Еще про судовую службу

Лев Ефремов
               
       Про взаимоотношения внутри судового экипажа можно говорить много, люди все разные и по характеру, да и по всем чисто человеческим качествам.
Задача судовых командиров, это в первую очередь старший командный состав во главе с капитаном, организовать работу и жизнь моряков на судне в море таким образом, чтобы люди не чувствовали себя оторванными от  нормальной жизни и не было  лишней нервотрепки. Но командиры тоже люди с разными характерами, и у каждого своя личная жизнь со всеми ее сложностями.
        Работает дизель-электроход «Лена» на своей обычной линии: порты Се-
верной Европы – восточные порты Канады. Экипаж 56 человек. Капитан Александр Васильевич опытный моряк, и, естественно, хочет, чтобы все моряки его экипажа знали морское дело и регулярно проводит всякие учения и тренировки экипажа. Но проводит их несколько своеобразно.
        В Монреале произошло небольшое изменение в экипаже. В порту Монреаль в семидесятых годах Мурманское Пароходство арендовало несколько причалов и постоянно в монреальском порту стояло несколько мурманских судов. На одном судне заболел капитан, и его положили в госпиталь. Руководство Пароходства решило на его место назначить старшего помощника капитана с дизель-электрохода «Лена». Тот имел рабочий диплом Капитана Дальнего Плавания и был членом КПСС. Ранее он неоднократно подменял капитанов, постоянно его не назначали капитаном из-за образования. Он окончил только среднюю мореходку, а в Мурманском Пароходстве все капитаны имели Высшее образование.
       Старший помощник с судна ушел, и оставшихся помощников капитана
передвинули по служебной лестнице. Второго назначили – старшим, треть-
его – вторым, четвертого – третьим.
       Рейс продолжается. Взяли в Монреале генгруз на Венесуэльский порт
Ла-Гуайра. После выгрузки судно в балласте, т.е. без груза, только с заборт-ной водой в балластных танках, без нее гребные винты будут над водой,
следует в канадский порт под погрузку. Атлантический океан – Саргасово
море. Решил капитан Александр Васильевич сыграть очередные учебные
тревоги. Руководит проведением тревоги старший помощник капитана.
      Звонки громкого боя и объявление по судовой трансляции:
     - По судну объявлена общесудовая тревога.
     Экипаж собрался, каждый на своем месте. Командиры аварийных партий
проверили знание своих подчиненных об их обязанностях по тревогам. Доложили старпому, а тот капитану.  Следует следующая вводная:
      Объявляется учебная тревога – Шлюпочная.
     - Экипажу собраться у шлюпок.
Экипаж собрался, знание своих обязанностей по тревогам командиры прове-
рили и доложили. Капитан решил усложнить проведение учебной тревоги.  На судне раньше имелся учебный спасательный плот. И вот он дает распоряжение:
       -  Учебный плот спустить за борт и членам экипажа в спасательных жилетах прыгать в воду и забираться в этот плот.
       Судно в Атлантическом  Океане. Ветра нет, тропики, тепло,  но пологая океанская волна высотой около трех метров. Опять же, тропики. На верхний
мостик направляются с биноклями начальник судовой рации и второй радист
- следить за акулами. Спускается за борт плот. Крепится на двух швартовах.
За борт спущен штормтрап. Молодежь прыгает в воду с борта, те, кто постар-ше – спускаются по штормтрапу. Самое трудное в этой операции – забраться
в плот из воды. Спасательные нагрудники, вероятно, изобретали и воплоща-ли в жизнь люди далекие от морской жизни. С одной стороны – все правиль-
но, основная поддерживающая подушка находится на груди, но она не дает
возможности залезть в плот по штормтрапу. Ногами встаешь на трап, он уходит под плот и тут еще этот нагрудник. Молодежи легче, а морякам постарше еще и живот мешает.
       Часть экипажа прыгнула в воду и забралась в плот, часть не решилась, к
тому же и ветерок начал задувать и  волна начала увеличиваться. Поступила
новая команда:
      -Отбой учебной тревоги. Всем, находящимся на плоту, подняться на борт
судна.
