Уроки киевского майдана

Игорь Суриков
   Мы стали свидетелями событий, которые вызывают беспокойство во всей Европе. Я имею в виду кровавые события на майдане в Киеве. Возникает закономерный вопрос: как реагировать на эти события нам, жителям России. Мы сочувствуем нашим украинским братьям, которые оказались втянутыми в чреватые самыми непредсказуемыми последствиями столкновения между западными националистами и правительством Януковича на майдане и в других областях Украины.
   Эти столкновения опасны также своей заразительностью. Так называемая украинская оппозиция может спровоцировать российскую оппозицию к более решительным действиям на нашей отечественной арене. Впрочем, наверное, это не так. Наша оппозиция после событий на Болотной площади стала гораздо опытнее и цивилизованнее. Она, скорее всего, будет наблюдать за событиями в Киеве с любопытством и осторожностью. Надеюсь, что наша оппозиция приобрела столь необходимые ей черты парламентской оппозиции, готовой бороться за свои идеалы в ходе мирного голосования бюллетенями.
   Однако вернемся к Украине. Совершенно ясно, что Янукович оказался неспособным принять действенные и своевременные меры против майдана. Надо было уже давно вводить на Украине чрезвычайное положение и действовать решительно по обузданию оранжевой революции. Янукович оказался слабым президентом. Он уступил арену политической борьбы сначала оппозиционерам типа Яценюка и Кличко, а затем совершенно откровенным бандитам. Даже мэр Киева в знак протеста против бездействия Януковича вышел из рядов правящей партии и взялся наводить порядок в столице самостоятельно. Дай бог нашему теляти волка поймати!
   Приходится согласиться с тем, что события на майдане это столкновение западников, ориентированных на союз с Западом, с ЕЭС, и восточников, ориентированных на союз с Россией. Меня удовлетворяет осторожная позиция Путина в отношении событий на Украине. Только такая позиция позволяет нам не оказаться втянутыми в конфликты. Вместе с тем осторожность не исключает поддержку восточников в их противостоянии с западниками. Наверное, нас устроило бы движение Украины в сторону федерализации, с приданием большей самостоятельности регионам, в частности, Крыму.
   В перспективе можно надеяться на постепенное расхождение западных и восточных регионов Украины, что привело бы в далеком будущем, по крайней мере, к отделению Крыма и восточных областей от западной Украины и даже к воссоединению Востока Украины с Россией. Необходима только сугубая осторожность в любых оценках ситуации и в предпринимаемых действиях, что соответствовало бы интересам России.
   Пусть Украина сама разберется в своих проблемах! Пока не надо никакого вмешательства в дела Украины даже с благими намерениями. Этого стоило бы также посоветовать западноевропейским доброхотам, зачастившим на Украину. Надо также не забывать, что с Украиной граничит Приднестровская республика, положение которой также очень уязвимо, хотя пока здесь ситуация кажется стабильной. А вообще-то, откровенно говоря, надежда возвратить Крым стала более реальной, хотя лучше бы не такой ценой.

20 февраля 2014 года