ОТЕЦ

Дина Иванова 2
 
Память и время…


Случайно набрела на пост – «Отец»*.
Интересная подборка: отец в оценках сына.
Современное детство, современный сын. Скупые этапы жизни.

- 4 года.
Отец знает всё.
- 6 лет.
 Мой отец всего не знает.
- 8 лет.
Во времена моего отца всё было по-другому.
- 14 лет.
Мой отец такой старый.
- 21 год.
Мой отец вообще ничего не рубит.
- 25 лет.
Мой отец кое- что шарит, но это обычное дело в его возрасте.
- 30 лет.
Думаю, стоит спросить совета у отца.
- 35 лет.
Мне бы ничего не стоило  делать, не спросив совета у отца.
- 50 лет.
Чтобы ты сделал сейчас, мой отец?

На страничке откровения молодых читателей. 
Трудно равнодушно читать:

…бывают такие отцы, что лучше бы их не было…
…а у меня отец бухарик, мы с ним не живём, но до сих пор помню его выходки…
… всё равно всем вам везёт,… у меня не было отца никогда…

А душу греют  признания:
…мой отец умер, когда мне было 11, мне сейчас 27 . Я каждый раз мечтаю, чтобы он увидел меня, моего сына…
…говорите что хотите, но мой папа был лучшим отцом, спасибо ему за моё счастливое детство…

Это мой вариант.

***
В эти дни как раз возникает желание написать несколько слов о своём отце. Это желание перманентно появляется, когда приближается 23 февраля.
Я из семьи военнослужащего и этот день был всегда заметным в нашей семье.

Приходили гости - друзья отца, или мы шли к ним.
Сначала в детстве больше всего ценилось, что нам разрешалось в этот день всё.
Взрослые были заняты своими проблемами. Звонки, телеграммы, встречи.

Помню, на праздничном столе  всегда в сторонке стоял стакан с водкой и сверху кусок чёрного хлеба. И не успев сесть за стол, все мужчины вставали. Отец, поднимая рюмку,  очень тихо говорил: – «За тех, кто не с нами».
Мы тоже замолкали.

Став старше, было интересно слушать их рассказы. Мама хорошо пела, все подхватывали песни…. «Дан приказ ему на Запад»….  «На позицию девушка…»… «Вьётся в тесной печурке огонь…». Я очень любила песню….   «Цветочница Анюта».

Давно уже нет того праздничного ожидания. Есть боль.
Практически некому из той компании  позвонить и поздравить с праздником…
Да и праздника ТОГО, ЗНАЧИМОГО тоже уже нет.
Он превратился в день мужчин…
Забавно наблюдать, как в этот день девчушки семи-восьми лет толкаются у газетного киоска, закупая для своих «мужчин» брелки, магнитики…
И прав автор, говоря – «Во времена моего отца всё было по-другому».

Захотелось воспользоваться найденной схемой и остановиться на тех же этапах, но  своей жизни, вспоминая  отца, вспоминая, кем он был для меня в разные годы.

Итак:

 - 4 года.
 Отца долго не было. Мама сказала он в длительной командировке. Утром открываю глаза - испугалась, не узнала отца. Он резко подхватил на руки, и я расцарапала щёку, кажется о его  пуговицы на кителе. Реву, кровь…
Папа посадил меня на колени и своим платком стал вытирать. Платок пах папой…стало спокойно и хорошо. И уже весь день от него не отходила.

 - 6 лет.
Папы опять долго нет. Вдруг получаем весточку, что он скоро приедет и надолго. Жили мы тогда в Бийске.  Всё дорого. Мама умудрилась нажарить настоящих котлет. Я, брат и мама идём на вокзал встречать. Не приехал. Дома получаем с братом по полкотлетки остальное отправляется в погреб. И так три вечера, пока, наконец, папа  приехал. Вкус тех котлет отлично помню и сейчас.

