Алкоголь, наркомания, разврат в искусстве. 1

Удивительно Удивительно
Тема алкоголя не беспочвенна для нашего народа.
Зайдя на сайте проза. ру, на страницу Нины Джос, обнаружила в авторе, человека не безразличного к проблемам современного общества. Одной из таких проблем она посвятила стихотворение http://www.proza.ru/2014/02/14/1653.
Её материалы подтолкнули меня к действию.
Это  стихотворение позволило расширить тему моих рассуждений об искусстве.
Невольно я нашла путь изложения мыслей роящихся в моем сознании, но мыслей необходимых людям для понимания их бед.
В  стихотворении-посвящении  Нина пишет о друзьях юности, художниках, покинувших земной мир из-за алкоголя.

Тема художников мне очень близка.
Пятнадцатилетней невинной, наивной девочкой, я вошла в храм искусства, художественное училище. Самые чистые, непорочные мысли и порывы души ввели меня тогда в это здание.
Эту чистоту вложила в меня моя первая и последняя учительница в художественной школе Наталья Ивановна Лунёва.
Только о прекрасном, мы тогда беседовали в этой школе.
Дивной красоте переливов каждого цвета учила меня именно она, добрая и ласковая Наталья Ивановна.
Да, я многого не знала на тот момент.
Я только вступала в жизнь. Выпорхнув из родительского гнездышка, поступила в художественное училище. В моей семье рабочих, всё было просто.
Но, попав в среду, начинающих художников, я столкнулась с разными проявлениями человеческих отношений.
Оставшись один на один с этой средой, сложновато мне было. В том числе, материальные сложности сказывались на всем.
Тем не менее, главной целью для меня было искусство. Меня не интересовали ни танцы, ни кафе, ни то, что происходило за пределами моих интересов. Я рисовала, рисовала, рисовала...
Обнаженка...Да, с этим, именно в училище, я столкнулась впервые. Но, восприняла ее так, как и полагалось.  Не больше, не меньше, как необходимость для художника, изучающего мир. Тем не менее, позировать в обнаженном виде, отказалась вплоть до возможного отчисления из художественного училища.
К сожалению, был такой эпизод на третьем курсе, когда мой отказ повлек недопуск на часы рисунка с обнаженкой.Эта ситуация оказалась проблемой - отсутствием работы, на просмотре во время сессии. Замена рисунком с другой обнаженкой не прошла.


Лишь только после окончания училища, я узнала, какие слухи витали над городом об учащихся художественного училища.
Однажды, после окончания учебного заведения,  когда уже работала на крупном заводе в краевом центре, художником-оформителем, у меня состоялся откровенный разговор с начальником ОТК. Были в те времена такие начальники, отвечавшие за качество выпускаемой продукции.
В беседе с тем начальником, услышала интересную для себя информацию.
Он рассказал, что в свое время его предупреждали, чтобы ни в коем случае не заводил никаких серьезных отношений с девушками из художественного училища. Дескать, в нем обучаются только девицы легкого поведения.

Конечно, обучаясь в училище, я слышала отдельные истории о студентах, связанных и с наркотиками. За них из группы была отчислена девушка, которая якобы купила какие-то семена мака на рынке. Но, что с того? Мак и я любила в булочках. Любила пирожки с маковой начинкой.
Я что тоже наркоманка?
Так и не поняла я опасности мака тогда. Поэтому пребывала в состоянии недоумения.

Знала о ребятах, активно прикладывавшихся к бутылке.
Неприятно было смотреть на то, как они опускались. И, даже жалко становилось их.
Но, у них своя жизнь, у меня своя. Наши пути практически не пересекались. Пересекались только по учёбе и не более того.

Были в училище и ловеласы. Они сами старались во всеуслышание рассказывать о своих "подвигах". Вероятно, таким образом хотели возвыситься в собственных глазах. Одновременно выделиться из общей массы.  Мерзкое это зрелище, считавшееся богемным.
А, вот были ли девушки легкого поведения? Об этом я не знаю. Может и были, но свои приключения они не афишировали.

