Не забывается такое никогда

Александра Мазманиди
   

           Так уж получилось, что  в командировке в город В. я случайно встретился с однокурсницей. Мы с Аллой взаимно обрадовались неожиданной встрече и я, торопясь по делам службы, пригласил её к себе в гостиницу вечером, если это удобно. Она сразу же согласилась.

           Надо сказать, в ту пору зима была странная: то дождь лил, то подмораживало и валил снег часами, нарушая городской ритм жизни. Коммунальные службы не справлялись с расчисткой дорог и тротуаров, как всегда. А тут ещё на обледеневшие провода налипло столько мокрого снега, что они не выдержали и оборвались во многих местах.  И город остался без электричества на несколько дней. Хорошо ещё, что это совпало с  выходными.

               Аллочка, как и обещала, пришла ко мне не одна, а с сюрпризом - Димкой. Я не знал, что они поженились сразу после окончания института и распределились в этот город. И мы, цедя понемногу виски, разговаривали в полутёмном гостиничном номере, держа наготове свечи. Как живёшь? Где работаешь? Семья есть? Это были дежурные вопросы. Дальше больше, нас  захватили воспоминания былых студенческих лет. А помнишь? А помните?

             Однажды, таким же зимним вечером, начала оживленно вспоминать Аллочка, мы с Наташкой ( помните её?) пошли на каток. Решили размяться после зимней сессии и долгой зубрёжки. Настроение было отличное, сессию мы сдали хорошо, обеспечив себя стипендией на полгода. На катке было много наших, и вы в том числе. Ну, вспомнили? Гремела музыка.
 
           - Стали кататься все вместе,- вставил Димка,- веревочкой или паровозиком.
  - Ха-ха-ха,- рассмеялся я, - и на повороте, разогнавшись, свалились в сугроб почти всей цепью. Особенно досталось мне и Наташе, мы же были в хвосте.
 
          - Мы даже испугались, ведь вас вытолкнуло почти к железному забору. От сильного удара спас высокий сугроб, - уточнил Дима.
- Жёсткий колючий снег поцарапал щёку Нате, но она ничего не заметила, а я стряхивая с неё снег, увидел царапину, достал платок и бережно вытер её нежную щёку, -  вспомнил Андрей.

           -Все знали, что ты, Андрюха, неравнодушен к ней! - сказал Димка.
 
-Я ведь был тихим, скромным парнем, не рисовался, не не пытался произвести впечатление. И девчонки не замечали меня, не придавали значения моему существованию. Вот ты, Димыч, всегда был на виду, говорил громко, эффектно одевался,старался всячески привлечь внимание к своей персоне.

 - И девочки стайками вились вокруг него всегда,- воскликнула Алла, глядя на Димку влюблёнными глазами.
               
           Я продолжал вспоминать.
         - Как-то сразу потеплело, пошёл снег, он медленно падал большими, ну очень крупными хлопьями. Моментально всё стало  вокруг белым - бело. Лёд на катке покрылся толстым пушистым одеялом. И катающиеся стали разбредаться, стряхивая с себя непрерывно летящий с неба снежный поток.

           - Пока,-  безнадёжно взмахнув  варежкой с вышитой голубой снежинкой, - сказала небрежно Алла ничего не замечающим Андрею и Тате и побежала  за гурьбой студентов, уходящих с катка.

- А мы(подхватил Андрей) остались сидеть на скамейке, слушая музыку, которая лилась из динамиков. Пока не превратились в белые сугробики, потом встали, отряхнулись и медленно пошли, почти не разговаривая.

            Я проводил Нату домой (она жила с родителями) и пошёл пешком в общагу, думая об этой дивной девушке. Возле Дворца культуры я остановился, потому что услышал как Шарль Азнавур или, скорее всего - Хулио Иглесиас пел "Натали". Я не знал языка и кроме волшебно-загадочного слова "Натали" ничего не понимал, но музыка завораживала и удивительным образом соответствовала моему внутреннему состоянию. Я стоял, пока у меня не стали спрашивать:" Нет ли лишнего билетика?" Я очнулся и побрёл дальше, продолжая грезить о Наташе. В беличьей шубке и пуховой шапочке с румянцем во все щёки, она была прелестна.
               Я издалека уже давно наблюдал за ней, не смея приблизиться. Мне нравилось в ней всё:  и небрежно взбитые рыжие от природы волосы, и застенчивая улыбка и скромные не броские наряды. И училась она ровно, прилежно.

