Грибная охота

Александра Мазманиди
 
    

 
                В этом году осень выдалась ранняя, прямо с начала сентября облетает листва, берёзы же начали желтеть и сбрасывать лист понемногу уже в конце лета. Канадские клёны местами сияют пурпурной окраской. Стройные рябины украшены красными кистями ягод то тут, то там.  Я мечтаю попасть в лес, уж очень хочется по грибы,люблю тихую охоту.

            Как-то муж приехал с работы и сказал:" Завтра едешь собирать грибы-опята. Тебя берут с собой мои работники-девчата (а девчатам больше ста лет на двоих)."  Я их знаю, девчат его, хорошие женщины. Работают и дружат они давно.

            Одна - Алина, маленькая, ладненькая, юркая, ну  очень быстрая. Она за рулём своей машины, как заправский шофёр рулит. Другая - Жанна, пикантная, куркулентных форм  (как и я), только высокая, мается с больной коленкой, но не сдаётся. Очень мужественная женщина - работа, дача и обязательная  заготовка  грибов по осени. Ежегодно они ездят собирать грибы и в этот раз решили взять меня, старую рохлю, ведь я  почти на десять лет старше их. Ну да ладно, едем.

           Когда мы подъехали к их излюбленному лесу, там уже стояли машины заядлых грибников. Я предупредила  девочек сразу, что опят не собирала ни разу в жизни.  Оказывается опята растут не только на пнях, но и на живых, растущих  берёзах, да так интересно, красиво  свисают гроздьями, разные: малюсенькие, как спички и даже меньше, есть и покрупнее. Срезаешь их аккуратно,складываешь в корзинку и идёшь дальше.

                Но я была потрясена и стояла, словно завороженная, разглядывая это чудо, красоту необыкновенную, запах леса пьянил и  манил. Алиночка взяла надо мной шефство: шла впереди и показывала берёзы и пни, поросшие разнокалиберными опятами, растущими семьями и семейками. Только успевай срезать.
               
               Лес этот  смешанный: ели огромные, стройные берёзы от больших до мизерных, дубы и дубки-подростки, осины и осинки, встречаются кудрявые рябины, украшенные краснеющими кистями почти созревших  ягод.

               Вряд ли кто-то ухаживает за этим лесом,он запущен, очень много поваленных ветром  старых деревьев, некоторые из них уже почти превратились в труху, покрыты мхом и лишайником, там же кое-где поселились опята одиночки и группами. Под ногами сучья,бурелом, уже много опавшей разноцветной листвы, ещё зелёной травы.

                Когда солнце пробивается сквозь густые кроны деревьев, то в траве и под опавшей жёлто-коричневой пожухлой  листвой проглядывает подберёзовик или подосиновик с кокетливой шапочкой на боку, а то и крепкий боровичок на толстенной ножке с рыжеватой или  коричнево-шоколадной шляпкой.

                Некоторые шляпки грибов, не срезанных во время, расплываются, как оладьи на сковородке или вернее, оплывают, как свечки. Есть грибы, поеденные улитками, червями и мышами. Все запасаются,наедаются на зиму.

                Я нашла даже несколько чёрных груздей, хотя им быть ещё не время и уйму коричневых кобылок. Кстати, они хороши для жарки вместе с  боровичками, подберёзовиками и подосиновиками. Очень часто встречаются трухлявые разноцветные сыроежки, но мы их не берём, потому что они очень ломкие и до дому  не доедут.Однако поздней осенью они очень даже годятся,потому что становятся не такими хрупкими,да и выбора-ассортимента уже нет.
 
                Бледные поганки и" дедушкин табак"  попадаются чаще, чем хотелось бы. "Дедушкин табак"   - интересный серый толстый гриб, если его ткнёшь палкой, то  лопается его тонкая шкурка  и  во все стороны летит серо-зелёная пыль. Он ядовит, как и бледная поганка.Правда, молодыми их можно употреблять в пищу,но мы этого не делаем.

                Увлечённая благоухающим осенним нарядом леса, я отстала от девчат и стала аукать. Кто-то откликнулся и я пошла на звук направо, и встретилась с совершенно незнакомыми женщинами, которые зачем-то отозвались на  мой зов. Я развернулась и пошла в противоположную сторону, иду, ищу грибы всё равно, хотя боязно, что потерялась и опять зову:" Владимировна, Ивановна!"

                Наконец-то услышала отклик и обрадовалась, что нашла своих.

