Основной мотив. Часть IV. Сетевой маркетинг

Елена Михайловна Гордеева
Сетевой маркетинг (многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами.

Многоуровневый маркетинг на рынке товаров и услуг используется многими компаниями: Herbalife,  Amway,  Zepter,  Mary Kay,  Oriflame, Talk Fusion,  Avon, YouNeed, OrganoGold, SwissHalley, EmpowerNetwork и др.


История сетевого маркетинга.

Родоначальником сетевого маркетинга принято считать американца, химика по образованию Карла Ренборга (1897-1973), чьи реализованные идеи превратились в индустрию MLM с многомиллиардными оборотами.

Находясь в тюрьме Китая, Карл Ренборг вместе со своими приятелями по несчастью собирал и дробил маленькие камешки, а с металлических предметов (гвоздей и каркасов нар) снимал ржавчину. Потом все это в мизерных порциях он добавлял в тюремную пищу для профилактики и предотвращения заболеваний, в первую очередь анемий. Благодаря этому, Ренборг и его сокамерники выглядели и чувствовали себя намного лучше узников соседних боксов.

В США Ренборг оказался в 1927 году. Он вплотную приступил к созданию различных пищевых добавок, основой для которых избрал люцерну, содержащую множество витаминов, минералов, белка и других полезных компонентов. Созданные на ее основе препараты Ренборг предложил для испытания своим знакомым, раздав продукцию бесплатно. Результатов не было, т.к. никто не стал употреблять полученные даром пищевые добавки. Тогда Карл стал раздавать за них деньги, поняв, что ничто бесплатное не ценится. Самые позитивные результаты появились, не заставив себя долго ждать.

Информация о полезных добавках получила широкое распространение. У каждого  знакомого К. Ренборга нашлось много своих знакомых. Люди просили Ренборга о встречах, чтобы получить больше информации о новом полезном продукте. Удовлетворить все заявки Карл, разумеется, не мог. И тогда ему в голову пришла гениальная мысль. Ренборг предложил друзьям самостоятельно давать информацию о пищевых добавках своим знакомым, а в случае успешной продажи обещал выплачивать комиссионные. Он решил платить также и тем знакомым своих друзей, которые, в свою очередь, будут продвигать его товар дальше, используя уже свои связи. Так родился сетевой маркетинг.

Но надо сказать, что как бы ни хороша была эта схема, она заработала только потому, что продукция того стоила! Добавки, разработанные Карлом Ренборгом, действительно творили чудеса, заметно улучшая состояние здоровья принимавших ее людей. Кроме того, привлекала доступность цены. И уже в 1934 г. Карл создает компанию California Vitamins Inc., которая позже будет со временем называться Nutrilite Products.

Уже потом, в 1959 г., появится компания Amway, отделившаяся от детища Карла Ренборга. Ее создатели Рич Де Вос и Джей Ван Эндел будут продавать не только пищевые добавки, но и товары, необходимые в хозяйстве. А со временем Amway станет мировым лидером в сфере сетевого маркетинга.

Дальнейшая история MLM связана с именами сотрудников Nutrilite Рича Де Воса и Джей Ван Эндела, которые, проработав 10 лет в структурах Ренборга, в 1959г. создали свою собственную компанию American Way Corporation, сокращенно AмWay (Американский Путь), которая на сегодня является одной из самых крупных компаний сетевого маркетинга.

В 60-х г.г. концепция сетевого маркетинга продолжала развиваться. В 1963 г. начала свою деятельность известная компания Mary Kay Cosmetics. Всего в течение этого периода около 30 американских фирм стали компаниями сетевого маркетинга.

В 1967 г. начала деятельность еще одна известная, основанная в Швеции братьями Робертом и Йонасом Аф Йокник, компания Оriflame.

В это же время сетевой маркетинг все активнее внедрялся в компании Avon, имеющей многолетнюю история прямых продаж: компания была основана в США в 1886 г. Д. Х. Мак-Коннеллом. В 1896 г. был напечатан первый каталог - основной рабочий инструмент распространителей этой компании во всем мире. С 1939 г. Компания стала называться Avon и в настоящее время ведет свою деятельность более чем в 140 странах мира через более чем 3,5 миллионную армию распространителей.

