Зал одного Парадокса

Илья Комольцев
     В просторном зале было по-утреннему свежо. Из-за полупрозрачных белых гардин, свободно падающих с самого потолка, создавалось ощущение, что у зала вовсе не было стен. Ветер из открытого где-то окна легонько колыхал их, от чего складки на гардинах напоминали стоящие на одном месте волны. Косой свет недавно взошедшего солнца свободно проникал через высокие окна и рассеивался тканью, создавая мягкие тени на деревянном полу. Два ряда скамеек, разделённых широким проходом, были обращены к деревянному возвышению в дальней части зала, на котором стояла небольшая кафедра. На возвышении, непринуждённо болтая ногами, не достававшими до пола, сидел мальчик лет двенадцати, одетый в белую рубашку и чёрные брюки. Рукав пиджака, небрежно лежащего рядом, также непринуждённо свисал и легонько покачивался в такт ногам.
     Молодая женщина в простом светлом платье шла между скамейками, и шагов её босых ног практически не было слышно. Больше в зале никого не было. Дойдя до конца зала, девушка неуверенно остановилась в нескольких шагах от мальчика.
     - Доброе утро. - Приветливо поздоровался мальчик. Его улыбка, по-детски светлая, на удивление была не похожа на улыбку ребёнка. Голубые глаза мальчика остались внимательными и слегка грустными.
     - Доброе утро, ваша честь, - ответила девушка. Она казалась спокойной, но руки, незаметно теребившие платье, выдавали её волнение. Мальчик кивнул, приняв приветствие.
     - Сегодня не совсем обычное дело, - мальчик-судья легко поднялся на возвышение, на котором сидел, и, сложив руки за спиной, принялся ходить по краю возвышения, - и поэтому, поскольку вы здесь, и я здесь, мы можем начать.
     Мальчик прошёл перед кафедрой, которая была выше него не меньше чем на голову.
     - Вы, надо полагать, не знаете, почему вы здесь, - продолжил мальчик.
     - Нет, ваша честь, - ответила девушка.
     - Так и должно быть, это значит что вы пришли во время. - Мальчик улыбнулся. - Дело в том, что вы обвиняетесь в том, чего ещё не сделали. Сейчас объясню, - поспешил он, прочитав на лице девушки сразу несколько вопросов, - но сначала замечу, что раз вы ничего не совершали, то вы абсолютно свободны, и останетесь свободной, когда мы закончим.
     Девушка внимательно слушала. Она перестала теребить платье, и, сложив ладони вместе перед собой, расслабленно опустила руки.
     - Но как это возможно?
     - Видите ли, в данном деле, которое мы сейчас рассматриваем, мы точно знаем, что поступок, за который вас обвиняют, был совершён. Если бы не это обстоятельство, не образовался бы этот Парадокс. - Мальчик неопределённо обвёл рукой зал.
     Девушка задумчиво осмотрела зал.
     - А что это за место? - Она внезапно для себя поняла, что не знает, где находится.
     - Я не знаю, - немного расстроено ответил мальчик, - но можно его назвать Залом Суда Над Парадоксами, например. Но мы отвлеклись.
     Мальчик остановился прямо напротив девушки, снова приняв странную для его возраста серьёзность. Девушка, стоя на полу зала, была не на много ниже него, хотя мальчик стоял на возвышении.
     - Этот поступок совершён вашим обвинителем. - Твёрдо сказал судья. - Женщиной с вашим именем, вашей внешностью, вашим голосом, но не вами.
     Девушка задумалась.
     - Но кем может быть мой обвинитель? Мной из будущего? - девушка обернулась в пустой зал, ожидая увидеть там себя, или даже нескольких себя, но зал по-прежнему был пуст. Её волнение постепенно сменялось интересом.
     - Я не знаю ответа на этот вопрос, - сказал мальчик, - но не обязательно из будущего. Представьте, что каждый раз, совершая какое-то дело, вы меняетесь, оставляя за собой след, образ того, что мы называем человеком, с его поступками и желаниями. - Мальчик снова сел на возвышении, свесив с него ноги, как сидел до прихода девушки. - И что такой же след оставляют и не совершённые дела, а только возможные, но не воплощённые в реальность.
     - То есть, этих следов может быть сколько угодно?
     - Совершенно верно. Вы, и ваш обвинитель - просто разные состояния одного и того же человека. Единственное существенное отличие между вами - это тот самый поступок, из-за которого мы здесь. Но откуда вы, и откуда она - мне неизвестно. И неизвестно, как вы связаны - временем, или  мыслью, или ещё каким-то немыслимым для меня образом. - Мальчик поправил свисающий рукав пиджака, лежащего рядом.
     - То есть, я не обязательно совершу тот поступок, о котором идёт речь? Если таких следов сколько угодно, то та, другая я, - девушка не знала, как правильнее сказать, - может быть не моим, как вы сказали, следом, а следом никогда не существовавшей меня?
     - Да, вы правильно поняли. - Мальчик остался доволен её объяснением. - Я не знаю, именно вы совершите или нет этот поступок в будущем. Или, кто знает, может быть наоборот - не совершите какого-то поступка, и именно в этом вы себя обвините. Бездействие, в широком смысле, - тоже поступок.
     - Но, может быть, вы тогда скажете, что это за преступление? - Попросила девушка. - Тогда я смогу его не совершать..
     - К сожалению, это невозможно. - Отказал судья. - Ведь вы свободны, и свободны в том числе совершать ошибки. Это ваше непреложное право.
Девушка задумчиво поправила платье.
     - Ваша честь, - собравшись с мыслями, она обратилась к мальчику, - а что будет с той мной, которая виновна?
     - Ещё не знаю. Может быть, она так и останется следом, никогда не существовавшим, всего лишь потерянной возможностью.
     Мальчик улыбнулся, глядя ей прямо в глаза, а затем встал и направился к кафедре.
     - В любом случае, если вы не будете подавать на себя в суд за то, чего не делали, этого парадокса больше не возникнет. А суд над виновными - совсем другое дело.
     Он взял деревянный молоток судьи с кафедры, а затем вынес приговор.
     - Объявляю вас невиновной в том, чего вы не совершали! - Громко сказал судья, а затем тише добавил. - И, помните, что в этом зале люди виновны, потому что чувствуют свою вину. 
     Он громко стукнул молотком по кафедре, и девушка вздрогнула.

          *     *     *

     Проснувшись окончательно, она не могла точно вспомнить, что ей снилось, только какие-то обрывки странного разговора, белые гардины и удар судейского молотка.
     В комнате царил голубоватый утренний сумрак. Из-за открытой всю ночь балконной двери в комнате было прохладно.
     Девушка тихо встала, чтобы не разбудить спящего рядом парня, и прошла в темноте на кухню. Она приняла для себя решение, и поэтому чувствовала себя легко.
     Включив на кухне свет, она вырвала из записной книжки листок, и написала короткую записку, а затем так же тихо собралась, выключила свет, и вышла из квартиры, защёлкнув за собой дверь, оставив все ключи внутри.
     Когда золотые утренние лучи пробрались в спальню, в квартире от девушки уже не осталось даже лёгкого запаха.