          Накануне был дождик, да плюс утренняя обильная роса, а я в туфлях-кроссовках,(резиновые сапоги мои остались у сестры на даче) ноги промокли,  почти до колен набрали влаги, но в азарте я этого не замечала. А девчата мои недовольны, ворчат, что мало грибов набрали.

         В прошлый раз, говорят, мы за час нарезали по два ведра на одном месте и уехали. А тут за два часа не набрали и половины. Не нашли то удачное грибное место. И так бывает.

             Мы с Алей выходим вместе на дорогу, далеко от оставленной нами машины и я остаюсь с грибами ждать Жанну, а Алина налегке идёт за машиной. Наконец выходит из леса Жанна и подъезжает Алина. Мы моем руки, перекусываем и садимся в машину, но неугомонные мои товарки решают зайти в лес ешё разок, чуть подальше отъехав от этого места.

            Я остаюсь в машине "сушиться", да и притомилась бабушка. А дома ещё предстоит обрабатывать собранное ведро грибов.  Алина и Жанна ходят ещё час, а я наслаждаюсь осенним солнышком и свежим воздухом.
 
            Первой вышла из леса Алина, она набрала ещё почти ведро грибов и стала беспокоиться за Жанну, вдруг та решится идти через глубокий пятиметровый ров, ведь не вылезет сама. Но вот и Жанна вышла из леса, у неё" улов"  поменьше, но обе говорят, что больше за опятами не поедут. Хватит. Алина отсыпает мне кобылок и опят, хотя я сопротивляюсь: собирать интересней, чем обрабатывать. Они со мной соглашаются - собирать лучше!

И мы мчимся в город, каждая к своим делам, заботам. Моя грибная охота закончилась в этот день успешно.

              По выходным дням мы с мужем  ездим к родственникам на дачу. Рядом с дачей лес - мы туда ходим каждую осень за шиповником и грибами. В этом году бобры сделали запруду так, что по дороге в лес не пройти, образовалось целое озеро и ходить на наши места приходится в  обход по оврагам и через насыпь - бывшую железную дорогу. Рельсы давно растащили на металлолом, остались только шпалы, да кое-где торчат железные штыри, так и смотри, чтобы не споткнуться.
 
             Бывшая "железка" соединяла деревни и села с городом, а теперь поросла кустарником, высокой травой, так что через несколько лет здесь будет непроходимый лес. Года три назад на нашей излюбленной горке были молодые поросли берёзок и осинок, то здесь, то там. А теперь они выросли и под ними  находишь подберёзовики, подосиновики, иногда белые и нежно- розовые волнушки, а сколько красивых ярко оранжевых в крапинку ядовитых мухоморов. Ну очень красивых!
 
          Волнушки на пригорке чуть поодаль от деревьев, прямо в траве, вдоль тропинок. Если найдёшь волнушку, то смотри в оба, не наступи, вокруг будет не одно семейство больших и средненьких, маленьких и малюсеньких, с ноготок. Иногда, если повезёт, четверть ведра в одном месте нарежешь. Редко, но попадается и белый гриб, они по одному, по два любят населять солнечные опушки. Трава здесь с мой рост.
 
              И вот мы набрали по ведру грибов и пошли посмотреть шиповник, он растёт в низине. Но его почти обобрали другие люди -  красный, крупный, сочный, спелый, поклёван птицами. Они, как и люди, тоже запасаются витаминами на зиму, хотят наклеваться впрок. Мы выбираем красный, блестящий и недозрелый шиповник. Недозрелый я разрезаю пополам, ложечкой вытаскиваю семечки, подсушиваю в духовке, потом  к чаю шиповник идёт как цукаты. Вкусно и полезно.
 
                А пока шиповник колет руки, ноги, царапается и мужу быстро надоедает его собирать, хотя мы в перчатках. Он зовёт меня возвращаться домой. Но я его уговариваю, что надо ведь угостить Владимировну, Ивановну и его шофёра - Сергея. Мы собираем ведро шиповника и идём-ползём восвояси усталые и довольные.

              Три часа ходьбы по пересечённой местности и увлечённых поисков. В азарте не чувствуешь ни боли, ни усталости. Пьяные от свежего воздуха мы увидели случайно стайку пёстрых дроздов, которые лакомились спелым шиповником. В отличие от нас, они склёвывают верхушки только самого крупного и спелого шиповника.

              Так заканчивается один из наших походов в лес. С пустыми руками мы не возвратились ни разу.

             Всё-таки изумительна русская природа, богата и щедра, по-своему прелестна она в любое время года!