      Залезть на борт судна по штормтрапу в спасательном жилете, это метров 7, плюс океанская волна, конечно же, тяжело. Морякам уже плевать на то,
что с ними дальше будет, снимают жилеты, сбрасывают их в плот и на судно. Поднимают учебный плот, и из него вываливается аварийное снабжение   и спасательные жилеты. Все это плавает около судна. Все это -  судовое иму-
щество и оно числится в судовых документах. Что делать? Имущество надо
спасать. Вызывается ловить эти жилеты и прочее матрос, и не дожидаясь приказа прыгает за борт. Стоящие на палубе, к ужасу, видят, что плавает он
«по собачьи», т.е. не совсем умеет и его течением относит от судна. Если
сейчас спустить спасательную шлюпку, то поднять ее потом на борт на океан-ской волне будет очень сложно. Спасать его вызвался третий помощник ка-
питана, молодой парень Володя. Забегая вперед скажу – через несколько
лет назначили Владимира капитаном пассажирского судна «Клавдия Еланская».   Ныряет Володя в океан с борта, предварительно ему на пояс привязали три бросательных линя, но в воде они отвязались. Володя подплыл к матросу и они вместе потихоньку подплыли к корме. С кормы спустили несколько спасательных кругов с привязанными к ним линями.
      Ребята подплыли к кругам и их подняли на борт. Одна учебная тревога
закончилась почти успешно. Правда, осталось: А как оформить потерю спа-
сательных кругов и жилетов?   
         Идет разбор учения и среди прочих вопросов спрашивают радистов:
        - Вы следили за поверхностью океана, что вы видели?
        - Акульи плавники мы видели несколько раз и докладывали об этом
капитану.
         Согласно различным нормативным документам, в том числе и между-народным,  судовые тревоги должны отыгрываться на судне не реже раза
в месяц. Можно эти тревоги просто записать в журнал тревог. Можно сыграть
общесудовую тревогу, проверить знание экипажем своих обязанностей по
этим тревогам и поставить в журнале «галочку». Но Александр Васильевич
не был формалистом. Учить – так учить.
        Опять Атлантика, где – то около Флориды. Опять в балласте, судно идет
в Канаду за очередным грузом. Играются все по очереди учебные тревоги, и
очередная:
       - По судну объявлена учебная пожарная тревога. Условный очаг пожара в третьем трюме. Груз в трюме – хлопок в тюках. Экипажу приступить к туше-нию, старпому доложить о принятых мерах.
      Старпом докладывает:
      - Отключили вентиляцию трюма номер три, герметизировали трюм, для
охлаждения трюма вода из четырех пожарных стволов подается на люковое
закрытие трюма. Включена система объемного углекислотного тушения трюма. В смежные помещения направлены группы разведки. Они доклады-вают, что температура в смежных переборках не повышается и газопроявле-ния нет.
       Капитан стоит на своем и опять уточняет:
       - Старпом, в трюме хлопок.
       Старпом опять повторяет, что ранее доложил.
       Капитан опять – хлопок-…
       Старпом не знает, что еще можно сделать:
       -Александр Васильевич, все меры приняты. Что еще можно сделать, не
представляю.
      -Когда горит хлопок, то потушить его невозможно, пока он не сгорит.
      - Да, я это знаю. Но что делать сейчас в этом конкретном случае?
      - Выгружать груз.
      Есть два пути: первый - послать капитана куда подальше, но потом ты останешься без работы, и второй продолжать игру.
       - Александр Васильевич, так  трюм закрыт под три брезента и задраен. Так, что же открывать трюм и настраивать грузовые стрелы?
       - А, как вы иначе горящий хлопок из трюма выгрузите.
       Раскрепляются и настраиваются две грузовые стрелы. Снимаются три брезента с закрытия трюма. Для того, чтобы брезенты не снесло ветром, на
них лежат пять человек. Трюм перекрыт лючинами:
       - Александр Васильевич, что и лючины вскрывать?
       - А, как иначе вы трюм сможете выгрузить?
        Сейчас все это представляется абсурдом. Но это недалекая действитель-
ность.
        Открыли трюм, старпом докладывает капитану:
        -Начали выгружать условно горящий хлопок, очаг пожара ликвидирован.