Почему же сетевой маркетинг так быстро шагает по нашей планете?
Да потому, что он выгоден абсолютно всем: производителям, продавцам, обычным людям, государствам.

Преимущества сетевого маркетинга:
*лучший способ внедрения продукции на рынок;
*самый быстрый способ охвата рынка;
*возможность начала большого бизнеса при минимальных и быстро окупаемых вложениях;
*потенциал высоких доходов;
*возможность начала карьеры с частичной занятости;
*возможность быстрого карьерного роста;
*cамостоятельный контроль собственного времени, усилий и образа жизни;
*возможность личностного роста;
*создание дополнительных рабочих мест;
*снижение социальной напряженности и т.д.

 
MLM: наука и закон.

В 70-х г.г. прошлого века сетевой маркетинг в США часто отождествлялся с т.н. "пирамидами" и на этом основании предпринимались попытки объявить его незаконным.

В 1975 г. с подачи Федеральной Комиссии по Торговле в США началось громкое судебное разбирательство с компанией  Amway. Под вопросом оказалась правомерность деятельности самого сетевого маркетинга.

Однако, спустя 4 года суд признал, что метод распространения товаров, называемый многоуровневым маркетингом, является приемлемым и допустимым с т.з. закона способом продажи и распространения продукции.

Т.о., впервые было проведено правовое разграничение между двумя понятиями: нелегальная, т.н. "финансовая пирамида" и легитимная, т.н. "компания сетевого маркетинга". Более подробно см. Дело FTC против Amway, 1975.

Однако, все это сделано и работает в далекой Америке, но не у нас, в великой России!

Что же мы, россияне, имеем сейчас? А ровным счетом – практически ничего! У нас нет ни конкретных научных работ по сетевому маркетингу, а следовательно - и закона о сетевом маркетинге – тоже нет!

Парадоксальная ситуация: явление есть, а закона, регламентирующего его деятельность – нет!

Это сплошное порно! ))) Ситуация, как в бывшем СССР: секса не было, а дети рождались! )))

В рунете мы можем найти несколько научных трудов о сетевом маркетинге от ряда экономистов-соотечественников, рангом ученой степени не выше кандидата экономических наук! И вот что пишет один из них, С.А. Заболотский в своей работе «Организация сетевого маркетинга в системе рынка потребительских товаров»:

«Основные проблемы по маркетингу рассмотрены в трудах Г.Л. Азоева, Г.Л. Багиева, И.К. Беляевского, Е.П. Голубкова, Н.П. Гончаровой, И.П. Карпова, И.В. Крылова, Д.Ф. Литма, Е.А. Михайловой, А.П. Панкрухина, Е.В. Попова, А.Н. Романова, В.П. Федько, В.Н. Цыгичко и др. Вместе с тем существенную значимость имеют работы зарубежных ученых: Д. Джоббера, Ф. Котлера, Г.А. Черчилля, Дж.Р. Эванса и др. Опыт функционирования зарубежных сетевых компаний, сущность и некоторые особенности сетевого маркетинга освещены в работах зарубежных авторов: Д. Барбера, Р. Батвина, Д. Каленча и др. Проблемам применения концепции сетевого маркетинга уделяли внимание и российские ученые: Д. Кардава, Д. Мамедов, А. Сивогракова, Л. Шокина и др..
 
В рассмотренных нами учебниках и учебных пособиях по маркетингу не содержится информация о существовании такой системы дистрибьюции потребительских товаров как сетевой маркетинг. В литературе по сетевому маркетингу большое внимание уделяется методам построения дистрибьюторских сетей, мотивации дистрибьюторов, вопросам формирования у человека качеств лидера и руководителя.
 
В то же время в данной литературе не рассматриваются возможности использования экономических методов для развития системы сетевого маркетинга. Современное состояние научных исследований в области маркетинга характеризуется недостаточной проработанностью многих вопросов, относящихся к теории и практике формирования и функционирования систем распределения товаров, основанных на применении концепции сетевого маркетинга.
 
