Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/02/20/224
6 февраля 1916 года на авиатранспорте «Император Александр I» готовились к подъёму гидросамолёта, совершившего разведывательный полёт. Внезапно раздался крик сигнальщика: «Торпеда по правому борту!». Торпеда шла прямо в середину корабля, где находилось котельное отделение. Командир вовремя успел дать команду, и «Александр I» отвернул в сторону.
Торпеда прошла близко за кормой, все, находившиеся на мостике авиатранспорта не смогли сдержать вздоха облегчения. Зато противоположные чувства испытал морской лётчик, лейтенант Роберт фон Эссен 2-й. Под воздействием струи воды от винтов «Александра I», к ужасу лейтенанта торпеда направилась к его гидросамолёту.
Но, то был счастливый день для русских моряков и для лётчика. Торпеда уже израсходовала свой ресурс, и не ударила, а просто уткнулась в его гидросамолёт. Пока лейтенант, успевший мысленно попрощаться с жизнью, приходил в себя, торпеду отнесло в сторону, и она затонула.
С авиатранспорта открыли огонь по месту предполагаемого нахождения подводной лодки, но безрезультатно. Подняли в воздух гидросамолёт, но и тот не обнаружил присутствия лодки. Второй лётчик заметил подводную лодку, только когда она намеревалась повторить атаку и шла под перископом. Он обозначил её место дымовыми шашками, сброшенными в воду. С авиатранспорта открыли артиллерийский огонь, лодка скрылась. Дальнейшие поиски её с помощью миноносцев оказались безрезультатными.
Немецкие подводные лодки не могли активно действовать во второй половине 1916 года из-за нехватки топлива для дизельных двигателей. Румыния, сохраняла нейтралитет, но когда её правительство увидело, что турки терпят поражения на Кавказском фронте, а на Юго-Западном фронте началось наступление русских войск, то 14-го августа румыны решили: пора! И присоединились к тем, кого посчитали сильнее, к Антанте. Но воевали они так, что держать Румынский фронт пришлось русским частям, а Черноморскому флоту потребовалось поддерживать с моря войска на западном приморском участке.
Болгарские войска захватили порт Констанца, где находились запасы румынской нефти. В обеих мировых войнах болгары вместе с немцами воевали против России. Отбить у них порт не представлялось возможным, поэтому русское командование приняло решение уничтожить нефтехранилища, чтобы лишить немцев топлива. Выполнение этой задачи возложили на дивизион миноносцев. В море сильно штормило, и три миноносца по этой причине вернулись в Севастополь.
Неизвестно, как беседовал командующий флотом с командирами кораблей, судя по всему, достаточно резко, потому что после этой беседы, хотя погода и не улучшилась, но 30-го октября 1916 года три миноносца и крейсер «Память Меркурия» вновь ушли к румынским берегам, занятыми болгарами. Русские суда артиллерийским огнём подожгли несколько портовых цистерн. однако этого было явно недостаточно.
Дальнейшему обстрелу помешала, замеченная с крейсера подводная лодка. Как написал в советское время доктор военно-морских наук Николай Васильевич Новиков: «По-видимому, присутствие этой подводной лодки сделало стрельбу крейсера нервной и несколько беспорядочной.
При отходе крейсер был обстрелян неприятельской береговой батареей». Последующие дни обстрелы порта продолжались. 4-го ноября крейсер вновь обстреливал порт. Ему отвечали две береговые батареи и атаковали два гидросамолёта, которые никаких повреждений кораблям не причинили.
Стрельбу прекратили после атаки подводной лодки. По утверждению участников набега торпеда прошла в нескольких метрах от борта и «затонула, оставив на воде характерные круги». Когда я читал об этих докладах командиров кораблей, то пребывал в некотором недоумении. В Констанце в то время не было подводных лодок, а порт обороняли с моря всего лишь два 152-мм орудия. Откуда взялись батареи и подлодка, совершенно непонятно.
Во всех проводимых командованием Черноморским флотом флотских операциях учитывалась опасность присутствия германских подводных лодок. Это в некоторой степени напоминает «танкобоязнь» в советских частях в начальном периоде войны. В 1916 году флот оказывал артиллерийскую поддержку с моря русским войскам и охранял от неприятельских кораблей транспорты с людьми, продовольствием и вооружением.
Такое распыление сил, а, главное, присутствие в Чёрном море германских подводных лодок, привели к пассивной, оборонительной тактике русского флота. В результате активизировалась деятельность неприятельских крейсеров и подводных лодок, которые топили русские каботажные суда и пароходы.
Проводку транспортов с десантом из Мариуполя к турецким берегам, Черноморский флот провёл без потерь, в пути следования их никто не атаковал.
Подводная лодка UВ-14, попыталась торпедировать транспорты, стоявшие на рейде у юго-восточного побережья, но неудачно, и вернулась к себе на базу. Русские подводные лодки топили турецкие суда без помех, потому что они, в основном, шли без охраны. Да и кто будет охранять какую-нибудь нагруженную до отказа углём, жалкую парусную фелюгу! Точно так же топили русские парусники и немецкие подводники.
Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/20/1087
На фотографии: гидросамолёт