В миру и в Храме

Яна Ольгина
В миру и в храме
Яна Ольгина
Ольга Янченко, из блокнота журналиста.

В МИРУ И В ХРАМЕ…

( Не суди, да не судим будешь…А что есть истина?)

18 июня. 1999 - й год. Дождь. Холодный ветер. Сумрачно за окном. Тоскливо на душе. Барахлит мой самодельный компьютер. Не ладится набор. Киснет вёрстка…

Я выключаю свои и электронные мозги. Одеваюсь тепло, как в ноябре. Иду в недавно открывшийся недалеко от моей редакции Храм. Там, как говаривала моя бабушка Маруся Рожкова, тебя всегда поймут, тебе всегда помогут.

Да, хорошо, что такое место есть и на нашей территории. Хорошо, что недалеко мне идти туда. Сил всё меньше.
Не вина. Не беда - годы…
На висках седины всходы…
Заслониться от них нечем,
Вот и жду, как с войной, встречи…

Всё ближе. Дошла. Ну, что тут теперь-то? Когда-то был «Архив кино-фото документов». Дело нужное. Но отвоевали его верующие во Христа у Министерства культуры.
Ведь изначально, в каком-то 1899 году тут и был Храм. Факт таков, что КПСС, не разрушив здания, перестроила его, приспособив под Архив. История наша. Беречь надо.

Иду. В горку. Опять мозги мои журналистские включились. Храм Марии Магдалины. Недавно что-то про неё по ТВ говорили. Какой-то новый фильм. Вроде, хоть бы не переврать, «Код да Винчи», что ли. Не видела. Но слышала, что чушь очередная. Деньги делают на всём, даже на самом святом. Ни стыда, ни совести! Тоже коллеги, журналисты новые, киношники…

И вот он, Храм. Территория знаменитой Сторожёвки. В 1948 году где-то здесь волки заели студента…Край города Менска. Было. Теперь это Центральный район столицы БелаРуси.

Бывала я тут в 50-х годах прошлого века. Господи, звучит – то как страшно -- века! Тогда здесь было старинное кладбище. Памятники! Шедевры архитектуры! Мраморные надгробия, чугунные замысловатого рисунка ограды могил, усыпальницы, гробницы со святыми мощами здешних служителей церкви. Могучие дубы, клёны, берёзы. Видели всё это богатство, помнят, молчат. Осматриваюсь. Жаль, я опять без фотокамеры. ТА уж в те дремучие годы у меня о ней даже мечты не было…

И вот он, 1999 - й год! Бульдозеры, экскаваторы, самосвалы! Толпы любопытных горожан! Суета рабочих бригад! Очередное нападение на красоту творений рук человеческих! Жуткое зрелище…

Вскопаны древние могилы, выкинуты гробы…Убранство их цело! На мощах покойного – огромный серебряный крест! О! Да это же , как видно, батюшка, священник здешнего Храма! И вот ещё гробы! О! Сколько же их! И все это выброшено, как хлам…Рабочие кидаются к этим невиданным вещам. Кому что пригодится…

Я ищу телефон. Звоню в милицию. Примчалась чья-то легковушка. Собрали, скинули в багажник, увезли…Кто? Куда? Ищи-свищи теперь…Суматоха. Всё разрушили.

А в 1941 - 44 годах всё цело было тут, в оккупированном немцами Минске. Странно. Жизнь как она есть…Что есть истина?
Вон, сегодня новый Понтифик в Польшу прибыл, на родину Вайтылы. В Освенцим пешком пошел! Немец. Признался, что в те ужасно знаменитые годы, при том их дьяволе гитлере (я его даже с заглавной буквы писать не хочу) он в той Германии был членом молодёжной нацистской организации…Как это вам сегодня?.. .Ладно. Это у них. А мы – у себя.

Итак, страшные эти раскопки кончились устроительными работами. Старинные дубы всё видели. Помнят. Молчат. И народ помалкивает…Знай, сверчок, свой шесток…Меньше знаешь, крепче спишь…Во все времена так было.

