Мариам Петросян Дом в котором

Лана Балашина
Дочитала книгу.
Обычно книги заканчиваются с последней страницей - но те, кто дочитал книгу Петросян, поймут меня: это лента Мебиуса. И я снова в ней.
Пожалуй, со времен Аготы Кристоф не было мне так тяжело делиться мыслями о прочитанном.
Попробую рассказать о том, что я лично увидела в этой книге.

Я росла во Дворе.
Двор был огромный, в нем росли могучие старые деревья. Во Дворе были разные таинственные места: Сараи, Подвал, Флигель. В глубине двора был кран с водой - вода была такая вкусная! Набегаешься в догонялки, и пьешь воду, пахнущую железом, прямо из крана! Вода брызгает на загорелые ноги в сандалиях, на подол сарафана...

В Подвале жил опухший от пьянства Валентин. К нему приходили такие же , как он, друзья, и родители не разрешали нам гулять около ступеней, ведущих вниз. Однажды Валентина нашли мертвым - и мы с замиранием сердца слушали старших мальчишек - они уверяли, что видели там кровь!

Дружили все Двором, вместе с корью и ветрянкой переживали и детские увлечения. Вдруг куда- то пропадали подпорки для белья - это мы повально все ходили на ходулях. В один из летних вечеров старшие ребята вынесли диапроектор - и я посмотрела "Пеструю ленту" Конан Дойля. И пропала навсегда- в смысле любви к детективам!

Во Дворе меня научили играть в карты - я самая младшая была. Проигравшие вытаскивали спичку из песка зубами. К соседке приехал внук- мальчик на два года старше- он сказал, что Света спички вытаскивать не будет.
На другой день весь Двор был исписан надписями Саша+ Света, и я сделала для себя два самых важных в моей жизни вывода: что во мне есть что-то, что может заставить мальчиков заступиться за меня, и что если этим воспользоваться- мое имя напишут на заборах. Я научилась играть в карты лучше всех во дворе.

Прошло много лет, однажды мамин знакомый привез для меня из Индии камни, их нужно было забрать - причем адрес дали тот самый, Двора, где я выросла.
Крошечный двор с двумя старыми тополями, скамеечки, площадка для сушки белья, покосившийся флигелек в глубине двора...

Я вернулась домой и спросила маму о Валентине- помните, что жил в подвале?
Мама удивилась, почему я его вспомнила - одинокий человек, долго болел, умер от сердечной недостаточности...

Двор, в котором...