Некоторые проблемы, касающиеся применения концепции сетевого маркетинга при распределении товаров, до сих пор не рассматривались. Данная ситуация осложняется тем, что российские предприятия имеют пока небольшой опыт по использованию в своей деятельности данной концепции.
 
Сложность состоит также в том, что объема научных исследований и количества методических разработок по данной теме сегодня явно недостаточно.
 
На основе проведенного анализа вышеназванных работ можно сделать следующие обобщения:
 
- авторами работ по сетевому маркетингу достаточно полно освещается сущность концепции сетевого маркетинга, однако не все понятия, относящиеся к данной концепции, однозначно трактуются разными специалистами, поэтому понятийный аппарат требует уточнения;
 
- в научных публикациях отсутствует подход к формированию систем сетевого маркетинга, даются лишь отдельные замечания, предложения и рекомендации дистрибьюторам сетевых компаний по вопросам достижения успеха в бизнесе;
 
- в работах по маркетингу достаточно широко рассмотрены проблемы планирования и реализации комплекса маркетинга, однако отсутствует рассмотрение особенностей комплекса маркетинга сетевых компаний;
 
- не проводится сравнительный анализ различных путей распределения потребительских товаров, в первую очередь по критерию минимального уровня наценки.
 
Таким образом, необходимость научных разработок в области теории распределения товаров через систему сетевого маркетинга обуславливает актуальность темы диссертационного исследования, его структуру, цели и круг решаемых задач.»

И, невзирая на то, что С.А. Заболотский написал свою работу в 2005 г., и по сей день изложенные в ней проблемы остаются актуальными.

Получается замкнутый круг: в стране нет научных работ, всесторонне и полностью определяющий данный вид деятельности, а вследствие этого нет и законов, регламентирующих данный вид деятельности и разделяющих понятия "финансовая пирамида" и  "компания сетевого маркетинга".

Сплошной правовой пробел…

Летят утки…

Недавно в сетях промелькнула одна пернатая особь: «В 2013 г. СЕТЕВОЙ МАРКЕТИНГ включили в Государственный реестр профессий РФ. Введена профессия: "Менеджер сетевого бизнеса" N 061100».

Внимание: ЭТО УТКА!!! Не понятно, кто распространяет такую чушь? Ведь по логике мышления, если нет закона о сетевом маркетинге, то не может быть и такой специальности в Госреестре! Все взаимосвязано!

 

В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г.) на стр.37 есть должность "менеджер", не более того! Во всех 206 страницах данного справочника профессия "Менеджер сетевого бизнеса" отсутствует!

Самым жестким законом о сетевом маркетинге славится США, именно его, как эталон, приводят для определения законности деятельности компании.

Все компании сетевого маркетинга, осуществляющие свою деятельность на территории нашей страны, опираются на законодательство других развитых стран и подчиняются законам, имеющимся и действующим в России, среди которых закона о сетевом маркетинге нет!

Полное отсутствие законов об урегулировании деятельности компаний MLM проводит к  неразберихе в данном правовом поле, вернее в правовом пробеле. Это полная незащищенность от произвола сетевых компаний – в отношение их же дистрибьюторов! Это полная незащищенность и дистрибьюторов, и компаний, в первую очередь российских, - от произвола местных властей!
 

Поэтому, многие опытные сетевики принципиально не работают в российских сетевых компаниях! Поэтому многие российские бизнесмены регистрируют свои компании в любой другой стране, но не на территории России!

Кому от этого хуже?

Да нам же, россиянам, т.к. все наши денежки уплывают за рубеж нашей необъятной великой страны и там же оседают, делая богаче иноземцев, но, отнюдь не нас с вами!

Да, России нужен, очень нужен закон о сетевом маркетинге!

Но, кто его пролоббирует? Кто будет осуществлять давление на органы государственной власти в процессе принятия этого закона?

Эти вопросы пока остаются открытыми, т.к. в среде сетевиков-соотечественников пока нет нормальной общественной организации, которая отстаивала бы их права… Мало того, крупные лидеры часто враждуют друг с другом, не умея просто дружить или хотя бы лояльно относиться друг к другу и к лидерам конкурирующих компаний!