Прорыта огромная траншея. Укреплён берег высокого подворья церковного. Противоположный отошел к зданию новой огромной гостиницы «Беларусь». Высится она над всем этим сегодня.
 
Итак, отсюда, от Храма Марии Магдалины теперь до улицы Советской, нет, она потом проспектом Ленина стала, потом её проспектом Сталина назвали, нет, уже проспект Скарыны., Недавно опять переименована – теперь это проспект Независмости…Звучит как-то занятно по – белорусски «Незалежнасцi». Что-то вроде « не залежалося».
О! Боже! Три трамвайных остановки. Центр Минска. Уф! Таксисты мечутся в поисках нужного адреса. Вот вчера и много лет знали мы все минчане, где проспект Машерова, а приехали…Нет, это проспект Победителей! О! А где же…А он теперь в другом районе столицы…Зачем? Почему? Столько денег на переименования. На переоформления для жителей их адресов…Молчи, журналист! Не твоего ума дело! Выше сидящие знают, как лучше.

Молодым сегодня это всё до лампочки. У них другой интерес. Мы, же, старики, не понимаем, кому эта канитель нужна. Запудрены мозги. Справочная – телефон тоже не сразу врубается в суть вопроса мечущегося по городу в поисках нужного адреса…Ладно. Плетью обушка не перешибить…Далеко залетела в думах о смысле жизни. Что есть истина?

Итак, я у Храма Марии Магдалины. До чего же красив! Куполок луковкой. Рядом часовенка. Могилы убранством ухожены с мощами бывших тут служителей Бога.
Я не атеистка, но и не прихожанка. Читайте - завидуйте! Я – журналист Советского Союза!..
Смотрю, умиляюся. Труды рук и души человеческих. Огромные красивые ворота. Тяжелые. Открываю их. Справа «свечной ларёк». Покупаю свечи. Волнуюсь, как бы чего «не по Уставу» тутошнему, неграмотная я, вся насквозь из военнослужащих…

Оглядываюсь, с кем бы посоветоваться, чтоб ненароком не оскорбить всё это. Нет пока никого. Ставлю свечи на высокую подставку. Перекреститься бы надо. Но стесняюсь…сама себя. Не могу фальшивить. Не хочу, как некоторые, стать перевёртышем! Ох…Люби меня, Боженька, такую, какая я есть! Я с тобою в один день родилась, если верить теперешним божьим книгам .7 –го января Рождество Христово и моё. Кощунство? Нет, факт. Бабуленька Мария Рожкова, мама мамина окрестила тогда меня в покровском Соборе города Нижнего Новгорода. Да. Метрика есть.

Вот, ушла в воспоминания. Вдруг огромные двери Храма открываются медленно. И в проёме их – пятеро ребятишек! Все в тонюсеньких мокрых рубашоночках, посиневшие от холода, дрожат, но удивительно весёленькие. Каждому на вид нет и семи лет. Самый смелый подходит к продавщице икон и свечей: – Тётя, воды святой хочу!

Тётя через стеклянную перегородку свечного ларька сердито смотрит на невежду: – Святую воду надо пить натощак!
Детям непонятно слово «тощак». И они, видя её нерасположенность, кидаются ко мне:
– А вы дадите нам стаканчик водички, тётя? Можно?

Хозяйка ларька ещё громче повторяет: – Нельзя!

Малыш, прижимая к груди посиневшими ручонками мокрую рубашонку, тянет меня за подол: – Не знаете, что у меня тут?

– А вот и знаю! Цыплятки у тебя там, под рубашечкой! Тоже пить просят. Не задохнутся они ?
Малыши, почувствовав мою молчаливую поддержку, кидаются ко мне: – Мы их по пять тысяч за штуку купили!
И, не глядя на хозяйку ларька, кидаются к ёмкости у входа, хватают пластмассовые стаканчики, цедят водичку…

Для меня это всё – фактура для очередного материала в «Надежду»…Вместе выходим из Храма. Чьи же они, цыплята эти в мокрых рубашоночках?

