Иерусалим, Мамила

Борис Готман
 
 Я начал работать на иерусалимских стройках  в 90-х.

 Жил я в Беер-Шеве и мог попасть в Иерусалим двумя путями: принятым кружным, длиной 120 км, или коротким -  всего 80 км, но через Хеврон.

 Короткий путь через Хеврон - через "палестинские территории"- был чреват атаками камнеметателей и авариями: на территориях правила дорожного движения практически не соблюдались.

 Причем, как арабами, так и еврейскими поселенцами. И те, и другие могли выскочить на главное шоссе под знак "Стоп", обгонять справа, ехать по встречке и т.п.

 Камнеметатели, в основном подростки, руководимые одним-двумя взрослыми арабами,  с большим энтузиазмом старались попасть увесистыми булыжниками в лобовое стекло мчавшегося авто.

 Нередко это приводило к серьёзным повреждениям и авариям, были и погибшие.

 Стрелять, даже в воздух, категорически запрещалось.
 
 Ведь целью организаторов камнеметания было именно спровоцировать убийство такого подростка-камнеметателя.
 
 У меня была своя тактика. Если я видел издали подозрительную группу, останавливался, выходил из машины и делал вид, что говорю по мобильнику. В большинстве случаев камнеметчики  разбегались, решив, что сейчас приедут пограничники.
 
 Если останавливаться было уже поздно, я снижал скорость до минимальной и открывал окна. Как правило, это воспринималось хулиганами, как подготовка к стрельбе, и кидать камни они не решались.

 Как-то  в такой ситуации мне навстречу пошагал ребенок лет шести.

 Он бережно прижимал к груди огромную каменюку.

 На возвышенности стояло несколько арабов с фотоаппаратами наготове.

 До ребенка с камнем оставалось метров пятнадцать.

 Я увеличил скорость, мальчик решил, что пора бросать.

 Конечно, такой булыжник он не мог бросить далеко, а я к тому же резко затормозил. Так и разъехались.
 
 Но далеко не всем так везло. Особенно женщинам с маленькими детьми…

 По этой короткой дороге я въезжал в столицу с юга, как раз недалеко от наших строек в районе Рамот Рахель.

 Длинная безопасная дорога вливалась в  Шоссе номер один Тель-Авив – Иерусалим.

 Поднявшись в Иерусалим, надо было проехать через весь город, прежде чем попасть на наши объекты в Рамот Рахель.
 
 Иногда приходилось ехать именно по этой дороге.

 Когда ехал по ней первый раз, обратил внимание на какое-то жуткое место напротив стен Старого города. То ли старые развалины, то ли заброшенная стройка – в общем, что-то необычайное и отвратительное.

 В тот же день узнал, что это та самая Мамила – место "соприкосновения" еврейских и арабских жителей Иерусалима. 

 Когда часть святого города находилась под иорданской оккупацией, это было место погромов, которые периодически устраивали арабы при поддержке иорданских властей.

 Узнал, что восстанавливать этот район, скорее всего, поручат нашей организации. Но начать там работу можно будет только после окончания всех политических  и судебных споров вокруг Мамилы.

 И вот, наконец, работы начались. Начались они с фотосъёмки  всех фасадов всех зданий, подлежащих реконструкции – ведь после окончания работ всё должно было выглядеть точно так же, как выглядели дома до того, как арабы их разграбили и сожгли в них всё, что могло гореть.

 Одновременно  по специальной системе нумеровали каждый камень, чтобы потом вернуть его точно на старое место. Представьте масштабы этой работы!

 К счастью, поблизости тогда был большой пустырь, на котором можно было складировать разбираемые камни старинных стен.

 Опускаю подробности – как несколько раз стройку останавливали – на годы!
 
 И как начинали вновь.

 Среди руководства стройкой сменилось немало людей. Я хочу выделить двух  истинных героев Мамилы.

 Это инвестор, бизнесмен Альфред Акиров  и начальник производства Авнер Авитан. Об Акирове читатель может прочесть в интернете. А вот об Авнере хочу сказать несколько слов.

 Формально Авнер был мастером, ну, старшим мастером. Всё его образование было добыто многолетним вдумчивым опытом. Он обладает уникальной способностью впитывать новое - свободно владеет несколькими языками. В том числе, арабским, французским и английским. Он сочетает качества прекрасного организатора с умением расположить к себе окружающих его людей, будь-то архитекторы с мировыми именами или простые рабочие.
 
 Познакомился с ним ещё на строительстве Центра Ицхака Рабина в Тель-Авиве – тоже огромного уникального объекта.

 О квалификации Авнера говорит такая простая деталь – приезжавшие на стройку выдающиеся архитекторы и конструкторы делали обходы только с ним, им не нужны были ни начальники проекта, ни инженеры. С Авнером можно было решить все вопросы!

 Поэтому, учитывая уникальность этого человека, ему, единственному из всех мастеров концерна, была определена должность "начальник производства".

 Во многом благодаря Авнеру и получилась Мамила такой великолепной.

 Весь гигантский комплекс жилых домов, гостиниц, магазинов, кинотеатров, спортзалов и поликлиник выполнен из железобетона таким образом, чтобы разобранные ранее камни древних стен можно было точно установить на их прежние места.
 
 В подземной части расположена огромная – на 1000 мест – пятиэтажная стоянка.
 
 Сегодня воссозданная старинная Мамила является одной из аттракций Иерусалима.

 Красивый мост соединяет её с дорожками, ведущими к Яфским воротам Старого города.

 Поставив автомобиль на подземную стоянку, поднимаемся одним из лифтов на пешеходные улицы Мамилы, идём вдоль многочисленных модных магазинов, баров, кафе и студий. Часто на улочках выставлены великолепные скульптуры – и для удовольствия гуляющих, и для покупки. Хотя и дороговато.

 Ничего не поделаешь – это сегодня один из самых роскошных районов столицы…

 И, конечно, прогуливаясь там, ощущаю особую радость от того, что и мой труд лег небольшой частицей в это чудо.

 О Мамиле можно много прочесть в интернете, посмотреть фотографии этого района конца XIX века и сегодняшние. На моих снимках видны отдельные фрагменты на фоне стен Старого города.