Остается одно: терпеливо ждать, когда «созреют» наши власти! А до «созревания» властей нужно «созреть» нашим ученым-экономистам, на основе работ которых и будет создан Федеральный Закон РФ №… «О сетевом маркетинге», где должно быть все четко и ясно «разложено по полочкам»!

Итак, дерзайте, господа ученые!
Ниша практически свободна! Заявите о себе громко на всю Россию! Станьте самыми узнаваемыми учеными в самой обширной среде: в среде сетевиков и не только в ней! Слабо ли вам создать такое детище, на основе которого будет издан всем нам нужный закон?
 

Уважаемые представители законодательной власти!
России нужен закон «О сетевом маркетинге»! Сможете ли Вы создать такой закон, который будет работать во благо России и во благо народа?  Вся страна будет смотреть  дебаты его принятия по TV! Предполагаю, что это будет незабываемо и добавит голосов самым активным фракциям на следующих выборах!

Уважаемые члены Правительства Российской Федерации!
Уважаемый Президент России!
Могли бы ли Вы учредить гранты в таких науках, как экономика и право, касающиеся научных исследований в сфере сетевого маркетинга или содействовать в этом направлении, ускорив тем самым принятие необходимого вышеуказанного закона?

Если Вы еще думаете над тем, что и как ответить на эти вопросы, читайте далее…

 

Статистика сетевого маркетинга.
Известно ли Вам, что…
1. Невероятный рост сетевого маркетинга в последнее десятилетие затронул все части света. Это не удивляет людей, для которых MLM - это новый стиль жизни. Они понимают, что потенциал этой индустрии - неограничен и у этого бизнеса нет национальности.
2. Сегодня сетевой маркетинг представлен более чем в 120 странах мира.
3. Во всем мире сейчас более 5.000 компаний работают по системе МLM.
4. По прогнозам, до 2015 г. число МLM-компаний в мире вырастет до 30.000.
5. Если в конце 80-х в индустрии сетевого маркетинга работало около 5 млн.чел.,  то сейчас эта цифра стремительно перевалила за 20 млн.чел., распространяющих по всему миру порядка 25 тыс. наименований продуктов и услуг.
6. Kаждые 2 сек. в мире появляется новый дистрибьютор MLM.
7. Бизнес MLM за последние 10 лет является одним из наиболее бурно развивающихся видов деятельности в мире.
8. Ежегодный прирост мирового товарооборота в индустрии MLM составляет 20-30%. Темпы его роста соответствуют темпам роста в сферах телекоммуникаций, программного обеспечения и фармацевтики.
9. Ежегодные обороты МЛМ-компаний сегодня в совокупности достигают более $100 млрд.
10. Только в США более 50% общего объема товаров и услуг продано через систему сетевого маркетинга.
11. В США работает около 1.500 MLM-компаний, многие из которых имеют миллионные и даже миллиардные обороты.
12. Стратегии сетевого маркетинга используют такие компании как: Coca-Cola, Colgate, Gillette, Visa, Lipton, Ford, Canon, Sharp, Xerox и др. - всего более 500 компаний с мировым именем.
13. В настоящее время ежемесячно к сетевому маркетингу присоединяется более 100 тыс. человек в мире.
14. Сейчас в США более 850.000 миллионеров, 20% из которых вышли из MLM.
15. Двое из самых богатых людей в США сделали свое состояние в МЛМ-индустрии.
16. По данным журнала "Success" эта индустрия дает каждую неделю 2 новых долларовых миллионера.
17. Акции наиболее крупных МЛМ-компаний котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE), входят в список 100 наиболее успешных и быстро растущих компаний (Fortune`s list).
 
А еще просмотрите, пожалуйста, очень наглядную информацию на сайте Андрея Жарикова! 

Изменилось ли Ваше мнение о сетевом маркетинге?
Время идет…
Я работаю в сетевом маркетинге!
Знакомтесь и присоединяйтесь!