– Я Саша Лукьяненко, мне уже восемь лет! А это Коля и Юра, Костя и Юлька с улицы Богдановича, дом 55, квартира 107!
Мы все с одного двора! Наша мама Таня Морозик! Папа наш тоже был Морозик. Но теперь у нас новый папа – Серёжа! Тот папа нас и маму и дедушку бил. А этот нет. Он привозит чеснок. Мама его на базаре продаёт! А бабушка Валя в больнице! А дедушку Мишу милиционер бил палкой на кровати у нас дома! Шкель его фамилия!

Малыши хором вводят меня в курс дела их семьи…Я не хочу вникать в эти тонкие подробности…Я очень неуютно себя чувствую в такой ситуации…Вот она – жизнь наша мирская…
И, вывернув всё содержимое своего кошелька в подол Саши, я спешу в редакцию моей безнадежной «Надежды»…В свой храм.
***
А вскоре у меня зазвонил телефон и женский голос, срываясь на стон и слёзы сказал мне: - Спасибо за такую дорогую для меня информацию! Я усыновила этих детей!Высылаю вам, Ольга Георгиевна по факсу их фото.До встречи!Людмила. Минск.
***


© Copyright: Яна Ольгина, 2006
Свидетельство о публикации №1608210239
Список читателей   Версия для печати   Заявить о нарушении правил   
Рецензии
Написать рецензию
Так волнительно, как репортаж биения сердца. Но читать трудно. Дайте местами читателю и отдохнуть. Сама параллель-линии храма и редакции -Надежды ценная. Но Вы как бы пишете как письмо в будущее, письмо свидетельство. Сквозь многочисленные имена, живых и прошлых, наиболее ярко встает личность автора. Удач Вам!

Александр Курушин   01.09.2006 03:36   •   [Заявить о нарушении правил]
Добавить замечания
Александр Курушин :
Дайте местами читателю и отдохнуть.
***
Да, надо бы и мне уже отдохнуть...Невольно вспоминается туристическое (когда-то водила я любознательных Гомо по местам боевой славы БССР) "Лучше передохнУть, чем передОхнуть...".
***
С. Курушин :Но Вы как бы пишете как письмо в будущее, письмо свидетельство. Сквозь многочисленные имена, живых и прошлых, наиболее ярко встает личность автора. Удач Вам!
***


________________________________________


 Прозару
авторы / произведения / рецензии / поиск / вход для авторов / регистрация / о сервере
  сделать стартовой / добавить в закладки

В миру и в храме
Яна Ольгина
Ольга Янченко, из блокнота журналиста.

В МИРУ И В ХРАМЕ…

( Не суди, да не судим будешь…А что есть истина?)

18 июня. 1999 - й год. Дождь. Холодный ветер. Сумрачно за окном. Тоскливо на душе. Барахлит мой самодельный компьютер. Не ладится набор. Киснет вёрстка…

Я выключаю свои и электронные мозги. Одеваюсь тепло, как в ноябре. Иду в недавно открывшийся недалеко от моей редакции Храм. Там, как говаривала моя бабушка Маруся Рожкова, тебя всегда поймут, тебе всегда помогут.

Да, хорошо, что такое место есть и на нашей территории. Хорошо, что недалеко мне идти туда. Сил всё меньше.
Не вина. Не беда - годы…
На висках седины всходы…
Заслониться от них нечем,
Вот и жду, как с войной, встречи…

Всё ближе. Дошла. Ну, что тут теперь-то? Когда-то был «Архив кино-фото документов». Дело нужное. Но отвоевали его верующие во Христа у Министерства культуры.
Ведь изначально, в каком-то 1899 году тут и был Храм. Факт таков, что КПСС, не разрушив здания, перестроила его, приспособив под Архив. История наша. Беречь надо.

Иду. В горку. Опять мозги мои журналистские включились. Храм Марии Магдалины. Недавно что-то про неё по ТВ говорили. Какой-то новый фильм. Вроде, хоть бы не переврать, «Код да Винчи», что ли. Не видела. Но слышала, что чушь очередная. Деньги делают на всём, даже на самом святом. Ни стыда, ни совести! Тоже коллеги, журналисты новые, киношники…

И вот он, Храм. Территория знаменитой Сторожёвки. В 1948 году где-то здесь волки заели студента…Край города Менска. Было. Теперь это Центральный район столицы БелаРуси.

