, стою я возле базара, клянчу милостыню, как ко мне подходят парень с девушкой, о чём то переговариваются между собой, одно лишь расслышал: - «Похож», ну вот они и сделали предложение, от которого я не смог отказаться. Предложение заключалось в следующем: они отмоют меня, оденут, обуют, накормят, подстригут, в общем приведут меня в божеский вид, а на следующий день я буду участвовать в каком-то конкурсе, шоу по ихнему и если я выиграю, то получу аж целую тысячу долларов и даже если я проиграю, то тоже кое что перепадёт, не считая одежды, обуви, жратвы,  которое они на меня затратили. Я согласился и для меня наступила подлинная благодать. Меня отвезли в  шикарную баню с бассейном, где я целый час оттирал себя, затем  меня целый час оттирали банщики под присмотром молодого человека, который меня нанял. Потом меня стригли часа три, и голову, и ногти на руках и ногах, волосы в ноздрях и даже на бровях. После этого они привезли кучу одежды, не новую, но вполне сносную, прикидывали и так и этак,  накормили от пуза и уложили спать в очень неплохой комнатушке, при этой баньке. Наутро разбудили, опять искупали, как будто я за ночь успел измазаться или загрязниться, накормили, но не до отвала, а затем снова начали надо мной колдовать  до самого вечера, а вот вечером отвезли меня в какой-то шикарный ресторан, с огромными, хрустальными люстрами, позолотой, учтивыми лакеями, короче я таких ресторанов, даже в кино ещё не видывал в своей жизни. А там, через какое-то время, дав в в руки флажок с номером, меня вывели на сцену с какими-то мужчинами и женщинами, если точнее, то с двумя женщинами и с пятью  мужчинами,  считая меня самого. Одного из мужчин я узнал, такой же горемыка, как и я, но  - тоже отмытый и прикормленный. Нас стали представлять выпивающей публике по очереди, а публика стала громко выкрикивать имена и фамилии, некоторые из которых я слышал, ещё по той, старой жизни, некоторых узнал уже позже, а кого-то не знал вовсе. Так вот, когда представили первого из мужчин, публика начала выкрикивать — Жерар!.. Жерар Депардье! Когда  показали второго, зал скандировал - Ельцин! Борис Ельцин! Третьего, немного подумав — Матвиенко! Игорь Матвиенко! Четвёртого, не раздымывая — Бен Ладен! Усама бен Ладен,  а когда подошла моя очередь, толпа начала выкрикивать — Аль Пачино, Аль Пачино!...  О том, кто такой Аль Пачино я  слышал как-то мельком, а увидел его фотографию лишь вчера, на обложке журнала, в руках  тех людей, которые надо мной так долго  колдовали. Вот тогда-то,  именно от них, я  узнал, что похож на него. Ну а шоу продолжалось и очередь подошла к женщинам.
Когда  показали первую женщину, зал сразу взорвался — Пугачёва! Пугачёва! Со второй вышла небольшая накладка. Сперва возникла пауза, затем посыпались какие-то несуразные фамилии, пока кто-то не подсказал — Надежда Константиновна.... и только после этого зал взорвался — Крупская! Крупская!
Затем было голосование и победителем безоговорочно избрали нашего бородатого конкурсанта «Бен Ладена». Ему прилюдно вручили конверт, все начали хлопать, девушки из подтанцовки начали кружить вокруг него, а в это время остальным, в том числе и мне, тоже вручили конверты, но как-то быстро и без помпы. Приоткрыв его, я обнаружил там две зелёные бумажки, которые я быстро переложил во внутренний карман. Затем с нами очень долго фоткались, а через некоторое время, про нас как будто забыли и мы все, включая победителя, не зная что делать, потихоньку потянулись к выходу. Честно сказать, у меня не возникло желание пообщаться со своими «коллегами» и я быстро ушёл, так и ни с кем не попрощавшись и не познакомившись. Я так понял, что это был чей-то юбилей, то ли фирмы, то ли её хозяина, а называли ту гулянку каким-то модным словом «корпоратив»,  а мы на нём были просто шутами... Шутами-двойниками, взятыми с самого «дна» жизни. В этом и заключался, вероятно, весь прикол мероприятия...
