Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/02/20/222
Когда с транспорта открыли огонь из артиллерии, превосходившей по калибру орудия на подводной лодке, «Тюлень» оказался в мёртвой зоне, поэтому русским подводникам крупно повезло. На подводной лодке имелось всего семь снарядов к 75-мм орудию. К счастью, артиллеристы Китицина стреляли довольно метко, да и дистанция оказалась очень близкой.
После нескольких попаданий в пароход, у подводников остался только один снаряд, и неизвестно, как бы повернулись события, не начнись на пароходе пожар. В смешанном немецко-турецком экипаже возникла паника. Часть турецких моряков бежала на шлюпках, что командира «Тюленя» вполне устроило. С подводной лодки на пароход отправили призовую команду.
Оставшаяся часть экипажа вместе с призовой командой приняла участие в тушении пожара, который удалось ликвидировать. Пароход своим ходом под конвоем «Тюленя» отправился в Севастополь. О бое Китицин доложил по радио. В Севастополе моряков уже встречали восторженные толпы жителей и громкое «ура» команд с кораблей. Конечно, такое событие способствовало поднятию боевого духа на эскадре.
Впоследствии Китицин, который окончил войну в звании капитана 1 ранга, потопил ещё несколько судов, захватил два парохода и одну шхуну. Из русских подводников он считается наиболее успешным. После революции, как и многие морские офицеры, он эмигрировал, и с 1922 года жил в США.
Не только «Тюлень», но и другие подводные лодки захватывали турецкие суда. Например, подводная лодка «Морж» привела в Севастополь турецкий бриг «Бельгузар» с двадцатью двумя тысячами пудов керосина, который весьма пригодился.
Большой участок моря в районе Босфора был разделён русским военно-морским командованием на две части: «угольную» и «нефтяную», в зависимости от того, что было главным грузом турецких судов. В каждом районе несли боевое дежурство по одной лодке, а чтобы не потопить друг друга во время подхода к Босфору, командир одной подлодки получал приказ подходить к Босфору по чётным числам, а командир другой – по нечётным.
Подводная лодка «Краб» за всю войну произвела три минных постановки: две в районе Босфора и одну вблизи Варны.
В мае 1915 года подводные лодки «Нерпа» и «Тюлень» совершили по два боевых похода к берегам Угольного района и Босфора. Но мечта командиров торпедировать «Гёбен» или «Бреслау» так и осталась мечтой. Их добычей в подавляющем числе были турецкие парусники, которые не могли скрыться от подводной лодки.
7 июня миноносец «Пронзительный» остановил порожний пароход «Эдингик». На нём обнаружили документы, из которых явствовало, что в качестве ответа на усиление Черноморского флота новыми дредноутами, в Константинополь пришли из Адриатического моря немецкие подводные лодки. В Угольный район для действий против русской эскадры направлялись подводные лодки UB-8 и U-21. Эта информация произвела настолько большое впечатление на командование Черноморским флотом, что блокада Угольного района сразу ослабла.
Дело в том, что как бороться с подводными лодками, на Черноморском флоте ещё толком не знали, но зато все были прекрасно наслышаны о том, как 22-го сентября 1914 года немецкая подводная лодка U-9 под командованием капитан-лейтенанта Отто Веддигена в течение часа потопила три английских броненосных крейсера Хог», «Абукир» и «Кресси». Поэтому рисковать новыми дредноутами русское командование не хотело.
Насколько боялись немецких подводных лодок можно судить по комическому эпизоду. 2-го мая 1915 год русская эскадра обстреливала укрепления Босфора. Сигнальщики заметили движущийся по направлению к кораблям бурун. Решили, что это след перископа подводной лодки. С кораблей открыли огонь из 152-мм орудий. После первых накрытий бурун исчез. Ещё бы ему не исчезнуть! Это была стая дельфинов, которые не подозревали, что попадут в такую неприятность. Никаких германских подводных лодок там и близко не было.
Теперь основная нагрузка по блокаде Угольного района легла на миноносцы, подводные лодки и вспомогательные суда. Но они не смогли остановить малое каботажное плавание турок. Турецкие моряки несли тяжёлые потери, и, тем не менее, продолжали доставлять уголь в Константинополь на любом корыте, которое могло плавать.
Следует пояснить, почему ни миноносцы, ни подводные лодки, не сумели осуществить блокаду Угольного района. Миноносцы и подводные лодки имели малый запас топлива, и были вынуждены возвращаться на базу для его пополнения. В этом отношении преимущество было на стороне немцев и турок, потому что их база находилась рядом, можно сказать, под боком, а русским подлодкам требовалось пересекать Чёрное море.
На рисунке: русская подводная лодка топит турецкий парусник
Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/20/237