Вспомнился и случай в конце первого курса на свадьбе ребят из Подмосковья, обучавшихся на первом курсе в нашем училище. Удивительный был роман. О нем по училищу ходили настоящие легенды. Сказка, да и только.
Поэтому не все так грязно, как многие считают в среде художников. Встречаются и романтические отношения. Хотя, как знать... Не исключаю, что эту сказку придумали художники из Подмосковья.

Но, вспомнился мне тот случай еще и потому, что тогда я, практически впервые увидела рядом, настоящую знаменитость из среды художников.
Во время танцев на этой свадьбе, я заметила мужчину лет сорока, а может и больше. Не знаю. Тогда все, кому было 20, мне казались взрослыми, а кому за сорок стариками.
Заметила я его потому, что в толпе танцующих, пронеслось, что тот, который с ним, является известным в союзе художником. Разумеется, что я искала взглядом именитость, а она была окружена студентами, её не было видно. В это время взгляд упал на мужчину, стоявшего рядом со столпотворением.
Интересно было взглянуть на ту диковинку - именитого родственника молодоженов. Вот и подошла к именитому художнику поближе со своим парнем.
Ничего особенного. Человек, как человек. Позже, посмотрев на его картины, вообще перестала понимать тот ажиотаж вокруг его работ. Разочарована была его живописью. Хотя для многих это были шедевры. Их восхваляли. Преклонялись перед ним.
Послушав некоторое время беседу мэтра со  студентами, решила отойти в сторону, но не успела. Взгляд, стоявшего с ним неизвестного мужчины, встретился с моим.
-Кто он? Тоже именитость? - поинтересовалась у своего друга.
- Слышал, что родственник ребят должен был прийти со своим другом. Наверное, друг, -- услышала в ответ.
Мужчина был более раскованным. В какой-то момент его окружили студенты.
Оказывается, он был хорошим психологом и мог рассказать много интересного по внешнему облику студента. Любопытная молодежь хотела узнать что-то о себе.
- Всё. Всё, ребята. Нам пора уходить. Услышала я его голос в тот момент, когда сама решилась спросить его о себе.
И, тем не менее, осмелев, я задала ему свой вопрос. Пристально посмотрев на меня, он рассказал мне о своем вИдении меня. Всё совпало. Невинность, она, как лакмусовая бумажка, всегда проявляется на лице. Но, едва закончив говорить обо мне, он сразу переключил свое внимание на моего парня, обучавшегося в одной группе с молодоженами.
- Лукавый ты.
- Я?- удивился тот.
- Да.
- Вы ошибаетесь, - парировал юноша.
- Я никогда не ошибаюсь. Я художник. Правда, не такой известный, как мой друг. Но, умею видеть человека, его нутро, - и добавил,- Смотри, никогда не обижай ее. Она у тебя хорошая.
Вот это новость! Никогда бы не подумала.
Не может быть! Это ангел Божий! Он не может быть лукавым. Таким мне виделся мой друг, после окончания училища, ставший моим супругом.
Художники покинули свадебное гулянье.Оставили молодежь веселиться.
Да, многие художники хорошо чувствуют людей. Без этого не возможно стать хорошим портретистом.


Шли годы. Постоянное общение в среде художников, обязывало быть всегда, что говорится, на чекУ. Ибо не ровен час, можешь скатиться в пропасть: разгул, пьянство и т.д.
Многие художники спивались. По большей части к этому приводили дополнительные деньги, полученные за выполнение заказов.
Но, основная причина скатывания в алкоголизм, таится в другом. И эта причина зарыта поглубже. Она не лежит на поверхности. До нее еще нужно докопаться. И это не случайно. Так задумано. Но кем?

Продолжение
http://www.proza.ru/2014/02/24/1011

Картина
« Битва за свет»
Л.В.Саповская