Моэм и Ноя

Таисья
Часть  I.

http://www.proza.ru/2014/01/09/1949

***

Часть  II.

http://www.proza.ru/2014/01/10/221

***

Часть III.

http://www.proza.ru/2014/01/10/1377

***

Часть IV.

http://www.proza.ru/2014/01/18/196

***

Часть V.

***

(Из дневников Марьяны РакитА).

***

Моэм и Ноя.

***

"Самое большое преимущество старости — в духовной свободе".

(Уильям Моэм - английский писатель).

***

Уильям Моэм - гражданин мира.

***

"Подсела" на Уильяма Сомерсета Моэма - классика английской литературы XX века, не могу оторваться от его рассказов, очень нравятся... Читаю дозированно, по одному рассказу в день, как гурман дегустирует и смакует редкое блюдо, так и я читаю спокойно и размеренно, размышляя и анализируя...

Сомерсет Моэм был подданным британской короны, но родился, жил и умер за границей. Он родился в 1874 году в Париже и прожил долгую жизнь. Иногда кажется, что Моэм - гражданин мира, творил вне своего времени - для всего человечества и на все времена.

За пятьдесят лет Моэм написал свыше ста рассказов об обыкновенных людях, с которыми всегда происходит что-то необычайное. Он и сам испытал много насмешек судьбы, сюжеты не выдумывал, а подсматривал у жизни. Сила его таланта в понимании сложности человека, ведущей к непредсказуемости его поступков.

Моэм - настоящий мастер короткой прозы, ярких персонажей, противоречивых характеров, нелогичных поступков, на которые толкают человека скрытые и безудержные страсти и парадоксальных финалов. Никогда не знаешь, чем закончится очередное повествование - развязка всегда неожиданна, как гром среди ясного неба. Автор воздерживается от собственных однозначных оценок, как относиться к героям, предоставляя это право читателям.

Юрий Нагибин был едва ли не единственным советским писателем, кому посчастливилось быть принятым на вилле "Мориск" на Ривьере, где прошла добрая половина жизни Моэма, где его навещали друзья и знаменитости, крупные политические деятели и принцы крови и где он умер в полном одиночестве. Вилла, которую он приобрёл в 1928 году, была его крепостью, но укрывался он в ней ненадолго. На стене у въезда на виллу был изображён древний мавританский знак, по преданию предохранявший от невзгод. Моэм часто помещал его на обложках своих книг.

Моэм не принадлежал к писателям, наблюдающим жизнь из окна. Нагибин был поражён дендизмом девяностолетнего старца, но еще более контрастом между телесной тщедушностью и силой, живостью его мысли. Русский гость удивлялся редкому сочетанию спокойного достоинства, детского азарта и ядовитого сарказма, с каким Моэм говорил о том, что его волновало. Моэм - художник всегда оставался современным и жил будущим. И хотя он заработал своим пером около четырёх миллионов, он писал ежедневно... Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000—1500 слов.

До конца своей жизни Моэм жил на своей вилле на Лазурном берегу, а после смерти в 1965 году его прах, согласно последней воле писателя, был перевезён в Англию и захоронен у носившей его имя библиотеки школы для мальчиков "Кингз-скул", в которой он когда-то учился.

За пятнадцать лет мне удалось заново собрать свою библиотеку в новой стране взамен утерянной на Родине, а вот прочитать всё собранное пока не удавалось, работа и семья занимали всё время. Да и зрение стало подводить, выплакала глаза по ранней утрате мужа...

Поэтому ловлю момент для чтения днём на солнышке в ставшем родным скверике, а точнее - в уютном дворе новых многоэтажек. Но читать могу только при дневном свете да и-то не больше часа, начинают болеть глаза. Хорошо в моём возрасте, можно никуда не торопиться, а жить в своё удовольствие...

Теперь надолго хватит чтива, а сейчас бы и финансов никаких на это не хватило - цены на книги фантастические, взлетели до небес и стали заоблачными... От рассказов Моэма перешла я к его романам, увлеклась, ведь Моэм - ещё и великолепный романист...

***

Ноя.

***

В сквере мальчишки лет 6-10 играют в футбол, кричат, время обеденное после школы, а я радуюсь их весёлому гвалту, вспоминая своего любимого четырёхлетнего внука Адамчика, живущего далеко от меня на другом континенте, где февраль суров и жесток...

Cплю и вижу - мечтаю о встрече -
C нетерпеньем считаю деньки...
Тёплым будет по-летнему вечер,
А друзья и родные - близки!

Молодой папаша подкатывает на детскую площадку двухместную красную коляску с единственным ребёнком - чудной девчушкой-куколкой. Он ловко усадил малышку на горку, но не скатил ребёнка с горки, а маленькой чайной ложечкой стал подкармливать дочку вкусным лакомством-йогуртом, что-то приговаривая. А доченька кивала отцу в знак согласия. Потом он посадил малышку на качели и снова покормил и покачал. Он так ласково и внимательно обходился с ребёнком, что я не удержалась и полюбопытствовала:

- Как зовут Вашу девочку?

- Ноя, - ответил отец.

- Сколько ей?

- Полтора годика, - вежливо ответил заботливый отец и уточнил - они двойняшки: мальчик в детском садике, а малышка вот приболела.

- Да, я поняла, что у Вас двое деток, тяжело, наверное, но так здорово - сразу родить двоих детей: девочку и мальчика, - сказала я, улыбнувшись.

- Это - правда, - согласился он.

Они гуляли на площадке около часу, а я с удовольствием наблюдала за ними.

Мужчина собрался уходить и велел доченьке попрощаться со мной. Ноя послала мне воздушный поцелуй. Это было настолько трогательно, что у меня перехватило дыхание.

Я продолжила чтение, но увиденная идиллия не покидала сердце...

По дороге домой я ещё раз увидела молодого папашу, но уже с двумя детьми, видно, счастливый отец уже встретил сына из детского сада. Я не стала снова привлекать к себе их внимание, не хотелось быть назойливой, но я поняла, что день прожит не зря...

***

12 февраля 2014 г.

***

Часть VI.

http://www.proza.ru/2014/02/22/210