 - 8 лет.
В школе всем показывают мои тетрадки и книжки. Они аккуратно обёрнуты и очень красиво подписаны. У папы был красивый почерк. Он мне всё это подписывал. 
Ну, а как узнать ребёнку, что умеет твой военный папа делать?  Дома его почти никогда нет.
Однако вспоминаю,…папа умел красиво лепить пельмени.
Когда наступили более благополучные времена и отцы были дома, тогда в доме собирались две-три семьи и коллективно лепили пельмени. Пельмени в Сибири – это больше, чем еда. Это ритуал. С наступлением морозов заготавливали их много. Если память не подводит - каждой семье по хорошему бочонку. Держали его в погребе.
И уже, будучи совсем взрослой, я с удовольствием приглашала на обед друзей, и мы всей семьёй с папой и мамой давали им мастер-класс, лепили  сибирские пельмени.

 - 14 лет.
Были у кого-то в гостях. Папа, видимо, не рассчитал свои силы, здорово охмелел. Мама нас, уже взрослых, буквально за руки тянет домой. – «А папа? - волнуюсь я». Резкий ответ: - «Когда  торопился пить, он о нас не думал. Пусть теперь сам добирается».
Пьяного отца никогда не видела. Мне его стало жалко. Вырываюсь и теперь уже я веду его за руку домой. На лестнице он затормозил. Мы сели на ступеньки и просидели там, молча, почти до утра, пока мама сменила гнев на милость.
Больше никогда отца пьяным не видела.
А в семье произошел какой-то водораздел: я отцова дочь, брат - мамин сын.
С отцом стали не просто родные, стали верными друзьями на всю оставшуюся жизнь.

 - 21 год.
В стране происходит что-то непонятное…
Живём в Риге. В доме всё чаще взрослые шепчутся на кухне. Отец избегает откровенных разговоров со мной. Однажды услышала, как он по телефону кому-то сказал: «Не дай бог, чтобы в своей семье появился Павлик Морозов».
Я на последнем курсе института. Комсорг, активистка, спортсменка, живу лозунгами: «…мы строим коммунизм, что в мире краше, чем этот труд? Где доблести предел? Предела нет! А кто сказал, что наша любовь должна быть мельче наших дел?».*
Жизнь дала повод серьёзно задуматься, что как-то не так я понимаю многое, слепо веря вот таким лозунгам.
Наступил долгий, болезненный путь прозрения.
Меня однажды вызвали в деканат  выслушать просьбу какого-то важного представителя серьёзных органов.
Суть разговора такова: - «Нам нужны доверенные люди. Через них мы хотели бы знать, что происходит в институте, кто как относится к политике партии и правительства. Вы же понимаете, нам всем нужно, чтобы наша страна давала образец верности своим идеалам всему миру».
Помню его взгляд бесцветных, стеклянных глаз.
Стало страшно. Историю-то…38-й и прочее …помнила хорошо.
Почувствовала себя Зоей Космодемьянской на допросе.
Резко заявляю: «Нет, стучать я не умею и не хочу учиться».
И как выстрел: - «Жаль, в вас явно ошибались. Подпишите: – «разговор кондефициальный, разглашению не подлежит».
Подписала и пулей домой.
Отец выслушал молча. Таким суровым я его никогда не видела. –  «Поступила правильно. Я не хочу учить тебя прогибаться, но тактика лобовой атаки не всегда приемлема. Учись соразмерять свои шаги.  Учись сдерживать эмоции. Не зная брода, не лезь в воду. Болото лучше обходить». 
Значительно позже, за несколько дней до кончины, отец с болью сказал: «Наверное, я жил как-то не так… многое было упущено…».
В последние годы  он  остро переживал, что людей  его поколения  жизнь здорово обманула. Не всё я тогда могла понять. Только теперь понимаю всю глубину  его слов и что стояло за той его болью…

Вернёмся к тому случаю в институте. Всё как-то утряслось.
Институт окончила. Явно как-то вмешался  отец, но я так и не узнала как. 
А вот урок отца…. «умный в гору не пойдёт», усвоила плохо.
Прости, папа, так и не научилась сдерживать эмоции,  и частенько набиваю шишки.