Бывала я тут в 50-х годах прошлого века. Господи, звучит – то как страшно -- века! Тогда здесь было старинное кладбище. Памятники! Шедевры архитектуры! Мраморные надгробия, чугунные замысловатого рисунка ограды могил, усыпальницы, гробницы со святыми мощами здешних служителей церкви. Могучие дубы, клёны, берёзы. Видели всё это богатство, помнят, молчат. Осматриваюсь. Жаль, я опять без фотокамеры. ТА уж в те дремучие годы у меня о ней даже мечты не было…

И вот он, 1999 - й год! Бульдозеры, экскаваторы, самосвалы! Толпы любопытных горожан! Суета рабочих бригад! Очередное нападение на красоту творений рук человеческих! Жуткое зрелище…

Вскопаны древние могилы, выкинуты гробы…Убранство их цело! На мощах покойного – огромный серебряный крест! О! Да это же , как видно, батюшка, священник здешнего Храма! И вот ещё гробы! О! Сколько же их! И все это выброшено, как хлам…Рабочие кидаются к этим невиданным вещам. Кому что пригодится…

Я ищу телефон. Звоню в милицию. Примчалась чья-то легковушка. Собрали, скинули в багажник, увезли…Кто? Куда? Ищи-свищи теперь…Суматоха. Всё разрушили.

А в 1941 - 44 годах всё цело было тут, в оккупированном немцами Минске. Странно. Жизнь как она есть…Что есть истина?
Вон, сегодня новый Понтифик в Польшу прибыл, на родину Вайтылы. В Освенцим пешком пошел! Немец. Признался, что в те ужасно знаменитые годы, при том их дьяволе гитлере (я его даже с заглавной буквы писать не хочу) он в той Германии был членом молодёжной нацистской организации…Как это вам сегодня?.. .Ладно. Это у них. А мы – у себя.

Итак, страшные эти раскопки кончились устроительными работами. Старинные дубы всё видели. Помнят. Молчат. И народ помалкивает…Знай, сверчок, свой шесток…Меньше знаешь, крепче спишь…Во все времена так было.

Прорыта огромная траншея. Укреплён берег высокого подворья церковного. Противоположный отошел к зданию новой огромной гостиницы «Беларусь». Высится она над всем этим сегодня.
 
Итак, отсюда, от Храма Марии Магдалины теперь до улицы Советской, нет, она потом проспектом Ленина стала, потом её проспектом Сталина назвали, нет, уже проспект Скарыны., Недавно опять переименована – теперь это проспект Независмости…Звучит как-то занятно по – белорусски «Незалежнасцi». Что-то вроде « не залежалося».
О! Боже! Три трамвайных остановки. Центр Минска. Уф! Таксисты мечутся в поисках нужного адреса. Вот вчера и много лет знали мы все минчане, где проспект Машерова, а приехали…Нет, это проспект Победителей! О! А где же…А он теперь в другом районе столицы…Зачем? Почему? Столько денег на переименования. На переоформления для жителей их адресов…Молчи, журналист! Не твоего ума дело! Выше сидящие знают, как лучше.

Молодым сегодня это всё до лампочки. У них другой интерес. Мы, же, старики, не понимаем, кому эта канитель нужна. Запудрены мозги. Справочная – телефон тоже не сразу врубается в суть вопроса мечущегося по городу в поисках нужного адреса…Ладно. Плетью обушка не перешибить…Далеко залетела в думах о смысле жизни. Что есть истина?