Сказав это, мой собеседник выпив очередную порцию, начал не спеша закусывать. И только сейчас, приглядевшись, я действительно нашёл сходство между ним и известным артистом Голливуда. Это были такие же огромные, печальные глаза, как у грустного циркового клоуна. «Эл» - как-то завертелось у меня это имя в голове, глядя на моего собеседника. Буду так называть его  — решил я, про себя. И коротко, — и звучно...
 — Что же ты дальше будешь делать? — спросил я у него после продолжительной паузы
 — Не знаю, скорее всего пока всё не пропил, уеду к себе на родину, там ещё долго будет тепло, а здесь по ночам уже  прохладно, а ведь скоро зима!  Выдержу ли, навряд ли...
 Да, ещё слышал, что там, у меня на родине жить стало получше. Сытнее и посправедливее.. Хотя, что такое справедливость? Я так понимаю, что справедливость бывает, как у людей — у богатых своя справедливость и у бедных своя справедливость, а к законности она никакого отношения не имеет. Вот например, украл «бедный» - мешок картошки, чтоб прокормить семью, а ему — на, получай  три года, а украл «богатый» - миллиард, тоже получай столько же, только условно.  И там законно и здесь законно, но не справедливо, как-то... Но ведь ещё есть справедливость высшая и божья, хотя это тоже, по моему мнению немножечко разные вещи. Вот например, жил себе какой нибудь урод, моральный то бишь, убивал, грабил, насиловал, предавал, а к концу жизни он,  «добропорядочный» семьянин, не понёсший никакого наказания умирает тихо в своей постели. Справедливо?... Если попадёт в ад, то в этом, наверно и есть божья справедливость, а  если он к тому же, к концу жизни примет муки душевные и физические, будет проклят всеми, включая своих детей и умрёт страшной смертью, то это я понимаю — высшая справедливость. Или наоборот, жил себе человек, хороший во всех отношениях, приносил людям добро, а вот на тебе - умер страшной, нелепой, а самое главное несправедливой смертью. Как это понимать? Не знаю... Может и нет её, справедливости? И всё в этом мире случайность? Случайно  родился, случайно умер...
Но, нет... Я так понимаю, что есть она — высшая, божья справедливость. Иначе — никак! Иначе нет смысла ни в чём, ни в мироздании, ни в сознании!
После этого эмоционального монолога, Эл выпил ещё одну стопку и о чём-то задумался. Я не стал мешать ему в своих умозаключениях и тоже погрузился в свои думы. Мы с ним посидели ещё немного, вроде бы пришло время закругляться и я зная, что Эл бездомный, захотел пригласить его к себе переночевать, продолжить наш разговор, но  всё не решался. Скорей всего, он поняв всю неловкость ситуации, внезапно сославшись на какие-то срочные дела, быстро попрощался и ушёл... Может ему стало неудобно за откровенность с чужим человеком, а может надо было успеть занять места в ночлежке, не знаю...
Прошло три недели, заканчивалась моя командировка и прямо перед моим отъездом мне захотелось отыскать Эла. Я снова зашёл в то кафе, подошёл к человеку за стойкой и спросил его про моего собеседника, описав его, как человека с грустными глазами. Тот, немного подумав, ответил, что он бывал в этом заведении периодически, никогда не буянил и вёл всегда в меру цивильно, а в последнее время даже порядочно приоделся, но вот в последнее время, что-то не видно его, видать уехал, а может и помер, высказал он равнодушно своё суждение. Затем с чувством выполненного долга, привычно спросил:
 — Заказывать что-то будете?
Механически вытащив бумажник, я заказал себе графинчик водки, пирожок и дождавшись заказа молча сел за свободный столик...

16-20                19.02.2014 год.