Ошибки и перекосы категориального мышления

Лев Балашов
ОШИБКИ И ПЕРЕКОСЫ КАТЕГОРИАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТЕЗИСЫ)

Людям свойственно ошибаться. С другой стороны, они стараются избегать ошибок или делать их как можно меньше.
Ошибки бывают самого разного свойства. В том числе ошибки, связанные с характером нашего мышления. Чаще всего говорят о логических ошибках или ошибках логического мышления... (насколько мне известно, ошибки мышления рассматриваются за некоторым исключением именно как логические ошибки). Однако, если внимательно посмотреть на то, что называют логическими ошибками, то можно увидеть, что в этом предмете синкретически присутствуют или смешиваются принципиально разные ошибки мышления: чисто логические ошибки, связанные с нарушением правил логического мышления (точнее, законов формальной логики), и категориально-логические ошибки, связанные с нарушением категориальной логики или логики взаимоотношения категорий мышления.
 
КАТЕГОРИАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — это чаще всего ошибки абсолютизации тех или иных категорий мышления. Они в определенном смысле были неизбежными, поскольку осознание человечеством категорий протекало, как правило, в форме их абсолютизации. Это кажется парадоксальным: мы что-то осознаем в форме ошибки, т. е. совершая при этом ошибку. Да, действительно, абсолютизации, если они не носят крайний характер, — такие ошибки, которые могут принести пользу. Люди учатся на ошибках. Кроме того, отрицательный результат — тоже результат (отсекается неправильное, тупиковое направление поисков и благодаря этому уменьшается число вариантов, которые надо испытать-пройти). И еще: не очень большие ошибки подобны прививке — они защищают человека от совершения крупных, непоправимых ошибок. Вообще, путь человечества к осознанию-осмыслению категориальных форм весьма тернист и очень часто напоминал путь проб и ошибок. Конечно, лучше бы ошибок не совершать, но уж коли они случились, нужно относиться к ним спокойно-осмысленно.

ПЕРЕКОСЫ И КРЕНЫ КАТЕГОРИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ — те же ошибки, но только не отдельные, а, как бы сказать, системные или совокупные, ведущие к большим искажениям-деформациям категориальной логики.
Наверное, можно говорить и о заблуждениях категориального мышления. Последние — это перекосы и крены категориального мышления, утверждаемые, провозглашаемые как истинные, правильные.

*    *    *
В том или ином виде вопрос об ошибках категориального мышления поднимался и обсуждался на протяжении всей истории человеческой мысли. Говорили о философских, метафизических ошибках, разного рода кренах, перекосах категориального мышления, о разных искажениях философии, абсолютизациях и односторонностях...

Взять хотя бы учение Ф. Бэкона об идолах–призраках. Некоторыми своими сторонами это учение очень близко подходит к указанному вопросу. По мысли Бэкона, в сознании людей, которые не заботятся об «очищении интеллекта», господствуют ложные образы или, как он их называет, «призраки» или «идолы». Что касается «идолов», то этим словом «мы обозначаем глубочайшие заблуждения человеческого ума, влияние которых заражает и извращает все восприятия интеллекта» (Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. Т. 1, М., 1971. С. 322). Говоря об идолах рода, порождаемых свойствами человеческого разума, Бэкон указывал прежде всего на те идолы, которые связаны с антропоморфным взглядом на природу, усматривающим повсюду цели; конечные причины «имеют своим источником скорее природу человека, нежели природу вселенной, и, исходя из этого источника, удивительным образом искажают философию» (там же, с. 121).
Бэкон также указывает, что способность разума к абстрагированию, отвлечению общего от частного и к систематизации, при неосторожном обращении, также может явиться источником заблуждений: «Человеческий ум по природе своей устремляется к отвлеченному и текучее мыслит как постоянное» (там же, с. 118), он «по своей склонности легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит», придумывая «параллели, соответствия и отношения, которых нет» (там же, с. 118).

Гегель не раз говорил об ошибках категориального мышления и необходимости его корректировки. Он утверждал даже, что «высшая задача логики — очистить категории, действующие лишь инстинктивно как влечения и осознаваемые духом прежде всего разрозненно, тем самым как изменчивые и путающие друг друга (выделено мной — Л.Б.), доставляющие ему таким образом разрозненную и сомнительную действительность и этим очищением возвысить его в них к свободе и истине» (Гегель. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 88).

Б. Рассел в «Истории западной философии» поднимал вопрос о метафизических ошибках.
Можно привести десятки подобных примеров. Эта тема еще ждет своего исследователя.

КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИАЛЬНЫХ ОШИБОК

1. Одни категории смешиваются с другими (ошибка отождествления одних категорий с другими). Например, качество отождествляется со свойством, вещь с предметом, свойство с признаком, необходимость с неизбежностью.
2. Одни категориальные отношения (связи) смешиваются с другими. Например, отношение количества с качеством нередко рассматривается как отношение причины с следствием (у Гегеля, в марксизме) или временн;е отношение как причинно-следственное.
3. Попытки одностороннего представления категорий (в частном значении субкатегорий). Например: материи как тела, движения как пространственного перемещения, количества как множества.
4. Попытки элиминации (удаления, устранения) отдельных категорий (например, качества, случайности, беспорядка).
5. Попытки абсолютизации отдельных категорий (например, единства, порядка, системы, закономерности, необходимости-неизбежности, материи).

Степени абсолютизации: слабая, средняя, сильная, сверхсильная.
Слабая — акцентирование внимания, подчеркивание значимости.
Средняя — преувеличение роли, примат одного над другим.
Сильная — собственно абсолютизация, возведение в Абсолют, по русски, в нечто безусловное, безотносительное.
Сверхсильная — мистификация, обожествление или демонизация. В этом случае абсолютизация выходит за рамки философского мышления, сдвигается в сторону мистического и/или религиозного умонастроения.

О категориально-логических ошибках подробнее см. книгу "Ошибки и перекосы категориального мышления" (скачать текст книги на Яндекс-диске: http://yadi.sk/d/u7Qoi_p-JAfim )