Итак, я у Храма Марии Магдалины. До чего же красив! Куполок луковкой. Рядом часовенка. Могилы убранством ухожены с мощами бывших тут служителей Бога.
Я не атеистка, но и не прихожанка. Читайте - завидуйте! Я – журналист Советского Союза!..
Смотрю, умиляюся. Труды рук и души человеческих. Огромные красивые ворота. Тяжелые. Открываю их. Справа «свечной ларёк». Покупаю свечи. Волнуюсь, как бы чего «не по Уставу» тутошнему, неграмотная я, вся насквозь из военнослужащих…

Оглядываюсь, с кем бы посоветоваться, чтоб ненароком не оскорбить всё это. Нет пока никого. Ставлю свечи на высокую подставку. Перекреститься бы надо. Но стесняюсь…сама себя. Не могу фальшивить. Не хочу, как некоторые, стать перевёртышем! Ох…Люби меня, Боженька, такую, какая я есть! Я с тобою в один день родилась, если верить теперешним божьим книгам .7 –го января Рождество Христово и моё. Кощунство? Нет, факт. Бабуленька Мария Рожкова, мама мамина окрестила тогда меня в покровском Соборе города Нижнего Новгорода. Да. Метрика есть.

Вот, ушла в воспоминания. Вдруг огромные двери Храма открываются медленно. И в проёме их – пятеро ребятишек! Все в тонюсеньких мокрых рубашоночках, посиневшие от холода, дрожат, но удивительно весёленькие. Каждому на вид нет и семи лет. Самый смелый подходит к продавщице икон и свечей: – Тётя, воды святой хочу!
Тётя через стеклянную перегородку свечного ларька сердито смотрит на невежду: – Святую воду надо пить натощак!
Детям непонятно слово «тощак». И они, видя её нерасположенность, кидаются ко мне:
– А вы дадите нам стаканчик водички, тётя? Можно?

Хозяйка ларька ещё громче повторяет: – Нельзя!

Малыш, прижимая к груди посиневшими ручонками мокрую рубашонку, тянет меня за подол: – Не знаете, что у меня тут?

– А вот и знаю! Цыплятки у тебя там, под рубашечкой! Тоже пить просят. Не задохнутся они ?
Малыши, почувствовав мою молчаливую поддержку, кидаются ко мне: – Мы их по пять тысяч за штуку купили!
И, не глядя на хозяйку ларька, кидаются к ёмкости у входа, хватают пластмассовые стаканчики, цедят водичку…

Для меня это всё – фактура для очередного материала в «Надежду»…Вместе выходим из Храма. Чьи же они, цыплята эти в мокрых рубашоночках?

– Я Саша Лукьяненко, мне уже восемь лет! А это Коля и Юра, Костя и Юлька с улицы Богдановича, дом 55, квартира 107!
Мы все с одного двора! Наша мама Таня Морозик! Папа наш тоже был Морозик. Но теперь у нас новый папа – Серёжа! Тот папа нас и маму и дедушку бил. А этот нет. Он привозит чеснок. Мама его на базаре продаёт! А бабушка Валя в больнице! А дедушку Мишу милиционер бил палкой на кровати у нас дома! Шкель его фамилия!

Малыши хором вводят меня в курс дела их семьи…Я не хочу вникать в эти тонкие подробности…Я очень неуютно себя чувствую в такой ситуации…Вот она – жизнь наша мирская…
И, вывернув всё содержимое своего кошелька в подол Саши, я спешу в редакцию моей безнадежной «Надежды»…В свой храм.
***


© Copyright: Яна Ольгина, 2006
Свидетельство о публикации №1608210239
Список читателей   Версия для печати   Заявить о нарушении правил   
Рецензии
Написать рецензию
Так волнительно, как репортаж биения сердца. Но читать трудно. Дайте местами читателю и отдохнуть. Сама параллель-линии храма и редакции -Надежды ценная. Но Вы как бы пишете как письмо в будущее, письмо свидетельство. Сквозь многочисленные имена, живых и прошлых, наиболее ярко встает личность автора. Удач Вам!

Александр Курушин   01.09.2006 03:36   •   [Заявить о нарушении правил]
Добавить замечания
Александр Курушин :
Дайте местами читателю и отдохнуть.
***
Да, надо бы и мне уже отдохнуть...Невольно вспоминается туристическое (когда-то водила я любознательных Гомо по местам боевой славы БССР) "Лучше передохнУть, чем передОхнуть...".
***
С. Курушин :Но Вы как бы пишете как письмо в будущее, письмо свидетельство. Сквозь многочисленные имена, живых и прошлых, наиболее ярко встает личность автора. Удач Вам!
***


________________________________________