        -Кто выгружает хлопок? Я не вижу. Покажите членам аварийной партии,
как это делается. Пусть каждый член аварийной партии спустится на шкен-теле в трюм.
        Глубина трюма от главной палубы до днища около восьми метров. В океане, на качке, всю аварийную партию по очереди, на грузовом шкентеле, закрепленными  на монтажном поясе опустили в трюм. Спускают моряка в
трюм на качке, он бедолага летает на шкентеле от борта к борту, но никто не
отказался. Работу терять никто не хочет.
       Любил еще капитан учить своих помощников. Соберет их в штурманской
рубке и учит:
      - Вот, вы, колхозники, многого не знаете и не понимаете и т.д.
      Неделю учит, вторую… Слушают его помощники, а куда деваться?   
      Во время очередной учебы, после слов капитана – вы колхозники…и так
далее…Не выдержал второй помощник капитана, Анатолий:
       -А, ты- то кто?  Дерьмо, и сколько можно над людьми издеваться?
И добавил еще в характеристику капитана ненормативной лексикой.
        Капитан этого не ожидал, и взвыл:
       -  Я тебя списываю с судна с приходом в Монреаль. - И приказ старпому:
       -До вахты его не допускать, с несением вахт разберитесь, ему ставьте
в табеле выходные.
       Ну, с вахтами разобрались. Служба несется. Анатолий на вахту не выхо-
дит. Заходит старпом к нему в каюту, хочет, как то сгладить ситуацию:
       - Толя, ты конечно прав, но с капитаном надо все же считаться. Пойди, извинись. Зачем нам всем такая ситуация на судне?
       - Извиняться я не буду, так ему и передай. - И при этом смеется.
       Ну и ладно, нет так нет. Прошло несколько дней. Капитан велит старпо-
му собрать штурманов после обеда в штурманской рубке. Причину не объясняет. Ну, мало ли, что он там задумал.
      После обеда собираются штурманы в штурманской рубке, еще обратил внимание старпом, что второй помощник чему то  посмеивается.
      Заходит капитан:
      - Я вас собрал здесь, чтобы сказать, что иногда у всех у нас бывает  плохое настроение и мы можем высказывать какие - то претензии друг к другу.  Но надо находить в себе силы и признавать свои ошибки. На этом прошу  ра-
нее произошедший инциндент забыть. Второму помощнику заступить на свою вахту. Старпому разобраться с табелем рабочего времени, проставить второму помощнику рабочие дни.
      Старпом рад, что так все закончилось. Вникать в причину он не стал. Может совесть у капитана проснулась или что – то еще. Со вторым помощником он не особо дружил, тот был какой-то не свой парень. Причину объяснил позднее помполит:
       -Жена у второго помощника капитана работает в отделе кадров КГБ.
И старпом уже сам домыслил, что на работу в такие органы, и тем более в от-
дел кадров, не берут посторонних людей, у которых близкие родственники
неизвестно – кто.
        Заканчивается рейс. Приходит судно в родной порт Мурманск. На судне
работает комиссия КПП. Работает уже два с лишним часа. Каюты старпома и
капитана находятся рядом. В каюте капитана производится досмотр. Вообще,
каюта капитана и сам капитан досматриваются крайне редко. В каюту старпо-
ма в очередной раз заходит таможенный инспектор. Как положено старпом
приглашает:
         - Садитесь, может коньяка рюмочку?
         Достал орешки, лимон.
         -А, чего это ваши коллеги у капитана так долго ковыряются?
        Выпил инспектор, расслабился:
        -С вашего судна сигнал поступил, что капитан контрабанду везет.
        Нашли у капитана контрабанду. Под матрасом у него были обнаружены
трое вельветовых джинсов.  В то время за один рейс можно было провозить
только одни джинсы. Такие джинсы члены экипажа нашли в Монреале по цене один !!!  доллар. И многие купили себе по нескольку штук.
         В последующей работе у Александра Васильевича, конечно, возникли
сложности. Но второй помощник и   Александр Васильевич даже стали
друзьями. 
        Александр Васильевич купил в Торонто автомобиль.  И в Мурманске
Анатолий, используя свои знакомства и связи, помог ему оформить и получить документы на автомобиль и  даже получить в ГАИ Водительское Удостоверение.