               Первый раз я её приметил на институтском КВНе. Она с девчонками сидела поблизости, смеясь и хлопая в ладоши, подпрыгивала и как бы приглашала всех разделить с ней радость и восхищение от произносимых со сцены шуток. Ещё подумалось:" Надо же восторженная дурочка какая, но прехорошенькая".

              Потом, обедая с ребятами  в институтской столовой, видели как она с мужеподобной сокурсницей, физоргом факультета Ниной Ивановой покупала пирожки с капустой и с повидлом на всю группу.
 
_ Да, да,- перебил Димка,- мы тогда собирались всем курсом в кино на французский фильм " Мужчина и женщина" Клода Лелюша, он ещё получил на Каннском фестивале приз - Пальмовую ветвь. Фильм- сенсация!
 
           - А помните,- перебила Алла, - как физорг Нина в начале лета  перед летней сессией спрыгнула с дерева в реку и получила перелом позвоночника. Не повезло девушке, крупно не повезло. Наталья тогда бегала к ней в больницу чаще всех, пока не приехали родители горемычной и не увезли её в родной город.

           -А мы с Наткой ещё больше сдружились после этого случая, стали ближе,- подумал Андрей. Мы часто бегали в кино, театры, в цирк, на танцы.
Таша приглашала нас на свой день рождения домой. А Колька с Галькой  целовались на балконе и  растоптали все пирожные, приготовленные к чаю. Остался цел только тортик, потому что его унесли на кухню украшать  свечами.
 
           -  Помните Юльку(царство небесное)- умный был парень, начитанный, но высокомерный. Его не очень любили в группе, он  всех высмеивал постоянно, так он ходил всё к нашим девочкам.

- Он был тоже местный и Алла с ним дружила одно время,- сказал Димка и с укором посмотрел на неё.
 
           - Да, папа его был какой-то военный начальник, кажется, военком.То ли дома у них хранился пистолет, то ли Юлик взял его у отца на работе, но пистолет этот сыграл роковую роль. Димка продолжал вспоминать.
 
               Юлька был страстно влюблен в одну аспирантку, но без взаимности.  Он долго добивался её расположения. Я  никогда никому не говорил этого, но мы поспорили с Юликом , что он добьётся этой неприступной девушки. Я уверял , что ничего не получится, что у неё  есть жених, но Юлька был уверен в себе. С сентября до нового года он тщетно" подбивал клинья". И вот перед самым новым 1966 годом он сказал ей,что застрелится, если она  его опять отвергнет. Аспирантка только посмеялась. Он позвонил мне  убитый горем, сказал, что проиграл пари, поздравил с наступающим праздником. Мы ещё о чём-то поболтали ( я уже и не помню). Но попрощался Юлька весело.

                А на следующий день меня вызвали в милицию давать показания, так я узнал, что Юлиан застрелился. Про пари я, каюсь, не сознался, умолчал, а то бы затаскали. А аспирантка - то ли с перепугу, то ли от чувства вины своей - пыталась повеситься.
 
               В общем страсти-мордасти сплошные получились, а не новый год. Весь институт гудел.  Андрей перебил его.
 
               - Потом страсти постепенно улеглись и началась зимняя сессия. Все мы старались сдать сессию хотя бы без троек, чтобы получать стипендию, степуху. На первом курсе мы получали в месяц 22 рубля, на втором - 28 рублей, а повышенная ( это если одни пятёрки) -35 рублей, но свои честно заработанные. Кстати, моя мама тогда получала 78 рублей, а папа - аж 110 рублей ( это считалось солидной зарплатой).

