Несколько слов о просвещении народа

Константин Берёзин
     Для воспитания сына (про дочерей ничего не могу сказать) родителям недостаточно только дать формальные правила: «так-то вести себя – правильно, а так-то – неправильно; то делай, а то не делай». Нужно еще объяснить, для какой цели это нужно, почему, какой в этом заложен смысл? Потому что у мужчин мышление такое. Если не будет объяснено – зачем, то правила будут восприниматься как тяжелая и бессмысленная обуза. Потому и происходят многие социальные проблемы в среде молодежи (безответственность, алкоголизм, наркомания, потеря уважения к старшим), что старшее поколение не смогло внятно донести до них   с м ы с л   культурных норм,   с м ы с л   происходящего. Многие из молодых людей, находясь в состоянии фрустрации воли к смыслу (если использовать выражение В. Франкла) становятся падки на примитивные и разрушительные страсти (алкоголь и т. п.). Им не интересен нормальный и серьезный образ жизни, потому что им как следует не объяснили, что это значит, не смогли внятно донести до них, «что есть что» в нашей культуре.

     Понятно, что это не единственная причина, а одна из многих, и   о д н о   т о л ь к о   просвещение не решит проблем (история хорошо показала ложность этой точки зрения, что «нужно только научить людей, и сразу все станет хорошо»), – но все равно, как мне кажется, в этом случае просвещение было бы очень полезно. В начале одного учебного пособия по культурологии говорится: «Знание ее <культуры> основных функций, особенностей, законов развития необходимо в управленческой деятельности, в профессиональных занятиях, в семейных отношениях. Каждый образованный человек должен быть вооружен знаниями о культуре» <прим. 1> . Это так. Если уж у нас всеобщая грамотность, и все умеют читать, то нужно воспользоваться этой ситуацией, и постараться направить эту способность на пользу, на то, чтобы воспитывать людей как ответственных граждан.

     Можно еще добавить, что мы (российское общество) потому так толерантны (в медицинском смысле <прим. 2> ) к западным веяниям, к пропаганде праздного и роскошного образа жизни, которая (пропаганда) идет из рекламы и современных западных фильмов, что недостаточно сознательны и недостаточно культурны. Речи политиков и разных общественных деятелей о том, что нужно «хранить традиции», «беречь национальную идентичность» и «противостоять тлетворному влиянию Запада», настолько часто звучат, что воспринимаются как набившая оскомину банальщина. Притом, они не доходят по-настоящему до сознания значительной части людей, потому что они уже заражены этими «тлетворными» стереотипами (стереотипами «общества потребления» и т. п.), их слух уже нарушен. Для того, чтобы речь одного человека дошла до другого, нужно не только то, чтобы она была внятно сказана одним человеком, но и то, чтобы у другого человека были открыты уши, и чтобы эти уши не были больны и хорошо слышали. Так что для того, чтобы просвещение народа продвигалось успешно, уши народа надо систематически прочищать.

     Затем, нужно еще уточнить, что именно мы понимаем под «Западом», «западной цивилизацией». Есть вещи, которые у нас воспринимаются как «западное влияние», однако в некоторых западных странах отсутствуют (например, в Германии и Австрии нет рекламных щитов вдоль дорог).


___________________
     Прим. 1. Ермишина Н. Д. «Культурология». Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2007. С. 3.

     Прим. 2. Толерантность в иммунологии – «состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам» (Большой энциклопедический словарь).   




.