 - 25 лет.
Переехали с мужем к родителям в Беларусь.  Родился сын. Вряд ли кто может сегодня из молодых мамочек поверить, что  на работу мы выходили, когда крохам  было едва три месяца. Правда, кормящим мамам увеличивали обеденный перерыв, чтобы успеть сбегать домой покормить ребёнка.
Всё принималось, как должное.
Но этот вечный недосып…
Мой был  по ночам страшный крикун. Мне даже врач говорила: – «Он у тебя перепутал день с ночью».
Папа уже на гражданке. Работает в Управлении железной дороги. Ему тоже к девяти на работу. Но… каждую ночь он забирал малыша и давал мне два-три часа поспать. В квартире был длинный коридор, вот там он с ним и прогуливался, тихо посвистывая. Петь не умел.
И никогда ни каких упрёков. Не то, что другие страдальцы…

- 30 лет.
Наломала в личной жизни дров. Споткнулась о несвоевременную любовь. Забираю сына, возвращаюсь к родителям. Мама в штыки: – «Пора умнеть. Делай так….так….так..».
Папа хмур, вижу – страдает.
Спокойно: «Попробуй найти приемлемое для всех решение. Береги себя». И на видное место положил роман – «Анна Каренина».
Нашла выход: ушла в науку, как в монастырь…
Аспирантура, архивы, командировки. Мой тыл – отец.
Всё образумилось.
 
 - 35 лет.
Защита диссертации. Суматоха, подготовка, волнения.
Зал Учёного Совета заполняется коллегами, друзьями. Угловым зрением вижу, на полусогнутых ногах пробирается отец. Его седая голова плывёт по рядам, как луна по небосводу. Становится спокойно. В зал заходит подруга с цветами. Внутренне не одобряю,  – «кто знает, какие шары полетят в мою корзину».
Всё обошлось. Победа!
А цветы она вручает моему отцу. Впервые вижу его растерянным и с  предательски влажными глазами.

 - 50 лет.
Первый юбилей. Первое серьёзное подведение итогов.
Ох, с каким размахом в те годы в институтах проводились эти мероприятия. Заседание Учёного Совета,  а речи…
Хорошо когда-то сказал М.Танич: – « Сладкие речи, море цветов, как на кладбище. А ты живой».
На кафедре создавалась специальная комиссия. Помню, к моему дню её возглавил доцент Алексей Иванович Мачуленко. Пусть земля тебе будет пухом, дорогой.
Он всё взял на себя вплоть до списка приглашенных. Я ему говорила:
   - Лёша, я тебе при таком сценарии и не нужна. Юбилей и без меня состоится.
   - Не задирайся, трохи нужна. Всё равно главной фигурой на банкете будет твой отец. Он для многих из нас был отцом…
 
Были и другие юбилеи, банкеты. Но больше не было тех глаз, которые бы тебе говорили – «Держись, доча, я в тебя верю!».

Хоронили отца со всеми  почестями.
Он был  «Почётным железнодорожником». Всё Управление пришло с ним проститься.
Пришли мои студенты. Вся кафедра. Все жильцы дома…

Идут годы, но он с нами.
Стараюсь сохранять его дарственное – беречь близких, ценить людей, ценить дружбу.

Поэтому 23 февраля у меня будет особый день.
День скорби и памяти об отце. Памяти о надёжном тыле, когда он был рядом.
 
В этот день обязательно поздравлю всех близких: сына, он офицер запаса, коллег и друзей, для кого служба ... это важный этап в  жизни, а  честь офицера - не пустой звук.

Как хорошо, что ещё есть те, кому могу сказать в этот день:

С ПРАЗДНИКОМ ВАС!!
ЗДОРОВЬЯ И РАДОСТИ ВАМ!!


--------
*http://pikabu.ru/story/otets_1121049
*Стихи С.П. Щипачёва.
*коллаж автора.