              Родители,конечно, помогали как могли, но мне здоровому лбу было стыдно сидеть  у них на шее. И мы с ребятами  ходили частенько ночами  разгружать вагоны на" железку" или молочные продукты в близлежащие магазины, а также на другие работы, за которые платили "наличкой".

              Это было хорошим подспорьем: можно было пригласить девушку в  театр, кафешку, в кино, купить, наконец, букетик цветов или сувенир к 8 марта.
               - А ССО - стройотряды?- Вот, где мы действительно много зарабатывали,- сказал Димка,- за эти деньги мы покупали одежду, обувь на весь учебный год. Девчонки в стройотряды ездили поварихами, по четыре на стройотряд, работали в две смены, когда была уборка хлеба ( зерновых). Кормили нас девчонки, как на убой, но мы и ели как слоны, отъедались за полуголодный учебный год.

               Андрей задумался, он вспомнил, что Наталья не ездила  со стройотрядами ни разу. Обычно она отдыхала с родителями на море. В тот раз они отдыхали на Каспийском море, у тётки. Осенью она возвращалась загорелая тем особым морским загаром, посвежевшая и отдохнувшая.

                Я о море только мечтал и видел его только в кино, да на картинах Ивана Айвазовского. Несколько раз я звонил Наташе, чтобы узнать не вернулась ли она, но телефон тоскливо молчал. Я очень скучал по ней и мысленно признавался  Таше в любви по несколько раз в день. И даже решил просить её руки, как только она вернётся. Я дрожал от нетерпения.

                И вот,наконец, она вернулась и мы встретились.
 Наталья много и оживлённо рассказывала том, как хорошо отдохнула. Как они ходили на концерт Муслима Магомаева, с каким пиететом принимали его земляки (народ Азербайджана по праву гордится  отличным певцом и музыкантом). Нату можно слушать бесконечно долго, рассказывает она увлечённо, красочно-сочно и забавно.

            Я ловлю себя на мысли, что она очень изменилась, но что произошло, что меня насторожило? И вот она умолкла наконец, взяла паузу. Затем выпалила поспешно:" А я влюбилась. И, кажется, выхожу замуж."

          - А учёба? А я?- мысленно спросил огорошенный Андрей.  Она прочитала, кажется, его мысли и сказала: " Я переведусь в Баку, а ты  всегда мне будешь лучшим другом". Да уж. Такого поворота я  не ожидал. Как же так? Я строил планы на нас двоих, мечтал о счастливом браке. А она разрушила всё в один миг и улетела в тёплые далёкие края.

          Алка-подружка её - пыталась меня отвлечь-развлечь, утешить, но я наотрез отказался и уехал в ССО. Там сдружился с поварихой сокурсницей Машей и через два месяца сделал ей предложение, не откладывая в долгий ящик. Скорее всего в отместку Нате. Любил ли я Машу - не знаю. Но женился, потому что Маша согласилась сразу.

           На удивление боль, причинённая Натальей, быстро прошла и мы жили совсем неплохо, даже можно сказать- хорошо.

           Через год около того катка, где началась наша любовь, Наташа неожиданно встретилась мне. Она весело щебетала, что вернулась насовсем, что замужество её было ошибкой, выжидательно посмотрев на меня, на мою реакцию. Я молчал, кивая. Она добавила, что живёт у мамы с папой.

              Я почти не слушал её и всё думал, неужели я любил, страдал жестоко из-за этой красивой, дорого одетой, но совершенно чужой мне женщины.
Наталья хотела зайти со мной в кафе, но я отказался, тогда она предложила ещё встретиться. Я  сославшись на занятость, торопливо попрощавшись, ушёл.

              Со стороны катка летела мне  вослед мелодия " Натали" , но мне она уже не казалась такой завораживающей. Кроме досады и раздражения, я не чувствовал ничего.

            - Уже сгорели все свечи. Не пора ли нам домой? - сказала Алла. А то на воспоминания и ночи не хватит.
 
               Мы стали прощаться. Договорились встретиться ещё, когда исправят электричество, у них дома или в ресторане. Вспомнить ещё много чего осталось. Первая любовь, студенческие годы - всегда самые тёплые воспоминания. Не повторится такое никогда и не забудется.